Марианне
Верёвкиной
160 лет

 

               WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

Счетчики

© Денис Махель,
2004-2020

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

20:45

 

Николаевский храм
Образец римской школы архитектуры

Денис Махель
2014-2020


Николаевский храм, северная сторона. Вид с улицы Рязанской.
Фото-открытка. ок.1913

   Город Венёв за его пределами известен своей огромной колокольней. Имеется ввиду сохранившаяся до наших дней 80-ти метровая колокольня бывшего Николаевского храма. В 1895 году храм считался крупнейшим в Тульской епархии: "По грандиозности своей архитектуры, Николаевская церковь занимает самое видное место между церквей во всей епархии."1 Это был главный городской храм.

  Дело по устройству нового грандиозного храма началось в 1800 году. Главными двигателями этой идеи стали венёвские купцы Бородины: Яков Максимович Бородин (1763-1834) был старостой старого Николаевского храма, а Пётр Андреевич Бородин (1741-1825) занимал должность венёвского градского головы. Они подали прошения в Тульскую духовную консисторию и губернатору на строительство новой церкви. Можно только догадываться о причинах появления этого замысла. Аргумент указанный в прошении, что старый храм пришел в ветхость, был опровергнут сразу же после освидетельствования его состояния.3 Старый храм стоит на Красной площади до сих пор. В Германии, Фландрии и на севере Франции строили высокую колокольню в центре города с целью показать независимость от власти императора, это был символ самоуправления. Вероятно, такой же политический смысл был и у Бородиных, эта семья столетиями возглавляла старинных городских купцов. Фамилию Бородиных часто можно встретить среди бургомистров магистрата, в городской думе и на посту Городского Головы.

"Вообще дом купцов Бородиных заслуживает особой памяти
 в деле устроения храма, и потомство с благословением вспоминает о них."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

   Подавая прошение Бородины уже имели план и фасад предполагаемого храма, выполненные по правилам "искусства архитектуры". Автор проекта не известен. Обследовал месторасположение будущего храма на Красной площади губернский архитектор Никифор Семенович Сокольников (р.1759). Но приписывать ему авторство проекта оснований нет. Существует гипотеза, что архитектором мог быть известный русский зодчий Василий Иванович Баженов (ок.1738-1799), либо круг его учеников. Во-первых, стиль храма строго соответствует римской школе архитектуры XVIII века, в 1760-1765 годах Баженов обучался в Париже и Риме. Во-вторых, Василий Иванович скончался в августе 1799 года в С.-Петербурге и согласна завещанию зимой 1799-1800 был похоронен в своем имении в селе Глазово Каширского уезда. Там же находился и утраченный архив Баженова. А уже летом 1800 года у купцов Бородин появляется безымянный фасад величественного храма "столичной" архитектуры, не исключено, что рисунок был из усадьбы зодчего. Сегодня остатки села Глазово находятся в Венёвском районе.

"Не даром даже столичные посетители храма, восторгаясь его величием, всегда выносили и выносят отсюда умиленное впечатление, причем с грустию выражали свое сожаление о том, что церковь находится не в Столице."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2


План Красной площади, 18245
В центре Николаевский храм

  Место на Красной площади выбранное Бородиными для храма по плану города 1779 года предназначалось под строительство здания городового магистрата4. Ратуши и магистраты в центре городов возводили на юге Европы, например в Италии. По северной традиции в центре вольного города должна была быть грандиозная колокольня. Губернатор разрешил выстроить новый храм с обязательством подыскать удобное место для магистрата. Что и было выполнено в 1805 году приобретением каменных палат на Красной площади у помещиков Сонцевых6. Что бы освободить место на Красной площади староста Яков Бородин приобрел пять строений на слом, в том числе два каменных, мешавших строительству храма2.

"Предание есть, что такое громадное здание основано на каменной плите, оказавшейся при рытии бута."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

  Существуют несколько весьма правдоподобных легенд о строительстве Николаевского храма не подтвержденных документально. Во-первых, что строительство здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения. Во-вторых, краевед Михаил Георгиевич Бороздинский писал о проекте пятиярусной колокольни: "После победы России над Францией было решено сделать в честь этого события Никольскую колокольню пятиярусной, самой высокой в губернии."12 В-третьих, в личном архиве историка Петра Ивановича Сахарова есть описание города Венева 1836 года с упоминанием неизвестной старой церкви на месте нового Николаевского храма: "В числе церквей города была одна ветхая, которая прежде принадлежала Никольскому, или Веневу монастырю, давно упраздненному, и на место которой строится уже 30 лет великолепный храм, во имя Чудотворца Николая, из белаго Веневскаго камня с примесью части кирпича."11


Фотография Николаевского храма с южной стороны, нач. XX

   Точно не известно в каком году к строительству подключился крупный благотворитель Матвей Филатович Ярцев (ок.1760-1827). Он родился в венёвской Коломенской слободе, был прихожанином старого Николаевского храма. В 1778 году записался в московское купечество. В 1810-1820-х годах проживал в Москве в собственном доме в приходе церкви Николая Чудотворца ("Николы Мокрого").7 В этот период он был владельцем чугоноплавильных и медеплавильных заводов на Урале. В годы Наполеоновских войн занимался поставкой пушечных ядер для армии. Его сын Иван Матвеевич Ярцев (1785-1846) окончил Московский университет, в 1831-1834 годах избирался на должность московского городского головы, в 1841 - получил дворянство. Венёвцы желая увековечить память о Матвее Ярцеве освятили левый придел нового храма в честь Святого апостола и евангелиста Матфея, хотя по первоначальному замыслу это место планировалось отвести под придел во имя Феодосия Тотемскаго Чудотворца.2

"Незабвенную, в сем случае, услугу оказал бывший прихожанин оной церкви Коломенской слободы крестьянин Матфей Филатов Ярцев, сделавшийся в последствии, в Москве именитым купцом и капиталистом. При весьма значительном личном его пожертвовании, а также при его живом участии и усердном содействии, из Столицы постоянно лились крупными суммами пожертвования."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

   Два придела храма в честь Пророка Ильи и апостола Матфея были освящены первыми 27 и 28 января 1817 года. Стройка продолжалась, и к 1834 году трех ярусная колокольня с деревянным шпилем уже была готова. Был отлит главный колокол весом 308 пудов 24 фунта (5т) с  надписью: "Усердием и старанием Михаила Бородина, Григория Евдокимова и Ивана Костолындина веневских купцов". Но вскоре реализация грандиозного проекта была отброшена на несколько лет назад. 31 августа 1834 года случалось самое страшное стихийное бедствие в истории Венёва - ужасный пожар уничтоживший почти весь город. Жители в панике бежали из города со словами, что горит земля.

"Оторванныя порывистым ветром со шпиля тесины вместе с огнем уносились в подгородния слободы, от каковой огненной лавы сгорело, так называемая, Стрелецкая слобода."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

   Следственная комиссия пришла к выводу, что Венёв сгорел от умышленного поджога, совершенного беглым солдатом по заданию польских мятежников. Незадолго до этого в Польше было подавлено одно из крупнейших антироссийских восстаний. Письмо губернатора Зурова о венёвском бедствии на столько тронуло сердце императора Николая I, что он распорядился из личных средств выдать ссуду для восстановления венёвцами своих жилищ 100 тыс. руб. ассигнациями. Город начал стремительно восстанавливаться. 19 августа 1843 года был освящен главный алтарь Святителя Николая Чудотворца. Оставалась не завершенной только колокольня.

"Около 25 лет колокольня стояла без шпица и креста, изображая собою как бы вавилонскую башню."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2


Вид улицы Московской, нач. XX
Источник снимка не известен

  Строительство колокольни успешно завершилось только в 1860 году, почти через 60 лет после начала работ. Для этого венёвский купец Максим Петрович Гладышев (1789-ок.1865) употребил весь свой капитал. Он надстроил четвертый ярус колокольни, который первоначально не планировался, и устроил новый шпиль на металлическом каркасе обитом жестью белого цвета. На завершенной колокольне разместили шесть колоколов общим весом 530 пудов (8,7т). По воспоминаниям старожилов, для подъёма материалов на верх строящейся колокольни был сооружен настил (пандус) для повозок запряженных лошадьми. Настил шел по улице Московской (ул. Л.Толстого) и начинался на Торговой площади (пл. Ильича).

"Внутри стены, как в настоящей, так и в приделах, а также и в алтарях по карниз, отполированы под мрамор, своды же украшены живописью."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2
 


Волюта

  По правилам архитектуры, капители колон на каждом ярусе должны были различаться ордером (ионический, дорический коринфский). До самых ранних снимков колокольни сохранились только коринфские капители четвертого яруса. Видимо, отделка колонн нижних трех ярусов так и не было завершена. Часть капители ионического ордера (волюта) была найдена на земле и долгое время находилась у здания краеведческого музея, пока в июле 2020 года не была утрачена.

   Вокруг храма была возведена величественная ограда из белого камня. От стен она отступала на 12 аршин (8,5м), в высоту ограда, включая круглые столбы для решеток, была 6 аршин (4м). Ограда упиралась в две часовни, по одной с южной и северной стороны. Каждая из часовен была украшена двенадцатью колоннами из белого камня. В одной часовне находились караульщики (сторожа) храма, в другой свечная лавка.

  Храм имел большое количество окон. Особенно подчеркивалось, что некоторые окна называют "итальянскими", т.к. они имели завершение в форме полукруга.

"Вся церковь как бы залита светом и принимает всегда вид праздничный, не оставляя буквально не одного свящ. изображения в тени."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

     До революции 1917 года к Николаевскому храму были приписаны несколько бесприходных церквей: Покровская, Богоявленская, Казанская, а также часовня Александра Невского на Хлебной площади. Штат Николаевского храма составлял: два священника, диакон и два псаломщика.1 "До революции славился хор Николаевской церкви, который содержал ее староста купец Николай Васильевич Киреев. Сюда можно было попасть только по отбору, труд певцов оплачивался из кармана купца."9


Николаевский храм, август 1934

   Во время кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года (14 апреля - 8 мая) из Николаевского храма всего было изъято 2 пуда 12 фунтов (37 кг) серебра. Священник Крутицкий пытался воспрепятствовать изъятию, на собрании священников г.Венёва он заявлял, что "церковные ценности голодающим не дадут и поэтому голодающие все равно помрут". Проверка выявила, что Крутицкий укрыл около пуда серебра в Николаевской церкви. Прежде он уже подвергался аресту за агитацию против советской власти10. Старожилы Венёва, заставшие храм до разрушения, вспоминали: внутри стены церкви были отшлифованы под мрамор, купол был оштукатурен и  выкрашен в голубой цвет, он удачно сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у прихожан, к куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра. Причем, люстру увезла в столицу некая комиссия, сразу после закрытия церкви.

   Церковь была закрыта по постановлению Мособлисполкома № 57 от 1 марта 1930 года, в это время Венёвский район входил в Московскую область. Постепенно началась разборка храма. Его фрагменты можно отыскать в разных частях города. Три колонны были установлены у парадного подъезда Райисполкома. Кафедру использовали, предположительно, в качестве трибуны у бюста Ленина на Красной площади. Белокаменные шары с ограды ради забавы скатили в реку. Продолговатые белокаменные цокольные камни использовали для нового строительства, например, пристройки к отделу НКВД, сегодня это здание "Почты России". В 1952 году было принято решение городскими властями окончательно разобрать остатки храма и колокольню. Но колокольне повезло, её приспособили под водонапорную башню, действующую в 1950-60-х годах.


Николаевский храм, снимок периода оккупации, 1941


Николаевский храм, снимок периода оккупации, 1941

   В послевоенное время на верхнем ярусе колокольни был установлен радиомаяк для навигации самолетов. Позднее радиомаяк переместили к железнодорожному вокзалу. По народной легенде, использование колокольни в качестве ориентира для лётчиков уберегло её от разрушения.

    В 1966 году было создано районное Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое возглавил Михаил Георгиевич Бороздинский. Сразу же Общество поставило вопрос реставрации колокольни. Первые обмерные чертежи были составлены в 1971 году. В 1990 году был разработан комплексный проект реконструкции исторического центра города с реставрацией колокольни. Но этот проект остался только на бумаге. В 1995 году Николаевская колокольня получила статус объекта культурного наследия федерального значения по указу президента РФ Б.Н. Ельцина.8 В 2014 году Министерство Культуры РФ включило Николаевскую колокольню в программу реставрации, проект разработал ФГУП «Институт Спецпроектреставрация». В 2016 годах подрядчики приступили к работам. Окончание реставрации намечено на лето 2021 года.


Николаевская колокольня, 02.07.2019

Церковные старосты

1800-1834, Яков Максимович Бородин
1834-1846, Михаил Максимович Бородин

1849-1855, Егор Иванович Галкин
1855-ок.1865, Максим Петрович Гладушев
ок.1865-1868, Василий Петрович Гладушев
1868-1906, Николай Васильевич Киреев

1906-1915, Сергей Николаевич Киреев
1915-после 1916, Василий Николаевич Киреев

Священники


Попов В.И., ок.1906

1796-1835, Феодор Петрович Полюбин, протоиерей, (1768-1835)
1814-1846, Андрей Филиппович Протопов, протоиерей (1791-1846)
1843-1848, Ал. Иванович Божанов, протоиерей
1835-1857, Николай Федорович Полюбин (1807-1857)
1848-1893,
Филипп Андреевич Протопопов (ок.1828-1893)
1858-1898, Арсений Иванович Каменский (ок.1832-1898)
ок.1901-ок.1907,
Николай Павлович Аболенский
1906-1914,
Павел Александрович Ивановский (р.1883)
1914-после 1922,
Михаил Иванович Крутицкий10
1898-после 1916,
Владимир Иванович Попов (р.1872)
1922, Остроумов
10

Источники:
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895 - сс. 220-221
2. Николаевская церковь в г.Веневе // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1878, №№22, 23, 24
3. ГАТО ф.3 оп.1 д.257 "Дело по прошению Якова Максимовича Бородина в Тульскую духовную консисторию о строительстве новой Николаевской церкви в г.Венёве, 1800-1801"
4. РГИА Ф.1399 оп.1 д.803 л.6 "План Тульского наместничества городу Венёву 1779 года"
5. ГАТО Ф.90 оп.1 т.47 д.40182 л.16об. "План Тульской губернии города Венёва, 05.02.1824"
6. Журнал заседаний веневского городового магистрата за 1804 год, ГАТО ф.838 оп.1, д.12
7. Материалы по истории Московского купечества т.7, М.:Типография М.Г. Молчанинова, 1888
8. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Указ Президента Российской Федерации №176 от 20 февраля 1995 года

9. Ильин В.Ю. Краткая справка о городе Венёве
10. Алифанов, Как проходит работа по изъятию церковных ценностей в нашем уезде // Газета "Пламя" - Венёв, №20 (605), 14.05.1922, с.1
11. ГАТО ф.147, оп.1, д.3, л.60 "Географическое описание природы и хозяйства Каширского, Алексинского и Венёвского уездов, и их уездных городов. Из личного архива Сахарова П.И."
12. Бороздинский М.Г., Уклеин В.Н., Венев: Путеводитель - Тула: Приокское книжное издательство, 1974. - 24с.