WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                  
                                                           

Главная

История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте
 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

02:33

 

ЭКОНОМИКА ВЕНЁВА 1890 ГОДА

Денис Махель
2016-2017

   В венёвских архивных документах 1880-1890-х годов много панических сообщений, что городская торговля приходит в упадок, в следствие окружающих Венёвский уезд железных дорог. Вся местная сельскохозяйственная продукция уходит на соседние станции Лаптево, Зарайск, Оболенское, Епифань, минуя традиционных посредников - венёвских торговцев. Для сравнения: стоимость доставки пуда груза подводами из Венёва на ж/д станцию Лаптево в 1891 году составляла 20 копеек, тогда как если бы в Венёве была своя железная дорога стоимость доставки пуда груза на тоже расстояние была 3 копейки1.

  Лучшие люди города "били во все колокола", писали ходатайства в Тулу, Москву, С.-Петербург, пытаясь улучшить транспортную доступность Венёва. Пугали полным упадком городской промышленности или даже голодом. Попробуем сравнить экономическую ситуацию в разных уездных городах Тульской губернии используя отчёты городских управ за 1890 год2.

   Главный показатель в городском бюджете - общий годовой приход денежных средств по различным статьям. В основном это доходы от сдачи в аренду городской недвижимости и сборы с патентов, прав торговли, местные акцизы. Значительные средства во всех городах взимались с гостиниц, постоялых дворов, трактиров и питейных заведений. Цифра годового дохода однозначно характеризует экономическое состояние города.

Доходы уездных городов Тульской губернии в 1890 году в рублях


 

  Получив доход в размере 16 354 рубля Венёв входил в число средних по экономическому развитию уездных городов Тульской губернии. В 1890 году в Венёве еще не было уличного освещения керосиновыми фонарями, оно появится уже в следующем 1891 году. Проблема соединения города "паровой ветвью" будет решена в 1900 году, когда начнется движение по венёвской железнодорожной ветке. А до этого момента, действительно, городу приходилось тяжело. Главным фактором экономического благополучия уездных городов в то время была ж/д станция.

   Изолированность Венёва положительно сказывалась на кустарных производствах, например, гончарных мастерских. Только в Венёве в 1890 году "горшечные заведения" все еще облагались специальным сбором, пополнявшим бюджет на 16 рублей. Железные дороги к 1890 году полностью уничтожили старинное занятие тульских уездных городов - посредническую торговлю скотом. В XVIII-XIX веках из южных губерний в Москву шли тучные гурты крупного рогатого скота. Городские выгоны были необходимы для временных стоянок гуртов, а на городских скотобойнях шла их частичная переработка, давая сырьё салотопенным и кожевенным заводам. Это было важнейшим занятием для венёвского купечества в 1-ой половине XIX века. Например, в 1838 году из общих доходов города в 8 232 рубля, поступления от выгона и пяти скотобоен составили 1 250 рублей, т.е. около 15%4. В 1890 году большинство бывших городских выгонов сдавалось под хлебопашество и огородничество. А скотобойни на городской земле упоминаются только в Черни, где они платили сбор всего 4 рубля. Выводились скотобойни и кожевенные заводы из Венёва ещё и по санитарным соображениям3.

   Значительную помощь в пополнении бюджета оказывал Венёвский городской общественный банк. Его учредителем была Городская Управа. Ежегодные отчисления банка на городские нужны иногда превышало 000 рублей, что составляло около трети всех городских доходов. В 1860-70-х годах подобные банки появились во всех уездных городах губернии, но к 1890 году уцелели только в четырех: Белёве, Венёве, Крапивне и Новосиле. Например, признанный несостоятельным в 1889 году алексинский банк гасил долг лесом, произраставшим на городской земле. Так в 1889 году городской управой Алексина было продано дров на 25 182 рубля, а в 1890 году еще на 13 000 рублей. Подобным образом гасил долг и Богородицк, продав в 1890 году городского леса на 2 318 рублей.


Герб город Венёва, утвержденный 8 марта 1778 года

   Помимо обычных статей пополнения бюджета в каждом городе были свои уникальные доходные статьи. Города брали плату за проезд по большим мостам и переправам принадлежащих городу. Так поступал Алексин, Белёв, Кашира, Ефремов. В Богородицке с торгов продавали навоз из Пожарного Депо и с Базарной площади на 39 рублей. В Венёве тоже была своя оригинальная статья дохода: сдача в аренду городских весов и мер. С 1823 года можно было за деньги получить у города право сдавать весы и меры базарным торговцам в аренду4. Человек приобретший такие эксклюзивные права уплачивал в 1890 году городу 1 020 рублей. Особенно символично, что на венёвском гербе изображена золотая хлебная мера. Еще несколько городов так же взимали плату за весы и меры, в 1890 году таким образом Епифань заработала 124 рубля, Кашира - 1 670 рублей, Новосиль - 45 рублей.

  Значительный доход уездным городам приносила сдача в аренду городских мельниц. Например, Одоев сдавал в аренду пять мельниц на берегу реки Упы, получая 330 рублей в год, Ефремов сдавал городскую мельницу за 700 рублей, а Чернь за 900. К сожалению, в Венёве ни одна из трех мельниц в городской черте Городской Управе не принадлежала.

  Самыми успешными тульскими уездными городами в 1890 году были Белёв и Ефремов. Их годовые отчёты не рукописные, а отпечатаны типографским способом в самих городах. Помимо обычных трат на жалование работникам Управы, полицейским, учителям, содержание училищ и богаделен, некоторые расходные статьи этих городов поражают своими излишествами. Например, в Белеве на "иллюминацию корпуса Управы в высокоторжественные царские дни" истрачено 40 рублей, на отстройку храма в Жабыни 2 630 рублей. В Ефремове не жалели денег на благоустройство, так на ремонт шоссе, пролегающего от Покровской церкви по Ганьшинской улице до вокзала и на мощение Никольской улицы истрачено 2 000 рублей. Это огромные деньги для остальных городов. В то время никаких субвенций и дотаций городским бюджетам из губернского или имперского бюджета не существовало. Приходилось рассчитывать только на свои доходы и экономить каждый общественный рубль.

 

Источники
1. ГАТО Ф.90 оп.1 т.43 д.37605
Постановления Венёвской городской Думы за 1891 год
2. ГАТО Ф.90 оп.1 т.43 д.37614 Отчеты городских управ Тульской губернии за 1890 год
3. ГАТО Ф.743 оп.1 д.1324 О постройке кожевенного завода в Венёве, 1891

4. ГАТО Ф.90, оп.1, т.18, д.14482 Положение о предполагаемых доходах и расходах по городу Веневу на 1838 год