WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2025

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

05:22

Достопримечательности

Главная > Путеводитель > Воскресенский собор

 

 

Воскресенский собор

Денис Махель
2021-202
5


Воскресенский собор, 25.07.2020

"Кто заходил в собор, хотя на минуту, тот выносил отсюда, если можно так выразиться, впечатление живой религиозной радости."1

Самый главный

   Существует ошибочное мнение, что главным храмом Венёвского уезда был Николаевский собор. Во-первых, Николаевская церковь хотя и была самой грандиозной в Тульской епархии, она служила главным городским храмом. Во-вторых, собор в уезде был один - Воскресенский. Воскресенский собор - главный храм Венёвского благочинического округа, который почти полностью соответствовал территории уезда.

  Приход собора составляли в первую очередь крестьяне ближайших городских слобод Городенской, Стрелецкой и Пушкарской. Многие выходцы из этих слобод записываясь в городское мещанское или купеческое общество продолжали оставаться прихожанами собора. Большинство проживавших в Венёве дворян и чиновников, квартировавшие в городе офицеры и нижние чины так же состояли в приходе собора.

  Воскресенский собор - старейшей храм города. Однако, в XVI-XVII веках его главный престол был освящен в честь Великой Христовой мученицы Параскевы нареченной Пятница. Параскевиевский собор в Венёве впервые упоминается в "Писцовой книге Городенска 1571/72 года"2. В некоторых документах встречается название Пятницкий собор3. Собор был под защитой крепостных стен, поэтому он уцелел во время нашествия крымских татар в августе 1633 года5. В царствование императора Петра I почитание мученицы Параскевы попало под запрет. В Венёве главный престол собора переосвятили в честь Воскресения Господня. Спустя некоторое время запрет смягчили, и в соборе был освящен придел в честь мученицы Параскевы.

Покровительница города

  Великая Христова мученица Параскева нареченная Пятница считается небесной покровительницей города Венёва. Существует предание о чудесном спасении жителей.

"По темным воспоминаниям местные старожилы передают, будто к Веневу с западной стороны подступила Литва и долго держала город в осаде, опустошив посад и подгородные слободы, но будто бы осажденные, следуя чудесному внушению Мученицы Параскевы, сделали удачную вылазку и обратили неприятеля в бегство."(1854)9

  "Когда-то к Веневу подступила Литва и долго держала город в осаде. Осажденные, следуя будто бы чудесному внушению мчц. Параскевы, сделали удачную вылазу и обратили неприятеля в бегство."(1895)4


Фреска мчц. Параскевы в церкви с.Свиридово,
 фото В. Разумова, 2018

   В 1873 году в соборе находились две древние иконы происходившие из прежнего деревянного храма: "св. мученицы Параскевы с изображением её страданий и св. Иоанна Богослова с апокалипсическими  изображениями: жены, облеченной в солнце, зверя, имеющего семь голов и десять рогов и проч., знатоки, в том числе и староверы, относят к глубокой старине"1. Действительно, в Писцовой книге 1571/72 годов упоминается икона поставленная князем Иваном Федоровичем Мстиславским - "образ местной Христова мученица Парасковея на золоте пяти пядей, венец серебряной золочен да две гривны серебряные позолочены, одна басменная, а другая витая"2. В 1636 году записана похожая икона - "образ местной с деяньем Паросковеи нарецаемыя Пятницы в киоте облажен серебром, венец скапной цаты басменные"5. Возможно, во всех документах речь идет об одной и той же иконе, её дальнейшая судьба не известна.

   Нет информации о сохранившимся изображении  великомученицы Параскевы в самом городе Венёве. Рядом с городом в селе Свиридово частично уцелела фреска посвященная святой.

   Наиболее распространенной датой почитания Святой Параскевы в дореволюционной России было 14 (27) октября. Но в некоторых приходах были отличия. Какой день считался праздничным в Венёве не известно. Согласна метрическим книгам Воскресенского собора XIX века большинство девочек в течение всего октября месяца крестили под именем Параскева. Косвенным аргументом в пользу версии о 14 октября может служить тот факт, что в этот день Городская дума устраивал розыгрыш призовых денег среди невест по завещанию купца Коншина.

Пятиглавый каменный храм


Изображение Воскресенского собора ок.1800, фрагмент рисунка "Вид города Венёва ..."6

   В начале XVIII века произошло переосвящение собора в честь Воскресения Господня.  А в 1752 году вместо старого деревянного храма был выстроен каменный пятиглавый Воскресенский собор. В нем было два придела: один во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а другой во имя святой мученицы Параскевы1.

  На месте старого деревянного храма был установлен каменный надпрестольный столб, примерно в 20 саженях от ныне существующего здания собора "на осыпи". Столб упоминается в 1854 году9.

   В 1861 году в Москве был издан сборник фольклорных стихов "Калеки перехожие", в котором составитель Петр Алексеевич Бессонов (1827-1898) опубликовал текст под названием "Евангелистая песнь" о значении чисел, записанный со слов старейшей няни жившей в их доме. Её звали Дарья Степановна, она была родом из Венёва. Венёвская "Евангелистая песнь" отличная от текстов из других мест значением цифр пять и семь. У Дарьи Степановны пять это - "Пять глав соборных", а семь - "Семь соборов церковных"12. До строительство новой Николаевской церкви в начале XIX века в Венёве действительно было семь церквей, из которых пять глав было у Воскресенского собора. Были ли в XVIII веке пятиглавыми другие городские церкви на сегодня не известно.

Расширение собора


Воскресенский собор, фрагмент фотографии, ок.1892

   В самом начале XIX века здание решили расширить, сперва в 1805 году пристроили трапезную, а в 1817 году разобрали старое здание и к 1825 году построили новое, в классическом стиле1. В новой трапезной так же было устроена два придела: слева - влкмчц. Параскевы, справа - Благовещенский. Современники указывали, что строительство нового здания собора прямая заслуга протоиерея Ивана Ивановича Пылаева (1783-1838). С 1816 года к собору была приписана Преображенская церковь для того, что бы на время строительства нового здания собора перенести в церковь все церковные службы.

   В 1837 году собор посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, со своим учителем Василием Андреевичем Жуковским.


Почтовая карточка с Воскресенским собором, 1909

  В 1837 году было основано Венёвское духовное училище, которое состояло в приходе собора. В 1852 году смотритель училища Даниил Гедеонов сообщал, что соборная церковь является "беднейшей в городе"11.

   При соборной церкви с 1861 года существовала богадельня. Содержалась на средства частных благотворителей и местных церковных старост. В начале XX века штат богадельни составлял 4 человека, призревалось 4 женщины.


Воскресенский собор, Н.А. Лунев, 1988
Картон, акварель, 39х27. Из коллекции Венёвского краеведческого музея

  При соборе действовали церковно-приходская и воскресная школа находившиеся в отдельном деревянном доме. По  состоянию на 1916 год в церковно-приходской школе обучалось 25 мальчиков и 32 девочки.

   Собор играл важную роль в системе местного самоуправления. До 1872 года каждым выборам городского головы предшествовала присяга на Библии гласных городской думы, для чего они совершали шествие из каменных палат в собор. После 1872 года, когда число гласных значительно возросло, священники собора сами приходили в городскую думу.

   Тульские епархиальные ведомости в 1895 году писали: "Главный иконостас Соборной церкви очень изящен и украшен богато, и вся вообще церковь отличается своим благолепием и чистотою."14

   В 1909 году мещанин Николай Иванович Глухов (1829-ок.1909) согласно своего завещания пожертвовал Воскресенскому собору землю 45 десятин 600 квадратных сажень при сельце Лишняги постоши Свинка Венёвского уезда на "вечное поминовение"13. Соизволение на принятие земли дал лично император Николай II.

После 1917


Воскресенский собор в 1960-е годы
Цвета восстановленные

   В 1930-е годы собор был закрыт и использовался под различные склады. В дни немецкой оккупации в неотапливаемом здании содержались пленные раненые красноармейцы. Около 1952 года была разобрана колокольня. До 1970-х годов здание было бесхозным. В 1969 году поставлено на учет как памятник, а внутри размещался пункт приема стеклотары Веневского Горкомхоза.

Возрождение

  В 1988 году собор был передан Русской православной церкви, начался ремонт здания7. Первоначально работы проводил Веневский участок Тульской научно-реставрационной мастерской на средства Министерства культуры. К августу 1990 года "С южной стороны храма оштукатурен фасад, проведена временная обмазка цементом куполов, восстановлены карнизы", укладывались новые полы из известника8. С 1990-х годов в соборе регулярно проходят службы. В соборе сохранились уникальные исповедальные комнаты, не встречающиеся в православных церквях, и распространенные в католических.

Священники

   В XIX веке притч состоял из двух священников, диакона и трех псаломщиков. Сохранились фотографии нескольких священников.


Ивановский А.В., 1916

  В 1904-1916 годах священником соборной церкви был Ивановский Алексей Васильевич. В разные годы работал законоучителем во многих веневских учебных заведениях: Частном пансионате Генерозовой, Городской школе грамоты, Городской Земской школе. Занимал различные общественные посты. В 1910-1915 годах состоял депутатом от духовенства в Городской Думе. Рядом с собором располагается просторный деревянный дом, который в советское время так и называли "Дом Ивановского".

 


Нечаев Н.И.,
 ок.1916г.

  Последним настоятелем Воскресенского собора (с 1910) до революции был Николай Ильич Нечаев (р.1856). Проживал в собственном доме расположенном на Красной площади. С 1874 по 1910 годы работал учителем латинского языка в Веневском духовном училище, а так же некоторое время учителем истории, русского и церковно-славянского языка. С 1893 по 1910 год был настоятелем Кирилло-Мефодиевской церкви размещавшейся в духовном училище. Николай Ильич заслужил большой авторитет в городе, в следствии чего, занимал так же различные общественные посты.

Старосты

1823-1869 - Иван Данилович Глухов (1790-1869), веневский купец, сделал значительные пожертвования на благоустройство храма, приобретение утвари и икон, имел похвальный лист (за три безупречно пройденных выбора), получил благословение Св. Синода и имел две больших золотых медали на анненской и Владимирской   лентах. Занимал должность городского головы в 1844-1845 и 1857-1859 годах. 17 августа 1837 года принимал в соборе цесаревича Александра Николаевича. Был захоронен в ограде собора.

1869-1880 - Николай Иванович Глухов (1829-после 1888), веневский купец, сын предыдущего старосты Ивана Даниловича Глухова, в первое трехлетие оштукатурил храм снаружи, вызолотил кресты.

1881-1890.. - Василий Иванович Марков (1822-после 1902), веневский купец, в 1890 году пожертвовал 225 рублей на новую люстру. Занимал должность городского головы в 1865-1867 и 1884-1891 годах. В 1888-1902 годах занимал должность "Почетного блюстителя" (Попечителя) Веневского духовного училища.

..1902-1905 - Прокофий Дмитриевич Зайцев10, купец, городской голова.

1906-1910 - Григорий Романович Лобанов (1847-1911), веневский купец, построил три новые кафельные печи и новое здание для богадельни.

1911-1913 - Николай Васильевич Кортуков, дворянин.

1914-1916.. - Алексей Ильич Спицын, надворный советник, инспектор городского училища.

Источники:

1. Веневский Воскресенский собор, его причт и прихожане с 1803 года // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1873, №№19, 20
2. РГАДА, ф. 137, оп. 1, Венев, № 1, л. 3-22 об. "Писцовая книга Веневского уезда 1571-72гг."
3. РГАДА Ф.1209 оп.1 ч.1 кн.493 лл.876-887 "Подворная перепись Венева, 1646 года"
4. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895 - с. 217

5. РГАДА Ф.137 оп.1 Венев №2 лл.1-58 "Дозорная и переписная книга города Венева 1636 года"
6. РГАДА ф.1356 оп.1 ед.хр.6229 "Вид города Венёва через реку Венёвку"
7. Карпов В. Памятники – зеркало прошлого // Газета «Красное знамя» №№22-23 (8016-8017), 24.02.1990
8. Алявдин П. Возродим собор // Газета «Красное знамя» №93 (8087), 04.08.1990
9. Гедеонов Д.Г. Веневские древности // Тульские губернские ведомости, 1854
10. Памятная книга Тульской губернии на 1902 год
11. ГАТО Ф.3 оп.11 д.586 л.1об. "Рапорт смотрителя Веневского уездного духовного училища Даниила Гедеонова в Тульскую духовную консисторию о целесообразности совершения всенощного бдения в Воскресенской церкви г. Венева с участием учеников духовного училища, 1852"
12. Бессонов, Петр Алексеевич / Калеки перехожие : сборник стихов и исследование : [в 2 ч.]/ [соч.] П. Бессонова . - Москва : тип. А. Семена , 1861-1863 . - Ч. 1: Вып. 1-3. - 1861. - 378, 379 сс.
13. Высочайшее повеление // Тульские епархиальные ведомости. Часть официальная №45, 1909 - с.529
14. Из журнала обозрения некоторых церквей Тульского Уезда 26-28 Августа 1895 г. // Тульские епархиальные ведомости. Часть неофициальная №19, 1895 - сс.606-607