Доклады
1. Об учреждении эмеритальной земской кассы для учителей и
учительниц земских начальных народных училищ
Комитета Грамотности, состоящей при
ИМПЕРАТОРСКОМ Вольном Экономическом Обществ, в заседании 19 Февраля 1885
года, по предложение одного из своих членов, образовал особую комиссию
для рассмотрения вопроса об обеспечению участи народных учителей и
учительниц посредством учреждения для них общей эмеритальной кассы. Из
собранных означенною Комиссией по этому предмету сведений видно, что
большинство Губернских Земских Собраний вполне сознает возможность
обеспечения служащих в земстве при помощи эмеритальных пенсий и уже
касалось вопроса об устройстве такого рода касс. Те же сведения
указывают однако, что многие земства не приняли еще окончательная решетя
по этому безусловно важному вопросу, главным образом, вследствие
непосильной для многих земств задачи — устроить пенсионную кассу для
всех служащих в земстве, отчасти же, по причине существующего
законоположения, недозволяющего лицам, служащим Земству по выборам,
принимать участие в подобных кассах. Имея в виду, что обеспечение
старости учащих в сельских школах должно в высшей степени благотворно
повлиять на самый состав служащих, а следовательно и на успехи народного
образования, Комитет Грамотности пришел к заключению, что первою
неотложнейшею мерою для достижения намеченной цели представляется
учреждение ныне же эмеритальных касс для учащих, как для лиц,
получающих, сравнительно, небольшое вознаграждение за свой труд и не
имеющих возможности делать сбережения для обеспечения своей старости.
Вследствие чего Комитет
Грамотности, препроводив в Тульскую Губернскую Земскую Управу проект
Устава пенсионной кассы учителей и учительниц земских начальных народных
училищ Московской губернии, выработанный Московским Губернским Земством,
отношением от 27 Мая с. г. за № 51, просил Управу внести означенный
проект и относящийся к нему примечания на обсуждение Уездных Земских
Собраний сессии 1885 года, с таким расчетом, чтобы вопрос этот мог быть
в нынешнем году обсужден Губернским Земским Собранием в связи с
замечаниями и постановлениями Уездных Земств.
О чем Уездная Управа,
вследствие отношения Губернской Управы от 11 июня за №2127, и имеете
честь представить на обсуждение настоящего Земского Собрания.
2. О назначении земских стипендий в Мариинскую школу кружевниц
В 1883 году, по желанию Её ИМПЕРАТОРСКОГО
ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ, последовало открытие в С.-Петербурге
практической школы кружевниц, Цель основания этой школы состоит в
усовершенствование мастериц в технических приемах плетения кружев, в
хорошей подготовки их к составлению узоров и сколков кружев, а также в
развитии в мастерицах понятия об изящном. В видах расширения этой школы,
Попечительный её Комитет возбудил в Тульской Губернской Земской Управе
ходатайство о назначении Земских стипендий для мастериц кружевниц,
отправляющихся в С.-Петербург для поступления в школу; ходатайство это
было представлено сказанною Управою на обсуждение прошлогоднего
Губернского Земского Собрания. Последнее, находя со своей стороны вопрос
о содержании кружевниц слишком специальным для Губернского
Земства, помянутое ходатайство Попечительного Комитета отклонило и
постановило передать таковое на обсуждение Уездных Земских Собраний. На
основание этого постановления, Губернская Земская Управа просит ныне
здешнюю Управу представить на обсуждение Веневского Земского Собрания
означенное предложение Комитета и затем о постановлении Собрания по
настоящему предмету уведомить от себя Попечительный Комитет.
Из присланной Комитетом в
здешнюю Управу записки, между прочим, видно, что размер стипендии для
каждой мастерицы должен быть не менее 150 рублей в год и что в школу
принимаются мастерицы уже опытные в плетении кружев, изготовляемых на
месте их постоянного жительства, и в возрасти от 20 до 35 лег.
Представляя о вышеизложенном на благоусмотрение Земского Собрания,
Уездная Управа со своей стороны полагала бы предложите Комитета
отклонить: во 1-х, и главным образом, на том основании, что кружевное
ремесло в здёшнем уезде, как известно, положительно не развито,
следовательно для того, чтобы достигнуть некоторой степени его развития,
представляется необходимым запастись достаточным числом
стипендиаток, что, конечно, при довольно все-таки высокой плате за них,
потребует расхода довольно приличной суммы, хотя с другой стороны и в
этом случай Земство не может быть уверено в том, что затрата эта
принесет действительную пользу, т. е., что промышленность эта
действительно привьется и получит надлежащее развитие в уезде, а не
станет достоянием лишь одних стипендиаток; вторым же основанием к
отклонению ходатайства Комитета, по мнению Управы, служит еще и то
обстоятельство, что прием стипендиатки обусловлен, во 1-х, тем, чтобы
она была уже опытна в плетении кружев (у нас же, как сказано, рукоделие
это совсем не развито) и при том на столько, чтобы в ней оставалось
только развить понятие об изящном, с каковою собственно целью и
учреждена самая школа, и во 2) возрастом от 20 до 35 лет, т. е. когда
уже женщина, в большинстве случаев, становится хозяйкою и матерью
семейства и когда следовательно разлука с домашним очагом представляется
почти невозможною. Сопоставляя таким образом вместе эти два условия,
придется придти к тому выводу, что и самый выбор стипендиаток, которые
бы соответствовали вышеприведенным условиям, является, если не совсем
невозможным, то во всяком случае чрезвычайно затруднительным, что
конечно и должно не совсем благоприятно отозваться на успехе развитая в
уезде рекомендуемой ныне Комитетом промышленности.
3. По поводу открытия фельдшерского пункта в селе Тулубьево
В начале весны нынешнего года Управою был открыть
Фельдшерский пункт в селе Тулубьево. В настоящее время Управа считает
нужным представить на обсуждение Собрания все те обстоятельства, при
которых открытие этого пункта представлялось, по мнению Управы,
необходимым. Обстоятельства эти были таковы. До настоящего времени в
здешнем Земстве состояли на служба три врача, из коих один - Г. Игнатьев
— заведовал Городскою больницею, а остальные два - Г.г. Здановский и
Калиновсий — жили в уезде и заведовали пунктами: первый — Даровским и
Шемитовским, а второй — Гремячевским и
Юдинским. Помимо этих пунктов, был еще Фельдшерский пункт в сельце
Гурьеве, также находившийся в ведении Земства и под
наблюдением Земского врача. И так, в уезде было два пункта
докторских и три фельдшерских. Нынешнею же весною Управою было получено
словесное заявление от заведовавшего Городскою больницею врача Игнатьева
о том, что он дальнейшую свою службу в здешнем Земстве оставляет. Тогда
Управа, обсуждая вопрос о санитарном положении уезда, признала, как об
этом подробно доложено настоящему Собранию, возможным ограничиться двумя
оставшимися у Земства врачами, из коих одному поручила заведовать
Городскою больницею, так как не имела в виду кем заместит Г. Игнатьева,
а другому посещение пунктов в уезде; при чем собственно докторские
пункты Даровской и Гремячевский, по неудобству места их нахождения на
окраинах уезда, были — первый закрыт, а вместо второго открыт
Фельдшерский пункт в селе Урусово. Об этом распоряжения: Управа
поставила в известность, через Волостные Правления,
всех жителей уезда, и между прочим фельдшера Гурьевского пункта, указав
последнему на подчинение его Земскому врачу.
Здесь Управа не лишним считает также заметить, что
Гурьевский пункт устроен на средства Графа Беннигсена и, по ходатайству
его перед здешним Земским Собранием, постановлением последнего,
состоявшимся 29 Сентября 1882 года, принять в видите Земства при условии
подчинения Фельдшера этого пункта Земскому врачу, Пункт этот с того
времени не опустительно посещался Земским врачем до настоящего 1885
года, с половины же Января этого года, в виду закрытия одного
докторского пункта, для посещения Гурьевского пункта Управою был
приглашен Уездный врач г. Замбржицкий с платою ему по 25 руб. в месяц.
Несомненно, что подобное распоряжение было вызвано тою крайностью,
которой нельзя было избегнуть в виду слишком дальнего расстояния
Гурьевского пункта от тех пунктов, где постоянно жили врачи. Весною же
нынешнего года, как уже Управа имела честь доложить Собранию, за отказом
от службы врача Игнатьева, остальные врачи были переведены в город.
Вследствие чего посещение
Гурьевского пункта земским врачом не представляло уже никакого
затруднения и производимый в этом случае на врача Замбржицкого расход
представлялся не производительным и был прекращен. Вслед за этим Управою
было получено заявление от Графа Беннигсена, в котором он счел нужным
возразить Управе, что как Фельдшер, так и аптека находятся в
исключительном его распоряжение, а потому сия последняя и не может
поступит в распоряжение Земского врача; Фельдшер же, согласно
разъяснения, состоявшегося в заседании: 29 сентября 1882 года,
обязан подчиняться Земскому врачу только
относительно пользования и посещения больных. Что же касается назначения
г. Калиновского для посещения его Фельдшерского пункта, то оно
несогласно с постановлением прошлогоднего очередного Собрания, которое,
в виду сокращения числа докторов с трех на два, поручило Управа
пригласить для сего одного из двух живущих в город в докторов -
городского или уездного. А потому, не желая разделять вместе с Управою
ответственности перед Собранием, он, Граф Беннигсен, до осеннего
Собрания обойдется без Земского врача, тем более, что Г. Замбржицкий
предложил безвозмездно посещать пункт до разрешения вопроса Очередным
Земским Собранием. Получивши такое заявление, Управа сочла долгом
разъяснить Графу Беннигсену, во 1-х, что согласно постановления здешнего
Земского Собрания 29-го сентября 1882 года, Гурьевский Фельдшерский
пункт принят в ведение Земства лишь при условии подчинения Гурьевского
Фельдшера Земскому врачу, следовательно не представляется сомнения в
том, что Гурьевский Фельдшер, как и всякий другой, во всем, что касается
собственно его Фельдшерских обязанностей, должен подчиняться Земскому
врачу, на обязанности же
последнего лежит как наблюдете за исправным отправлением
Фельдшером своих обязанностей, так главным образом и то, чтобы без его
ведома и наблюдения или особого уполномочия Фельдшером не производилось
приготовление лекарств и в особенности назначение таковых
больным, а для этого необходимо, чтобы и самые медикаменты находились в
непосредственном распоряжении и хранении доктора, а потому, давая знать
Гурьевскому Фельдшеру о подчинении его Земскому врачу Калиновскому, в
распоряжении которого несомненно должны находиться и имеющееся на том
пункте медикаменты в смысле назначения таковых больным, Управа нисколько
не превысила в этом отношении своих прав и ничьих интересов не нарушила;
во 2-х, что касается того обстоятельства, что Управою поручено в
настоящее время заведование Гурьевским пунктом Земскому врачу Г.
Калиновскому, то таковое распоряжение Управы нисколько не противно
постановлению Земского Собрания, состоявшемуся 23 Сентября 1884 года, на
которое сослался в своем заявлении Граф Беннигсен, ибо в постановлении
этом вовсе не упоминается о том, какой именно врач должен быть приглашен
для посещения Гурьевского пункта — Земский, Городской или Уездный, а,
наоборот, обстоятельство это, а равно и расходование ассигнованной на
поездки врача в сельцо Гурьево суммы, как буквально говорит
постановление Собрания, предоставлено ближайшему усмотрению Председателя
Управы, следовательно, поручая заведывание Гурьевским пунктом Земскому
врачу Калиновскому, Земская Управа, во 1-х, поступила не вопреки
Вышеприведенного постановления Земского Собрания, а во 2-х, в противном
случае ответственность пред Собранием лежит единственно на Управе, как
исполнительном органе, а не на каком либо из посторонних лиц к тому
непризванных. На это было получено от Графа Беннигсена новое возражение,
в котором, указав, что Управа вовсе не поняла смысла его заявления,
объяснил, что он протестовал только против полного подчинения его
Фельдшера Земскому врачу, а вовсе не касательно подчинения в отношении
Фельдшерских его обязанностей, что же касается полного распоряжения
Земским врачом его аптекою, то этого допустить он не может, ибо полное
распоряжение допускает, например, употребление его лекарств, в
случай нужды, на другие пункты, что было бы для него не по
средствам. И так Управа в объяснении своем от 16 Апреля исправляет
только смысл своего предписания Гурьевскому Фельдшеру и удовлетворяет
протесту его. Относительно того, что Фельдшера не могут назначать
лекарства без ведома врача Управа найдет опровержение в циркуляре
Медиц. Департ. от 22 Августа 1873 года за N° 911. Относительно же
назначения на Гурьевский пункт врача замечает, что если в журнале
заседания и не сказано какой врач должен быть приглашен для посещения
пункта, но желание Земского Собрания, сократившего один докторский
пункт, было, чтобы Управа пригласила одного из двух Городского или
Уездного врача, дабы не отвлекать Земских врачей от увеличивающихся
занятий, вследствие сокращения одного пункта. Если обстоятельство это и
могло быть неизвестно Г. Председателю Управы, как не присутствовавшему в
очередном Земском Собрании, то Г.г. членам Управы обязательно о таковом
желании Собрания помнить. Управа успокаивает его в том, что вся
ответственность лежит на ней, а не на нем — лице непризванном для
исполнения постановлений Собрания; но она упускает из виду, что он
избран Собранием Санитарным Попечителем и что на нем лежит нравственная
обязанность следить за исполнением предписания Собрания, касательно
врачебной помощи в уезде. Вполне соглашаясь с Управою, что она как
исполнительный орган Земского Собрания подлежит ответственности за
нарушение его постановлений, он не может не указать Управе на
неправильные её действия, выражающиеся в сокращении в уезде
двух докторских пунктов – действия могущие, в случае появления
холеры, иметь гибельные последствия для уезда. По обсуждения
вышеприведенных протестов со стороны Графа Беннигсена, Управа сочла
лишним продолжать какие либо дальнейшие по сему предмету пререкания, а
вместе с тем усматривая из них желание Графа Беннигсена устранит всякий
со стороны Управы надзор и распоряжение Гурьевским пунктом, наравне с
другими, присваивая все это исключительно себе, пришла к тому
заключению, что она не может уже располагать и рассчитывать на
Гурьевский пункт, могущий, по воле владельца, подвергнуться во всякое
время разным случайностям, как на земские, по чему и принимая во
внимание, что край тот уезда положительно удален от других Фельдшерских
пунктов, решилась открыть таковой в с. Тулубьеве.
О чем в настоящее время
Уездная Управа имеет честь доложить Земскому Собранию и просит действия
её в этом случай признать правильными.
4. О размере оценки винокуренных заводов и мельниц принятом
Управой для взимания с них земского сбора в 1885 году
Прошлогоднее Очередное Земское Co6panиe, обсуждая в одном из своих заседаний
вопрос о способе более правильной оценки торговых и промышленных заведений для
взимания с них земского сбора, между прочим, в отношении винокуренных заводов и
мельниц, постановило доходность и оценку первых определять по емкости имеющихся
на них квасильных чанов, а вторых — по количеству поставов. Приступив, на
основании этого, в нынешнем году к оценке тех и других заведений, Управа в
отношении винокуренных заводов, исчислив общую емкость квасильных чанов на
каждом заводе и применяясь к сумме обложения этих заведений за истекший год,
пришла к тому выводу, что каждое ведро должно быть оценено не менее 3 '/з
копеек; исчислив за тем по этой норме стоимость заводов, Управа оценила таковые
для взимания с них в текущем году земского сбора в следующем размере: Миленина в
селе Дьяконове 27940 р., его же в селе Глубоком в 37254 руб., Волкова в селе
Мочилах в 16653 руб. и Махотина в городе Веневе в 17717 руб. Что же касается до
оценки водяных мельниц, то Управа, принимая во вниманиe, что устройство на
мельницах большого или меньшого числа поставов находится в прямой зависимости от
того количества воды, которое имеется в реках, на которых мельницы устроены, и
что так как величина рек в Веневском уезде неодинакова, а следовательно и
неодинаковы рабочие силы и доходность мельниц на них устроенных, сочла
необходимым прежде всего разделить их, сообразно величине рек, на которых они
стоят, на четыре разряда, с отнесением из них к 1-му разряду — всех
мельниц, лежащих по Осетру, ниже впадения в него реки Веневки; ко 2 разряду —
мельниц, лежащих по Осетру, от впадения в него реки Веркуши до впадения
Веневки, мельниц на реке Проне и двух мельниц по Осетру, лежащих хотя и
ниже впадения в него реки Веневки, но выстроенных на одной плотине, т. е
Харинскую и Щучьинскую; къ 3-му разряду мельниц, лежащих на Осетре, выше
впадения в него реки Веркуши и мельниц на реках Березинке, Мордвезе, Руднице,
Полосне, Веневке, Осановке и Ясенке к 4-му разряду всех мельниц на реке Бобровке,
Шатцу, Ольховцу и по мелким без названия притокам реки Веневки и Прони, по при
том с тем, чтобы при исчислении поставов принимать в расчет только такое их
количество, которое одновременно может быть в действии, т. е. работать. Что же
касается самого размера оценки мельниц, то, имея в виду, что благоприятные
условия мельницы, как выше сказано, находятся в зависимости главным образом от
большого, или меньшего количества воды в реке, Управа находила несправедливым
подвергать поставы на всех без исключения мельницах одинаковой оценки. В виду
вышеприведенных соображений Управою и было определено: 1) все мельницы,
отнесенные к 1-му разряду, ценить по 1000 руб., прибавляя к этой сумме за
одновременно действующее поставы по 1000 рублей за каждый, так что, мельница
примерно, в три постава должна быть оценена в 4000 рублей; 2) при оценке
мельниц, отнесенных ко 2-му разряду, принять за норму число поставов, оценивая
каждый из них в 1000 руб.; 3) мельницы 3-го разряда оценивать до 500 рублей за
каждый постав и 4) мельницы по 4 разряду оценивать по 300 рублей за каждый
постав. Что же касается ветряных мельниц, то оценку их Управа определила по 400
рублей за каждую.
Представляя вышеприведенный способ оценки мельниц и винокуренных заводов
на обсуждение Земского Собрания, Уездная Управа покорнейше просит
таковой утвердить, а равно высказать свой взгляд по этому поводу для
руководства на будущее время.
5. По вопросу о вспомоществовании церковно приходским училищам
Веневского уезда
Тульский Епархиальный Училищный Совет, вследствие постановления своего,
утвержденного Его Высокопреосвященством, обращается к здешнему
Земству с покорнейшею просьбою
уделить, по своему усмотрено, из ассигнуемых Земством на народное
образование средств часть в пoco6иe церковно-приходским школам
Веневского уезда. Основываясь затем на том, что в Высочайше утвержденных
13 июля 1884 года правилах о церковно-приходских школах, в числе средств
их содержания указаны пособия и от Земства, что циркуляром Министра
Народного Просвещения к попечителям учебных округов призываются к
сочувствию церковно-приходским школам подведомственных Министерству
учреждения, что суммы, имеющиеся в распоряжении Земства, слагаются
частью из взносов собираемых с крестьян и что, наконец, всякая школа,
служащая интересам умственного и религиозно-нравственного образования
народа, заслуживает сочувствия и поддержки не зависимо от того, в чьем
бы ведении она не находилась, Епархиальный Совет надеется, что Земство,
горячо относящееся к делу народного образования, при ассигновании на
этот предмет средств не откажет назначить часть их и в пособие
церковно-приходским школам в селах: Мочилах, Грибоедове, Иван-Озеро и
Красном, Веневского уезда.
Представляя о сем на
благоусмотрение Земского Собрания и принимая вместе с тем на вид, что
дело народного образования в духе религии и нравственности есть дело на
столько великое и священное, что к благоустройству и упрочению его в
этом благом направлении должны прийти на помощь не только одно
духовенство, но и все сыны отечества, Уездная Управа, со своей стороны,
полагала бы отнестись в настоящем случай к церковно-приходским училищам
на сколько возможно так же сочувственно, как здешнее Земство относится и
вообще к делу народного образования, для чего и ассигновать сумму в
размере по сто рублей на каждую школу из сумм, назначаемых Земством на
народное образование.
6. Об избрании от Земства члена в Веневский училищный совет
Граф Павел Александрович Беннигсен обратился в
Земскую Управу с заявлением, в котором объясняешь, что в письме,
поданном им на имя Г. Председателя Училищного Совета, он отказался от
звания члена Училищного Совета.
Вследствие чего и на основании
27 и 28 ст. Положения о начал. народ. училищах, настоящему Земскому
Собранию предстоит избрать члена от Земства в Училищный Совет на место
отказавшегося от этого звания Графа Беннигсена.
О чем Уездная Управа и имеет честь доложить
Земскому Собранию.
7. Об избрании от Земства в Веневское Уездное Податное
Присутствие двух членов и двух у ним кандидатов
15 Января текущего года Высочайше утверждено мнение
Государственного Совета о дополнительном обложении торговых и
промышленных предприятий процентным и раскладочным сбором. Согласно ст.
5 этих правил, заведывание дополнительным сбором возложено в каждой
губернии на Казенные Палаты с образуемым при них Губернским и Уездным
Податным Присутствием, при чем последнее, согласно 7 ст. означенных
правил, образуется под председательством лица, назначаемого Управляющим
Казенною Палатою, из шести лиц, подлежащих в том платежу раскладочного
сбора; лица эти, а также и шесть кандидатов к нему избираются на три
года в равном числе: во 1) Уездным Земским Собранием, во 2) местною
Городскою Думою и в 3) местным купеческим обществом. Вследствие
чего настоящему Земскому Собранию предстоит ныне избрать от Земства в
Веневское Уездное Податное Присутствие из лиц подлежащих платежу
раскладочного сбора, двух членов и двух кандидатов к ним. О чем Уездная
Управа и имеет честь доложить Земскому Собранию
8. Об издании "Земского Ежегодника" и "Земских Сборников"
ИМПЕРАТОРСКОЕ Вольное Экономическое Общество,
обратившись в здешнюю Управу с ходатайством о присылки ему журналов,
докладов и других земских изданий, относящихся к Собраниям за период до
1876 г. и за 1883 и 1884 года, прислало вместе с тем особую записку об
издании Земского Ежегодника и Земских Сборников, которую и просила
доложить ближайшему Земскому Собранию и о результате уведомить Общество.
В записки этой, между прочим,
говорится, что в 1876 году в отделении сельскохозяйственной статистики и
политической экономии ИМПЕРАТОРСКОГО Вольного Экономического Общества
был возбужден вопрос о необходимости издавать „Земский Ежегодник", в
котором бы излагались в определенной системе наиболее существенный
постановления и другие данные земской деятельности, относящиеся к
определенному году, с изложением тех соображений пли мотивов, по которым
Собрание приняли или отвергли известное мероприятие. Практическое
значение такого ежегодника и вообще общих земских сборников видно из
того, что ее редко возникает вопрос в каком-нибудь земстве совершенно
для него новый, а между тем он не только был рассмотрен другими
земствами, но по нему даже произведены исследования, затрачено не мало
труда, исполнены опыты и наблюдения, требовавшие как крупных денежных
затрат, так и продолжительного времени; так что вопрос уже достаточно
разъяснен и значительно подвинут к рациональному разрешению. Между тем
вся эта работа приобретает значение только для того земства, которым она
производилась, и большею частью совершенно пропадает для других, не
только не знающих, какие получились результаты от применения тех или
других оснований к разрешению данного вопроса, но часто даже не имеющих
понятая о том, где и когда подымался он.
Таким образом богатый
опыт жизни большинства земств пропадает бесследно, не внося почти ничего
в сокровищницу общего знания. Совершается громадная растрата сил,
времени и денег. Каждое из земств идет изолированно, вполне почти
игнорируя работы других. Усматривая таким образом громадную пользу,
какую могут приносить подобные издания, ИМПЕРАТОРСКОЕ Вольное
Экономическое Общество тогда же признало возможным принять расходы по
изданию с Земского Ежегодника» за 1876 год на счет Общества, в том
предположении, что это издание окупить издержки продажей экземпляров, и
возбудить довеpиe к этому предприятию со стороны Правительства и
Земства, которые не преминуть впоследствии оказать ему надлежащую
поддержку.
Но после двух лет издания
«Ежегодника» Вольное Экономическое Общество признало невозможным
продолжать дальнейшее его издание исключительно на свои средства,
вследствие чего Обществом возбуждено было ходатайство о даровании
субсидий, каковая и была получена в 1881 году в размере 15 тысяч.
Обстоятельство это дало возможность Обществу издать «Земский Ежегодник»
еще за 1878, 1879 и 1880 годы, но затем вопрос об издании „Ежегодника"
опять выдвинулся на очередь, так как продолжать издание на собственные
средства Общество было не в состоянии, тем более, что не могло быть
вполне уверено, что „Земский Ежегодник" встретит наконец сочувствие со
стороны земских деятелей, в интересе которых он предпринят; а потому
общество окончательно решило не тратить более собственных средств на
издание «Земского Ежегодника» и продолжать его только при том условии
если на это будут изысканы другие источники.
По представлении своих
соображений относительно «Земского Ежегодника» Г. Министру Финансов и
Министру Государственных Имуществ — ИМПЕРАТОРСКОЕ Вольное Экономическое
Общество встретило весьма благосклонное отношение с их стороны.
Благодаря чему, по представлению Г. Министра Государственных Имуществ,
Обществу еще раз была Высочайше дарована Правительственная субсидия в 6
т. руб., что и дало Обществу возможность приступить теперь же к изданию
„Ежегодника" еще за один 1884 года. Но при этом Общество долгом считает
обратить внимание Земского Собрания на следующее: своевременность
выхода «Земского Ежегодника» за 1884 год, кроме исправности редакции,
находится в тесной связи с более, или менее аккуратным поступлением
земских изданий в библиотеку Общества, а безостановочный выход за
последующие года еще зависит от того, будет ли Общество иметь в своем
распоряжении достаточные средства на издание „Ежегодника" за 1885 год;
что помимо сего, для осуществления намеченной Обществом цели необходимо
позаботиться об издании «Земского Сборника» за период до 1876 года и об
устранении перерыва в «Земских Ежегодниках» за пропускаемые теперь 1881,
1882 и 1883 года. Все это, как было замечено выше, Общество не в
состоянии выполнить на собственные свои средства. В виду
вышеизложенного, ИМПЕРАТОРСКОЕ Вольное Экономическое Общество и
обращается ныне ко всем Земствам, как Губернским, так и Уездным, с
просьбою оказать ему в этом деле содействие, какое Земские Собрания
признают для себя возможным, а вмести с тем установить правильную и
безотлагательную присылку в библиотеку Общества журналов, докладов и
других земских изданий, тотчас по их отпечатывание.
О чем Уездная Управа и имеет честь доложит
Земскому Собранию.
9. По ходатайству от Земства о разрешении продажи общественных
хлебно-запасных магазинов
В 1880 году здешним Земством
возбуждено было в Министерстве Внутренних Дел ходатайство о разрешении
продажи хлебных магазинов тех обществ, которые перевели засыпку хлеба на
продовольственный капитал и уже внесли одну треть следуемого с них
сбора. А так как полученный на это ответ касался не возбужденного
ходатайства, а вопроса о замене натуральных продовольственных запасов
денежным сбором, то вышеприведенное ходатайство было повторено в 1881
году, в ответ на каковое в Май месяце текущего года Управа получила
через Г. Губернатора копию с предложением Г. Управляющего Минист. Внут.
Дел от 10 Мая за № 3721. Из предложения этого видно, что Г. Управляющей
Министерством Внутр. Дел, рассмотрев ходатайтва Тульского Губернского и
Веневского Уездного Земских Собраний о разрешении немедленной продажи
зданий хлебных магазинов при переходе сельских обществ от натуральных
запасов к денежным продовольственным капиталам, со своей стороны не мог
не остановиться на том, что подобное же ходатайство было возбуждено в
минувшем году Тамбовским Губернским Земством и, согласно с действующими
постановлениями, вносимо было на благоусмотрение Комитета Г.г.
Министров. Но Комитет отклонил объясненное ходатайство Земства на том,
между прочим, основании, что удовлетворение оного могло бы вызвать
искусственное возбуждение против натуральных хлебных запасов,
обязательная замена коих денежными капиталами отклонена Комитетом Г.г.
Министров и до Тульской губернии по непредусмотрительности оной в смысле
общей меры и послужила бы в известной степени препятствием к обратному
переходу крестьян от денежных продовольственных капиталов к натуральным
запасам, в случай признания необходимости в этом, как то и обнаружилось
уже в некоторых губерниях, в коих отдавалось предпочтете натуральных
запасов денежным; а потому при таком положении дела он затрудняется дать
ход приведенному выше ходатайству Тульского и Веневского Земских
Собраний в настоящем его виде, т. е. при условии одного лишь заявления о
переходе крестьян какого либо общества от натуральных запасов к денежным
и ранее действительного составления сих последних, хотя до половины
установленной нормы. Из содержания прочитанного сейчас ответа явствует,
что Г.Управляющим Министерством Внутр. Дел рассматривался вопрос о
разрешении немедленной продажи хлебных магазинов сельских обществ, на
основании одного лишь заявления их о переходе от натуральных запасов к
денежным, т. е. такой вопрос, который собственно здешнее Земство не
возбуждало, ибо ходатайство последнего обусловливалось для обществ
взносом одной трети причитающегося с них сбора. Таким образом
оказывается, что и ныне возбужденный Земством вопрос остался как бы без
обсуждения.
В виду вышеизложенного и
принимая во внимание что уцелевшие ныне у перешедших к денежным
капиталам обществ магазины, как ни на что им не нужные, ни сколько не
поддерживаются, постепенно приходят в разрушение и теряют всякую
ценность, или, другими словами, гибнут даром, обстоятельство это не
редко возбуждает в среде обществ негодование и ведет к самовольным
продажам обществами своих магазинов, Управа полагала бы возбужденный
Земством ранее вопрос о разрешении продажи продовольственных магазинов
внести вновь в установленном порядка на рассмотрение Министерства
Внутренних Дел. Имея же в виду, что большинство обществ, перешедших на
продовольственный капитал, в настящее время внесло уже больше половины
причитающегося с них сбора, Управа полагала бы возможным просить ныне
разрешение продажи магазинов тех обществ, коими внесена в
продовольственный капитал половинная часть причитающегося с них сбора и
для коих, следовательно, обратный переход к натуральной засыпки
представлялся бы невыгодным. О чем Уездная Управа и имеет честь доложить
Земскому Собранию.
10. О принятии предохранительных мер против повальных и заразных
болезней
В виду ежегодного
развивающихся в Веневском той или другой повальной болезни здешнею
Управою выработаны были в прошлом году предохранительные меры против
этих болезней и за тем предложены были на обсуждение прошлогоднего
очередного Земского Собрания, которое, рассмотрев таковые, сделало
постановление об обязательном их издании. По представлении же этого
постановления Собрания на утверждение г. Губернатора, последний признал
таковое неправильным, в виду того, что проекты подобных постановлений,
прежде внесения их в Земское Собрате, сообщаются Земскою Управою на
заключение Уездного Исправника, чего Управою не было соблюдено.
Вследствие чего, в нынешнем году предполагаемые к изданию обязательные
постановления были препровождены Веневскому Уездному Исправнику на его
заключение, который, по рассмотрению их, отношением от 7 июля за № 1588,
уведомил Управу, что со своей стороны он находит эти миры полезными и
необходимыми к немедленному изданию.
За сим Уездная Земская Управа вновь
ныне предлагает Земскому Собранию о принятии проектированных в прошлом
году предохранительных мер, заключающихся в следующем:
1) Запрещать валить содержание из
помойных ям и отхожих мест на места находящиеся ближе 150 саженей от
жилых построек или ста саженей от больших дорог, почтовых, транспортных
и проселочных, (исключая лишь случая, если эти вещества вывозятся в поле
для немедленной запашки). 2) Обязать всех жителей уезда, чтобы ямы
отхожих мест были закрыты со всех сторон, а для удаления газов были бы
устроены деревянные трубы, выходящие через крышу зданий. Где это можно,
было бы желательно провести трубы эти в ближайшую дымовую трубу, так как
таким образом уничтожается лучше всего всякое зловредное накопление
газов. 3) Обязать все сельские общества и частных владельцев, всех, в
районах своих владений немедленно закапывать палых животных, где таковые
не лежали бы: на дорогах ли, или в стороне. 4) Обязать содержателей
бойнь, чтобы они все нечистоты и остатки от убитых животных убирали в
назначенные для нечистот места, или закапывали бы в землю. 5) Запрещать
мочение льна, конопли, кож и всяких предметов, от которых вода может
портиться в реках и источниках, вообще во всякой проточной води уезда.
Места для мочения льна и конопли должны быть огорожены заборами, или
устроены в таких местах, к которым скот доступа не имел бы. 6) Запрещать
спускать всякие нечистоты, осадки и остатки из заводов и фабрик прямо в
реки; для них обязательно должны быть устроены очистительные ямы. 7)
Выбрать Комиссию на которую, в случай появления повальной болезни,
возложить наблюдете над чистотой в помещениях для продажи съестных
припасов и напитков, а также над безвредностью самых припасов.
11. Об избрании на новое трехлетие заведующих
военно-конскими участками На
основании ст. 11 Положения о комплектовании войск лошадьми на случай
войны, заведывающие военно-конскими участками избираются на три года.
В виду того, что избрания в 1882 году
на эту должность лица оканчивают срок своей службы, Земской Управе
предстоит ныне доложить настоящему Земскому Собранию об избрании на
новое трехлетие заведывающих участками и список избранных лиц доставить
г. Тульскому Губернатору.
В списки, утвержденном в 1882 году,
Управа признала необходимым сделать некоторые изменения в состав
заведывающих участками, а именно: по 13 участку, вместо умершего г.
Похвиснева, дворянина Николая Дементьевича Коносевича, по 17, вместо
купца Лабзина, как человека престарелого и болезненного, — Веневского
купца Павла Андреевича Борисова и по 21 участку, вместо умершего г.
Чернышева, — Губернского Секретаря Николая Ильича Гагина. По остальным
участкам заведывающими оными оставлены прежние лица.
Составленный на семь основании новый
список Уездная Управа имеет честь представить на утверждение Земского
Собрания.
|