WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:31

 

Открытие историко-культурного комплекса на станции Венёв

30 октября 2013 года
фото и текст Дениса Махеля


Паровоз Л-3645 "Лебедянка", построен на Ворошиловоградском паравозостроительном заводе в 1954 году. Установлен на вечную стоянку работниками эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск

Многие не верили, а у нас получилось!

   30 октября 2013 года был торжественно открыт историко-культурный комплекс на станции Венёв Тульского региона Московской железной дороги. Теперь и без того популярнейшее у нас в городе место, для прогулок с детьми и свадебных кортежей, получило всероссийскую известность, как уникальный музей под открытым небом.

   Давайте прогуляемся по новому скверу. При входе нас встречает девушка с хлебом и солью. Подойдем для начала к бывшей водонапорной башне. Вдоль замощенных дорожек установлены стилизованные фонарики и скамейки. Башню построили в самом начале XX века и первоначально она была выше. К сожалению, в ноябре 1941 года башня была взорвана и теперь она в половину прежней высоты. В начале реконструкции были предложения совсем снести башню, т.к. она частично закрывает вид на здание вокзала со стороны улицы Стрешнева. Очень хорошо, что этого не случилось. Решено сделать из неё подобие крепостной башни со стеклянной смотровой площадкой и шатром сверху. Полностью работы над башней будут закончены в 2014 году. Сегодня у входа в неё разместилась скульптура богатыря и макет старинной пушки. Вероятно новая башня станет одним из символов Венёва. Мне понравился так же мостик через дренажную канаву у башни.

   Пройдемся теперь по аллее, где размещены уникальные экспонаты. Помимо большого паровоза серии "Л", здесь есть маленький паровозик Черепановых, подлинный венёвский рельс 1907 года, теплушка 1930-х годов и единственный в России бронеавтомобиль БА-11, да ещё на ж/д-колесах!

 

   В годы Великой отечественной войны подобные автомобили иногда использовались вместо локомотивов в прифронтовой полосе. В начале реконструкции в 2012 году железнодорожники хотели установить здесь автомобиль ЗИС-5, так же на рельсах, в память об Иване Алексеевиче Лихачёве, уроженце Венёва и создателе завода ЗИС, позднее переименованого в честь Лихачева в ЗИЛ. По всей стране начались поиски ретро-автомобиля. К сожалению, завод не смог помочь. РЖД обратилось к Федору Бондарчуку с просьбой уступить один из автомобилей, ведь на съёмках фильма "Сталинград" их было уничтожено более 300! Бондарчук ЗИС-5 не подарил, однако, посоветовал обратиться в реставрационные мастерские при Мосфильме.


Памятник И.А. Лихачёву на ст.Венев,
скульптор А.Н. Бурганов, открыт 30.10.2013

    Реставраторы убедили туляков, что ставить грузовик ЗИС в сквере опасно. Почти все подобные памятники в стране были уничтожены вандалами, фанерная кабина и деревянный кузов легко воспламеняются. Но реставраторы предложили выход: поставить бронеавтомобиль БА-11, которые делали там же на ЗИСе. Тем более памятника БА-11 в России еще нет. Теперь РЖД начало искать колесную базу ЗИС-6 для того что бы в мастерских поставили на неё бронекорпус.

   Питерские поисковики предложили поднять ЗИС-6 со дна Ладожского озера, где по их словам таких до сих пор множество. От железнодорожников требовалось обеспечить группу подводников техникой, палатками, продуктами. Экспедиция уже во всю готовилась, как вдруг ЗИС-6 нашелся в Щекинском районе Тульской области, где его удалось недорого приобрести*. А сам броневик у реставраторов получился очень качественный, я даже сначала не заметил, что он новодельный.

   Преобразился и сам вокзал. Ремонт зданий был произведен еще в 2012 году. Обратите внимание на большую водонапорную башню справа. Недавно из неё сделали подобие морского маяка, на котором ночью медленно зажигается и затухает фонарь. Там же установлена фигура казака несущего дозор. Этим летом внутри вокзала появилась скульптурная композиция посвященная "железнодорожным королям" семье фон Мекк работы скульптора Сергея Полегаева. Как известно, именно благодаря личным договоренностям венёвцев с фон Мекками удалось проложить ветку на Венёв в 1900 году, которая первоначально считалось убыточной. В 1917 году линию продолжили до станции Узловая и она напрямую связала промышленный район Донбасса с Москвой. Внутри вокзала установлены диваны "под старину" с надписью "ст.ВЕНЕВ". На втором этаже вокзала, как говорят участники официального открытия, сделали "Зал совещаний" с мини-музеем по истории железных дорог и о Венёвском крае.


Брошюра выпущенная РЖД к открытию историко-культурного комплекса
Её можно приобрести в "Сувенирной лавке на Преображенской"

  В этом году туристический Венёв получает подарок за подарком: летом построили дорогу на "12 ключей", теперь музейный комплекс на вокзале открыли. Будем включать вокзал в наш туристический маршрут.

* Примечание: На самом деле, как выяснилось в 2017 году, использована колесная база не грузовика ЗИС-6, а ЗИЛ-157.

Тоже место ночью

 

Репортажи с торжественного открытия историко-культурного комплекса