|
Некоторые сведения из истории села Потетино
Ильин
В.Ю.,
председатель районного клуба краеведов
Село Потетино издавна располагалось в лесистой местности близ казенной засеки
и реки осетра в 40 верстах от Тулы, 17 верстах от Венева, в почти 7 верстах от Студенца. Ближайшими к нему селами были Глебково и Мильшино. Село издревле
входило в оборонительную систему тульских засек, и имело большие размеры,
поскольку в писцовых книгах 1587-1589 г.г. XVI в. отмечено как приход с двумя
церквями. Но поскольку тогда оно относилось к Тульскому уезду, в нашем клубе
данных о нем за XVI-XVIII в.в. практически нет.
История прихода. Как отмечал в своей книге «Приходы и храмы Тульской
епархии» П.И. Малицкий, во времена Ивана Грозного в Потетине стояло два
деревянных храма: холодный (неотапливаемый) во имя святителя и чудотворца Николая
и теплый (отапливаемый)во имя святого великомученика Георгия. Само же название села Малицкий
производит от фамилии помещиков Потетиных, вероятно владевших этим селом.
Впоследствии приходской храм переместился в село Верино, где был выстроен
деревянный храм во имя святителя Николая. Причин апереноса храма неизвестна,
время переноса – тоже. Возможно, это связано с набегом татар, прорвавшихся сквозь
засеку и разрушивших и спаливших многие ближние деревни той округи. Возможно, что
это был набег войск Темеша, шедшего на Алексин. Достоверных сведений
об этом не сохранилось. Подробнее от этом периоде – в истории с. Глебково и статье
«Веневские древности» Д.Г. Гедеонова.
С момента переноса храма приход получил двойное название: Потетино Верино,
оно осталось и после возвращения храма в Студенец. Из Веринских храмов достоверно
неизвестно ни об одном из них, в клировых ведомостях сохранились только сведения
о сгоревшем в 1842 или 1843 г.г. деревянном храме, наместо которого было
перенесено здание старого храма из с. Тетерок, пожертвованного веринцам помещицею
Г. Арсеньевой. В 1890 г. этот храм при активном содействии Тульского купца Ивана
Ивановича Авчинникова был снова перенесен в с. Потетино,
где через два года сгорел. Но этот храм уже был застрахован от пожаров, и на
полученную страховку прихожане под руководством священника Александра Ивановича
Молчанова и старосты крестьянина д. Старо-Ивашково Федора Ильича Сафронова
выстроили новый деревянный храм содним приходом во имя того же святителя Николая,
деревянный, холодный, снутри оштукатуренный, а снаружи обшитый тесом и
покрашенный. Сумма же страховки составляла 420 р. Имелось церковной земли 54
десятины: 2 десятины усадебной, где стояли деревянные дома церковнослужителей и
располагались их сады и огороды, 52 десятины пашенной и луговой земли, 10 десятин
из которых были неудобны для землепользования из-за оврагов, рек, ручьев,
кустарников.
В приходе было по 707 жителей мужского и женского пола, и состоял он из
с. Потетина (в Верине был только церковный погост, хотя место и называлось сельцо
Верино), деревень Бурдуково, Старо-Ивашково и Ново-Ивашково. Причем, в д.
Бурдуково жило в 1895 г. до 77 раскольников-беспоповцев поморского толка.
Возможно, что это были потомки перевезенной в эту деревню какой-то секты в числе
государственных крестьян, населявших эту деревню.
Из старост этого прихода известно несколько человек. По сообщению «Тульских
Епархиальных Ведомостей» в № 24 за 1864 г. была объявлена признательность
епархиального начальства старосте храма, казенному крестьянину Прокопию
Прокопьеву за пожертвованные на лес для ремонта колокольни 100 рублей и
возвращению в церковную кассу 128 рублей, которые ему был должен приход
за покупку леса в 1862 г. Благодарность за пожертвование была выражена и
казенному крестьянину Стефану Лукьянову. Очевидно, он внес значительную сумму
наремонт ветхостей храма, в целом по приходу составившую 107 р. 52 к.
С 1 января 1893 г. старостой был избран крестьянин д. Старо-Ивашково
Федор Сафонов. Родился между 1850 и 1852 г. Под его руководством
началось строительство деревянного придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы,
на которое он лично пожертвовал 1000 р. Придел был построен и освящен в 1910 г.
В 1915 г. старостой был избран веневский мещанин Дмитрий Тимофеевич
Ермолаев,1862 г.р. Он же был старостой и в первые годы Советской власти.
Население. Данные по населению запрошлые века отсутствуют. Известно,
что в 1864 г. при с. Верино числилось 340 человек. Но была ли это вся сумма
прихожан, или число жителей либо Верина, либо одного Потетина – неизвестно.
По клировым ведомостям начала XX века здесь числилось:
Селения |
1901 |
1911 |
1915 |
1918 |
двор. |
муж. |
жен. |
двор. |
муж. |
жен. |
двор. |
муж. |
жен. |
двор. |
муж. |
жен. |
с. Потетино |
95 |
317 |
328 |
100 |
299 |
327 |
113 |
300 |
341 |
109 |
284 |
343
|
сц. Теснино |
13 |
36 |
9 |
13 |
24 |
31 |
9 |
30 |
33 |
10 |
21 |
30
|
с. Мильшино |
3 |
11 |
14 |
3 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
2 |
6 |
4
|
д. Ивашовка |
28 |
114 |
115 |
36 |
118 |
120 |
33 |
108 |
107 |
31 |
68 |
101
|
д. Бурдуково |
66 |
274 |
276 |
85 |
242 |
277 |
78 |
221 |
250 |
79 |
187 |
266
|
1-я цифра означает число дворов(семей), вторая – жителей мужского пола, через
дробь третья – женского.
В начале века в селе жила дворянская семья из трех женщин.
Священнослужители. С 1.10.1886 г.священником Николаевской церкви села
был назначен Александр Иванович Молчанов,сын дьякона с. Поветкино, род.
22.07.1863 г., окончил по 2-му разряду Тульскую духовную семинарию в 1883 г.; три
года работал заведующим и законоучителем в церковных школах …? сел Тульского
уезда. Он был награжден всеми церковными местными знаками отличия: набедренником
(пояском) в 1895 г., скуфьей в 1899 г.,камилавкой в 1905 г., наперсным
(нагрудным) крестом от Св.Синода в 1914 г. В 1904 г. он избирался делегатом от
2-го благочиннического округа уезда (15 церквей) на окружные и епархиальные
съезды духовенства.
3.12.1918 г. на службу в храм был определен протоиерей
Дмитрий Афанасьевич Соколов, род. 26.10.1866 г. и окончивший Тульскую семинарию
по 2-муразряду в 1891 г. 1.11.1892 г. он был назначен в храм с. Прудищи, был
там депутатом от духовенства с 1899 по 1911 г.г., в течение 15 лет был
благочинным2-го округа, за что получил в 1913 г. орден Св.Анны3-й степени, а в
1915-1918 г.г. был заштатным протоиереем Воскресенского собора г.Венева. Он
активно занимался образованием крестьянских детей, за что был награжден
подарочной Библией от Св. Синода в 1902 г., имел все четыре награды церкви и
медаль за Всероссийскую перепись 1897 г. До марта 1917 г. он был 7 лет
представителем Духовенства в уездном земстве. Очевидно, такого заслуженного и
уважаемого священника послали в село в голодном 1918 г. «на прокорм». Возможно,
что село могло остаться без священника и потому, что Молчанов мог быть включен в
список участников «контрреволюционного заговора» после волнений 8-11 ноября 1918
г. и гибели Рогожина и Бизюкова. Ведь назвали же руководителем этого заговора
жившего в Мильшине царского полковника для солидности списка заговорщиков…
Псаломщиками в селе служили Сергей Васильевич Черников
(род.5.10.1844 г.) переведенный в село из церкви с. Гритчина Каширского
уезда06.03.1893 г., и Тихон Лаврович Позднышев, род. 1890 г., служивший в
церквях с.Спицыно Чернского уезда и с. Карпове, поставлен и. должность
псаломщика в Потетине с 17.01.1917 г.
Помещики. Списка помещиков этой округи за XVI – XVIII в.в.у
нас в клубе пока нет. По данным же 10-й подушной переписи 1858 г. известно
о следующих имениях.
С. Потетино:
- артиллерии подпоручица Александра Васильевна Григорова, здесь у нее было 5
семей дворовых людей – 7м.и 12 ж.и 26 семей крепостных крестьян – 103 м., 100 ж.
Старостой у нее был Петр Михайлов.
- колежская ассесорша Наталья Матвеевна Петрова – 21 крестьянская семья, 76 м.,
95 ж.
|