Изразцы разрушенных голландских печей Каменных палат, 2018 Из коллекции Венёвского краеведческого музея
В прошлом главным украшением интерьера
венёвских Каменных палат были изразцовые печи,
которые до наших дней не сохранились. Согласна документов XIX века их
называли "голландскими печами", так как они служили для обогрева и
располагались на втором этаже здания. Для приготовления пищи
использовалась "русская печь" на первом этаже. Обстоятельства разрушения
печей неизвестны. Скорее всего они выработали свой ресурс и их сломали,
заменив на новые чугунные. Во время ремонта 1980-х годов, разобрав пол
обнаружили более сотни фрагментов кафеля от трех разных печей, больше
всего материала расписано «под гжель». Это бело-голубые изразцы
копирующие сюжеты дельфтского фарфора. Изразцов вполне достаточно чтобы
восстановить голландскую печь целиком. Для этого необходимо понять когда
и где она была изготовлена, и как выглядела. На многих уцелевших
изразцах просматривается изображение попугая.
Попугай на изразце в Каменных палатах, 24 декабря 2022
года Из коллекции Венёвского краеведческого музея
Каменные палаты были построены на рубеже
XVII-XVIII веков, располагаются в Венёве на Красной площади и являются
старейшим жилым домом в Тульской области. Сегодня здание занимает
краеведческий музей.
Каменные палаты Николай Лунев, 1963 Из коллекции Венёвского краеведческого музея,
бумага, акварель
Оказалось, что попугай - это отличительный
знак мастера середины XVIII века. Но его имя и место производства пока
не известны. Сообщения о находках подобных «попугайчиков» приходят из
Москвы, Тулы и Калуги.
Тульский керамист Елена Палевская высказала
мнение, что мастера могут быть разные, но все они копировали популярный
в то время бело-голубой стиль "под Голландию". Инна Маркина, реставратор
музея-заповедника «Куликово поле», осмотрев венёвские изразцы и сравнив
их с находками в тульской Гончарной слободе, предположила, что это
работа одного мастера. Уточнив, что утверждать что-то конкретное без
анализа глины не возможно.
Илья Боровиков, московский искусствовед и
антиквар, обнаружил точно такие же изразцы с попугаем в Москве в старом
доме в Лефортово. Продолговатый кафель "с домиками" был аккуратно сложен
на чердаке одного из домов. Вероятно, их пожалели и сохранили из-за
красоты. Сравнив по фотографии венёвские изразцы со своими находками,
Илья пришел к выводу, что это продукция одной мастерской. Но где она
располагалась остается загадкой до сих пор.
Изразцы из Лефортово (Москва), 2021 Из частной коллекции Ильи Боровикова
Одна печь c попугаем сохранилась до наших
дней полностью в Санкт-Петербурге в музее Государственной
художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Считается, что
печь была изготовлена около 1750-го года в Москве и перевезена
специально для Академии.
Печь с попугаем, общий вид, 18 октября 2022 года
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.
Штиглица (СПб)
Печь с попугаем, лицевой изразец, 18 октября 2022 года
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.
Штиглица (СПб)
Печь с попугаем, балясина, 18 октября 2022 года
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.
Штиглица (СПб)
В Венёвском краеведческом музее есть большой набор
подлинного печного кафеля. Известно, как выглядела печать XVIII века и
вполне реально её восстановить. Технически задача не сложная. Утраченные
фрагменты заменят копии. Воссоздание изразцовой печи необходимо включить
в проект реставрации каменных палат, которая намечается в ближайшие годы.
А то, что голландская печь станет мощным магнитом для туристов, очевидно
всем.