WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

13:19

Электронная библиотека

 

 

Ровесница века.
Воспоминания о Лидии Евлампиевне Иордан

Нина Владимировна Яковлева
2017

   Моя бабушка Иванова Лидия Евлампиевна родилась в 1900 году в семье крестьянина и бедной дворянки в небольшом сибирском городе Омске. "Ровесница века,"- так себя называла Лидия Евлампиевна. Отец Лиды работал счетоводом первого разряда, мама Лиды не работала, была очень болезненной женщиной. Поэтому часто семья выезжала на озеро за городом, где были лечебные грязи. Росла Лида в семье одна, других детей не было. Училась девочка  в гимназии, где изучали два языка -немецкий и французский. Языки давались легко, а остальные предметы Лида не очень любила.

   Вскоре мамы не стало, а потом и отца. Лиду взяли в большую семью Березовских. Глава семьи Феоктист Алексеевич Березовский позже стал революционером-писателем.

   В этой  семье у моей бабушки была подруга детства - Августа Феоктистовна. Вместе девочки бегали на балы,  даже когда Омск заняли белогвардейцы под командованием Колчака в 1918 году. Очень Лиде нравились англичане, девушка танцевала великолепно, все кавалеры её приглашали и часто выбирали мою бабушку "Королевой бала", потому что Лида была и очень хороша собой.

   После смерти родителей она пошла работать на место своего отца. А когда Красная армия выгнала Колчака, то началась советская эпоха в  Сибири. В оперном театре появились балетные курсы, на которые с удовольствием записалась моя бабушка. У неё открылся талант балерины и началась работа в театре в кордабалете. Бабушку хотели выбрать и примо-балериной, но она не чувствовала себя в этой роли.


Юрий Александрович Иордан

   В балет ходили все партийные работники, балет в те годы был популярен среди большевиков. У бабушки появился поклонник - Йордан Юрий. Он стал ухаживать за Лидией. Молодой человек понравился моей бабушке до такой степени, что она согласилась на гражданский брак. Но театр Лида решила не бросать, продолжала работать даже когда перевели мужа в другой город, в Томск.

   Там родились две дочери - сначала Алла, потом Тамара. Муж уже чувствовал приближение трагических событий в России и посоветовал жене получить другую, более нужную профессию врача. О своей семье Юрий Йордан рассказывал мало, только то, что родом из-под Тулы, где было родовое поместье Йордан. Предки - из обрусевших немцев*. В семье был майорат, всё передавалось старшему брату. В связи с революцией и участием в ней, моему деду пришлось отказаться от семьи и уехать работать в Сибирь. В Томске моя бабушка поступила в Томский университет на медицинский факультет.

   Когда Юрия перевели в Новосибирск, где он получил должность директора Урало-Сибирского планового института, жена тоже перевелась в Новосибирский университет на медицинский факультет.

   Но в 1937 году дедушку забрали и увезли представители НКВД  на чёрном воронке в неизвестном направлении. Потом арестовали и бабушку, а детей отправили в детские дома, находящиеся в разных частях страны. Тамару Йордан, мою маму - в Свердловск, тётю Аллу - в Иваново.

   Так началось скитание моей бабушки по тюрьмам, перевод в одно место, потом в другое. Озвучена была и статья - член семьи изменника Родины. В одном из пересылочных пунктов Лидия Евлампиевна встретила родного брата своего мужа Николая Йордан. Но поговорить не удалось, его срочно перевели в другое место.

   Конечным пунктом была тюрьма в Коми АССР, где Лидия познакомилась с замечательным человеком, заведующим тюремной больницей, Оганес Александровичем. Он поспособствовал оформлению моей бабушки на должность врача-лаборанта, так как у неё было незаконченное высшее медицинское образование. Потом Лидию перевели на поселение, и она продолжала работать в тюремной больнице.

   В это время уже началась война, голод бушевал во всех концах России. Бедствовали и дети в детских домах. Ели даже кошек, как рассказывала моя мама. И Тамара Йордан решила сбежать из детского дома. Характер у неё  был бойкий, как у пацана. Она выкрала документы, где были записаны координаты её матери. Ещё её подталкивало решение учиться на врача, как и её мама. А в детском доме можно было получить только рабочую профессию.

   Тамара Йордан подстригла волосы, переоделась в мальчишескую одежду и сбежала из этого приюта. Передвигалась она на поездах, лошадях, машинах как мальчишка, ищущий свою маму. Вся обовшивленная приехала она в Сыктывкар, туда где жила на поселении моя бабушка. Сколько сил и препаратов потребовалось для лечения всех этих болячек, которые приобрела моя мама во время скитаний. Всю одежду пришлось сжечь полную платяных вшей. Волосы подстригли под ноль.

   Так началась новая жизнь с мамой Лидией. Оганес Александрович и тут оказал реальную помощь, он выяснил, что в Ленинграде есть институты, где принимают детей репрессированных. Так моя мама поступила в ленинградский медицинский институт имени Павлова.

   Закончив учёбу, и тут моей маме повезло в приобретении путёвки на корабль, который совершал поездку вокруг Европы. Мама посмотрела Париж, Амстердам, Неаполь, Рим, и другие европейские города. Так возникла мечта о поиске родственников отца, тем более стало известно, что он реабилитирован посмертно. Так же моя бабушка получила реабилитацию по своей статье (эти документы хранятся и по сей день в нашей семье).

   Но всё было безрезультатно. Никто не откликнулся. Потом мою маму настигла любовь к женатому, но талантливому мужчине. И по этой причине Тамара оказалась в Костроме. Но женатый мужчина не отвечал взаимностью, мама устроилась работать в местную тюрьму врачом, встретила моего отца, и родилась я.

   Всё моё детство прошло под надзором "ровесницы века". Она вынянчила меня, мама работала с утра до вечера. Бабушка приехала, когда мне было три года. Бабушка никогда не жаловалась на жизнь, а наоборот, благодарила судьбу, которая послала ей добрых людей. Даже Сталина она ни в чём не винила, а говорила, что люди были сами виноваты: писали поклёпы друг на друга. Например, кто-то желал присоединить себе лишнюю комнату в коммуналке, они писали о соседях, что говорят плохо о Сталине и большевиках. А про мужа говорила, что был очень умным. А в тюрьме погиб от болезни сердца, часто в детстве ангинами страдал. Бабушка никогда не говорила гадости о других людях. За покупками ходила пешком, если ездила на автобусе, то никогда не садилась и просила не уступать ей места. Вставала рано и делала утреннюю гимнастику. Читала много, даже на французском, английском языках. Любила ходить в кино на французскую комедию с Луи де Фюнесом. Меня тоже водила на все сеансы.

   Пенсия у бабули была хорошая, она могла себе позволить съездить на море. Когда я выросла, то она брала меня с собой. Самолётом не летала, а ездила на поезде. Вот там под стук колёс она рассказывала о поездке своей дочери на теплоходе вокруг Европы. Так прошло моё детство с любимой бабушкой.

   P.S. На самом деле, моего дедушку расстреляли в 1937 году. А расстрельный приговор был подписан Сталиным. Мне не удалось найти семью брата дедушки. Из архивов КГБ написали, что он и его семья, а также две их сестры жили в самом центре Москвы, рядом с Арбатом. А арестовали Николая Иордана раньше, в 1932 году. А дело его прекращено в ноябре 1988 года. Почему не в период хрущёвской оттепели? Больше о нём мне никаких сведений не сообщили.

   Отдельное спасибо Горловой Людмиле Алексеевне, заведующей музеем новосибирского технологического университета. Она откликнулась на просьбу разыскать все документы, связанные с именем моего дедушки. По интернету выслала его фотографию. Я увидела лицо деда только пятьдесят лет спустя после моего рождения. Вот её письмо, адресованное моей дочери:

   "Добрый день, Ярослава. Меня зовут Людмила Ивановна. Я директор музея истории НГУЭУ-"НИНХ". Спасибо за письмо. Благодаря ему мы узнали имя и отчество Вашего прадеда. На фотографиях везде указано сокращенно (Ю.А.). Действительно, Ваш прадед Иордан Юрий Александрович был директором Урало-Сибирского Планового института Госплана СССР.

   Краткая историческая справка: "Сибирский институт народного хозяйства "СИНХ" начал свою работу 1 ноября 1929 года. Торжественное открытие института состоялось 8 ноября 1929 года. 26 апреля 1931 года "СИНХ" был реорганизован в два самостоятельных института: Сибирский плановый институт Госплана СССР и Сибирский институт потребительской кооперации Центрсоюза СССР. В 1932 году первый был переименован в Урало-Сибирский плановый институт (УСПИ), а второй - в Урало-Сибирский торгово-товароведный (УСТТИ). В 1936-37 годах большое количество преподавателей и студентов было отстранены от работы и учебы органами ОГПУ. Все это привело к тому, что УСИНХ в течение лета был расформирован: 4 августа 1937 года вопрос о реорганизации института был рассмотрен Западно-Сибирским крайисполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов." На сайте университета, на странице музея истории есть информация о СИНХе нашем предшественнике и воспоминания выпускницы СИНХа 1938 года Вальт Евгении Иосифовны, которая после расформирования института закончила Куйбышевский Плановой институт. С удовольствием посылаем Вам из фонда музея истории 3 фотографии, на которых есть фотография Вашего прадеда Иордан Ю.А."

 

* Комментарий Д. Махеля


Николай Павлович Иордан, 1863

   Семья Иордан владела имением в селе Студенец с 1857 г., когда гвардии поручик Николай Павлович Иордан (1832-1902) женился на княжне Лидии Андреевне Вяземской (р.1840). Их старший сын Александр Николаевич и был отцом Юрия Александровича Иордана (1898-1937). Дочь Мария Николаевна Иордан (р.1859) в 1875 г. вышла замуж за веневского 1-ой гильдии купеческого сына Виктора Ефимовича Махотина (1853-1896), в 1878 г. у них родился сын Михаил. Он окончил Тульское Лесотехническое училище по лесному делу и мелиорации. В 1898 г. поступил на службу в Серебряно-Прудскую вотчину (Венёвский уезд) графа С.Д. Шереметева на должность лесовода. После 1917 г. работал лесничем, его потомки сегодня проживают в Москве и Московской обл. Автор статьи Нина Владимировна Яковлева (р.1963), внучка Юрия Александровича Иордана, проживает в Италии.