Водонапорная башня
Денис Махель
2020
Венёв, 12.09.2020
Венёв,
21.01.2005 |
После создания
"Историко-культурного комплекса на
станции Венёв" в 2013 году рядом с вокзалом осталась стоять странная
кирпичная постройка, цилиндрической формы, напоминающая недоделанную
башню Тульского кремля. Действительно, у авторов проекта была
задумка сделать смотровую площадку сверху цилиндра и даже надстроить
деревянный шатер, что придало бы ещё большее сходство с крепостной
башней. По финансовым причинам задумка реализована не была. Может, это и
к лучшему, слишком много бессмысленных новоделов появилось за последнее
десятилетие.
Старожилы конечно помнят, что
кирпичная постройка - часть бывшей водонапорной башни. Долгое время
наверху башни умещался деревянный дом без окон и дверей. Именно эта
конструкция скрывала бак для воды. О том, что водонапорная башня до 1941
года выглядела гораздо элегантней никто уже не припоминал.
24 ноября 1941 года отступающая Красная
Армия уничтожала в Венёве стратегические объекты: бывший винокуренный
завод, почту, здание радиоузла, водонапорную башню на вокзале. Снимок
разрушенной башни после взрыва сохранился в немецком фотоальбоме периода
оккупации. После войны башню восстановили без архитектурных излишеств.
Венёв, снимок периода немецкой оккупации, 1941
Венёвская башня не была уникальной. Её
проект по заказу Рязанско-Уральской железной дороги разработал
инженер-технолог Н. Виноградов. В 1898 году проект с подробными
чертежами опубликовал журнал "Инженер". Всего было возведено не менее
80-ти башен этой конструкции. Одна водонапорная башня устанавливалась
каждые шестьдесят верст пути. Здание отапливала печь, работающая на
нефти. Фасад башни был выполнен в архитектурном стиле эклектики конца XIX века. Здесь можно найти смесь готических и
мавританских мотивов. В Венёве башня появилась около 1900 года.
Графическая часть публикации в журнале "Инженер" 1898
года
Сегодня
уцелели единичные образцы башен по проекту Виноградова. Особенно страдал
купол здания, при ремонтах его упрощали.
|