WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

16:06

Путеводитель по достопримечательностям города

Главная > Путеводитель > Озеренская слобода

 

 

 Озеренская слобода

   Возникла сразу после строительства Веневского острога в 1560-е годы, первоначально была заселена казаками и называлась "Казацкой". Наиболее правдоподобной видится версия происхождения названия от слова "озирать", т.е. наблюдать за окрестностями. В конце XVII века, когда военная угроза спала, служилые казаки были переименованы в "пахотные солдаты".

  Слобода была центром Озеренской волости, в которую входили окрестные населенные пункты. В Веневском краеведческом музее сохранилось несколько дел дореволюционного Озеренского мирового суда. Приход относился к Введенской церкви, первоначально, находившейся на земле Озеренской слободы. На улице Карла Маркса сохранилось здание Озеренской земской начальной школы.

  Тульские Епархиальные ведомости за 1874 год сообщали неприятную особенность Озеренской слободы: "Замечательно, что все эпидемии как то холерная, оспенная, тифозная и проч. Начинались обыкновенно в Озеренцах. Говорят, что причина тому кроется в несоблюдении санитарных условий относительно уборки павших животных, вывоза нечистот и проч." Та же газета сообщает еще один интересный факт: 28 октября 1861 года в слободе скончалась крестьянка в возрасте 102 лет!

  На фото справа один из лучших домов Озеренской слободы до революции, после это здание занял Сельсовет. Фотография начала XX века.

Озеренская слобода. Будущее здание сельсовета
Будущее здание сельсовета,  нач.ХХв.

   Во время коллективизации 1930-х годов в слободе был создан колхоз "им. Рогожина". В 2005 году в ходе реформы местного самоуправления было создано "Озеренское муниципальное образование", охватившее гораздо большую территорию, чем прежняя волость.

Луговская мельница


Луговская мельница, нач.ХХв.

    Луговская мельница находилась в одной версте от города, вниз по течению Веневки, в Озеренской слободе.  Первоначально предназначалась для приведения в действие станков парусно-полотяной мануфактуры Лугинина. Мануфактура построена Иваном Корниловичем Лугининым в середине XVIII века, не ранее 1744 года. И.К. Лугинин - тульский купец первой гильдии, владел еще несколькими подобными мануфактурами в Тульской провинции. Входил в десятку крупнейших торговцев России, в Туле сохранился дом Лугининых (ул.Менделеевская, д.7).

   Мануфактура была крупным предприятием той эпохи, продукция направлялась для продажи в Петербург, откуда часть шла на экспорт в Европу. В этот период в городе отмечено значительное каменное строительство церковных и гражданских зданий, что отчасти может быть связано с успешной работой предприятия. В последний раз в документах мануфактура упоминается в 1760-е годы, тогда её владельцем числился Ларион Иванович Лугинин (1722-1785). В  "Экономических примечаниях к плану Генерального межевания" (1780-е годы) говориться, что обе мельницы в Озеренской слободе используются для помола зерна, а о мануфактуре уже не сказано. В это время Лугинины активно занялись металлургической промышленностью на Урале и, видимо, свернули производство в Венёве.

Лихачев Иван Алексеевич (1896-1956)

   В Озеренской слободе родился и вырос Иван Алексеевич Лихачев. Член Коммунистической партии с 1917. Родился в семье крестьянина. С 1908 рабочий Путиловского завода в Петербурге. В годы 1-й мировой войны (1914-18) матрос Балтийского флота. В 1917-21 красногвардеец, командир Красной Армии, сотрудник ВЧК. В 1921-26 на профсоюзной работе. Учился в Горной академии и в Электромеханическом институте. В 1926-39 и 1940-50 директор Московского автомобильного завода. В 1950-53 директор Московского машиностроительного завода.


И.А.Лихачев у экспериментального образца легкового автомобиля на базе АМО-Ф-15, 1920-е годы

Иван Алексеевич Лихачев
И.А. Лихачев

  В 1939 нарком машиностроения. С 1953 министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. На 18-м съезде партии (1939) избирался член ЦК ВКП(б); на 20-м (1956) - кандидат в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-5-го созывов. Государственная премия СССР (1948). Награжден 5 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. В июне 1956 его имя присвоено Московскому автомобильному заводу.

  К сожалению, дом Лихачевых в слободе не сохранился. До революции отец Лихачева работал в типографии. После национализации здание типографии было отдано его семье. Это был каменный одноэтажный дом, с большим цокольным полуподвальным этажом. Подробности о дореволюционной работе типографии не известны. Известно, что по состоянию на март 1914 года типографий в Веневском уезде еще не имелось. Стало быть она появилась в промежутке между 1914 и 1917 годами.


Дом Лихачевых

Озеренский карьер

  Недалеко от Озеренской слободы, на берегу Веневки располагается не менее известный, чем сама слобода, Озеренский карьер. Промышленная разработка известкового камня для строительства Московского метро началась здесь в 1935 году. Для этого сюда было проложена железнодорожная ветка. Сейчас добыча прекращена.  Данный промысел существовал и в древности. Вероятно, наряду с Бяково камень из Свиридовских (Озеренских) каменоломен поставлялся на строительство Тульского кремля в 1514-1520 годах.

Население слободы по годам, человек
1790 1897 1916 1979 2004
890 858 1041 520 239