WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

17:24

Строительство железной дороги. О истории поселений с названием Мордвес

          КАК уже было сказано, современный поселок Мордвес возник 100 лет назад в связи со строительством железной дороги Венев—Кашира, чему предшествовали трудные и многолетние хлопоты.
     25 марта 1872 года Веневское чрезвычайное уездное земское собрание единогласно постановило представить правительству, по предложению гласного В. А. Черкасского, ходатайство о строительстве железной дороги от г. Зарайска на Серебряные Пруды, Поветкино и Урусове до пересечения с веткой, разрешенной к строительству Скопин—Тула, которая пересекалась бы с веткой от Ельца.
     В качестве обоснованной необходимости этой дороги для Веневского уезда приводились трудности «первобытного подводного порядка по Каширскому большаку, улучшением которого Московское земство не озабочено», дороговизна цен на подводы, которые «в зимнее время поднялись от 2—3 рублей до 4-5, т. е. до 20 копеек с пуда, а летом которых не достать». Далее говорилось о веневском хлебе, особенно об овсе и муке, о веневских дровах для Москвы, о месторождении каменного угля и, наконец, о крупнейших залежах строительного камня у селений Гурьево, Бяково, Хрусловка, в чем так нуждается столица.
     В 1874 году общее собрание Общества Московско-Курской железной дороги утвердило доклад о строительстве железнодорожной ветки на г. Венев, но при этом наметило три варианта; 1 — на соединение с Москвой через г. Зарайск, 2 — прямо на Москву через Каширу и Бронницы, 3 — через Лаптево.
     В 14 декабре 1871 года на Тульском губернском земском собрании произошел серьезный спор между В. А. Черкасским и Князем Оболенским, каждый из которых хотел приблизить железную дорогу к своим владениям. Более выгодное предложение князя Оболенского было отклонено губернским земским собранием, а предложение В. А. Черкасского из-за технических трудностей не было принято правлением Московско-Курской дороги.
     В результате строительство дороги до Венева было отодвинуто на два десятка лет. А жизнь не стояла на месте, шло бурное развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли. Так, по данным 1887 г. в Веневском уезде действовали 3 винокуренных завода, 2 винных склада, 45 винных лавок, 28 тракторов, 24 постоялых двора, 138 торговых лавок, 10 хлебных амбаров, 2 шерстобойки, 26 маслобоек, 50 водяных и 33 ветряных мельницы, 34 крупорушки, кожевенный и сальный заводы и многие другие заведения, Их общая оценочная стоимость для взимания налогов была исчислена в 326768 рублей, с которых земство получало 4746 руб. 30 коп денежного сбора в год. Вот на какие деньги строились земские школы и больницы. И, конечно же, в связи с таким отличным развитием городу Веневу очень нужна была железная дорога. 26 лет продолжались хлопоты веневского уездного земства о ее строительстве. В феврале 1896 года 31-е очередное тульское губернское земское собрание рассматривало совместное ходатайство веневского и каширского уездных земских собраний о скорейшем проведении линий Павелец—Москва, с направлением ее через Венев или близ него с питательной ветвью, и допуске их представителей на обсуждение данного вопроса в правительстве.
    9 июля 1896 г. из Министерства внутренних дел пришел на это ходатайство положительный ответ на производство технических изысканий. И вот, в следующем, 1897 году развернулись большие строительные работы на Московско-Павелецкой линии, протянувшейся через Каширу, Ожерелье, Серебряные Пруды и Михайлов, а также на железнодорожной линии от Ожерелья до Венева.
    Успешному завершению хлопот и быстрому строительству железной дороги на Венев в немалой степени способствовало доброжелательное к этому отношение известного инженера-путейца Карла Федоровича фон Мекка (1821—1876 гг.), жена которого Надежда Филаретовна (1831—1894 гг.) была покровительницей П. И. Чайковского; а затем Владимира фон Мекка, их сына.
    Все основные работы на строительстве железной дороги велись в ту пору вручную, а груз перевозился на тачках и специальных повозках-грабарках со съемными бортами для облегчения выгрузки. Днем и ночью не смолкали здесь голоса грабарей, скрип колес и глухие удары землеройных орудий, на отдельных участках (из каменистых пород) нередко гремели аммональные взрывы.
    Тем временем строительство на линии Кашира—Венев приближалось к завершению. В г. Веневе, как конечном пункте, кроме кирпичного вокзала, возводилось и паровозное депо с поворотным кругом, прокладывался водопровод к водонапорной башне за вокзалом от каптажа на реке Веневке, строились погрузо-разгрузочные площадки, склады и другие сооружения. В селе же Хрусловка главный строитель Владимир Карлович фон Мекк на выделенном ему веневским уездным земством участке построил замечательный дом в два этажа из 24-х комнат, причем комнаты отличались друг от друга особой отделкой. А вокруг дома был разбит чудесный парк и рассажены сады.
В 1899 г. на границе Веневского и Каширского уездов было решено построить станцию, которая по протекающей здесь речке получила название Мордвес. Красивое, как и в Веневе, двухэтажное кирпичное здание вокзала в псевдоготическом стиле, ажурная вертикаль, сзади него — водонапорная башня и другие строения, значительно изменили весь облик окружающей местности. 

С осени 1901 года на Веневской железнодорожной ветке началось регулярное движение товарных и пассажирских поездов. А первый пробный поезд был пущен летом 1901 г. и вызвал повсеместное всенародное удивление. Посмотреть на невиданное раннее паровое чудище на станциях собиралось буквально все население окружающих сел и деревень. В городе Веневе поезд встречали торжественно и с музыкой.

К. Г Савельева
17 октября 2001г. «Красное знамя»

 


Баннерная сеть "Историческое краеведение"