WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

14:58

Электронная библиотека

 

 

Освящение Иверского Храма
 при Успено-Иверском женском общежительном монастыре Веневского уезда

Покровский А., 1914

Веневский уезд. Храм Иверской Божьей Матери
Иверский храм

  10-го Сентября сего 1913 года состоялось давно ожидаемое освящение нововыстроенного храма и среднего придела в верхнем этаже в честь иконы Божией Матери "Иверской" при Успенском-Иверском монастыре. О возникновении и постепенном развитии Успенско-Иверского монастыря писалось в "Тульских Епархиальных Ведомостях" за 1898 год и были отпечатаны отдельные брошюры: "Успенско-Иверский женский монастырь, бывшая Боргуевская Крестовоздвиженская община. Краткая историческая записка. 1899 год". Записка эта требует некоторых изменений и дополнений на основании последних документальных данных, но это дело будущего. Скажем только: теперешним более или менее благоустроенным видом и окончательным сооружением храма, монастырь главным образом обязан неутомимой деятельности и энергии настоятельницы монастыря игуменьи Флавианы.

История построения нового храма в кратких чертах такова. 11-го Ноября 1892 года в память чудесного спасения Августейшего Семейства от угрожавшей опасности при крушении поезда на станции "Борки" с ВЫСОЧАЙШЕГО разрешения, по определению Св. Синода, Боргуевская Крестовоздвиженская община была отчислена от Серпуховского Владычного монастыря к которому была приписана и в зависимости от которого находилась около 20-ти лет. Самостоятельность общины с принудительной силой налагала теперь на начальницу монахиню Аполлинарию заботы о благоустройстве обители. Хорошо понимала она, что благоустройство всякой обители, желающей стать на высоте подобающей православным монастырям, зависит прежде всего от удовлетворения религиозным потребностям православного русского люда, любящего и тяготеющего к величественным, благолепным и поместительным храмам. Между тем Крестовоздвиженский храм Боргуевской общины, по своим малым размерам, уже не мог удовлетворять этим потребностям. Являлись соображения о постройке нового более поместительного храма. Но соображения, как бы они ни были жизненно необходимы, для осуществления их требуют всегда материальных средств. Неимение же их было причиной колебаний, сомнений и вообще парализовало деятельность начальницы монахини Аполлинарии относительно постройки нового храма. Только властная инициатива Владыки Иринея, заметившего при построении недостаток обители, обещавшего с своей стороны всяческое содействие и указавшего даже место для нового храма, заставило начальницу Аполлинарию, отбросивши всякий страх и колебания, решиться на постройку храма.

2-го Сентября 1896 года, по благословению Епископа Иринея, была совершена архимандритом Памфилом, в сослужении монастырского, города Венева и некоторых окрестных сельских священников, закладка двухэтажного храма с предполагаемыми приделами внизу: в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы", Св. Феодосия Черниговского и Великомученика Пантелеймона; вверху: в честь иконы Божией Матери "Иверская", Успения Божией Матери и Святителя Николая.

Работы были поручены подрядчику из г. Ельца П. Ф. Мореву по 6 руб. за кладку тысячи кирпича и по 1 руб. за аршин цоколя. С прискорбной необходимостью приходится констатировать, что построение храма шло с некоторыми, впрочем неизбежными при всяком большом деле, недоразумениями и неудачами. Прежде всего давало себя чувствовать отсутствие определенных средств. По распоряжению Преосвященного Иринея даны были для сбора по всем местам России две или даже кажется, три книги. Но вскоре Еп. Ириней был перемещен на Епископскую кафедру в Каменец-Подольск.

Веневский уезд. Высокопреосвященный Парфений Архиепископ Тульский и Белевский
Высокопреосвященный Парфений
Архиепископ Тульский и Белевский

Приемник его Еп. Питирим в начале относившийся благосклонно, через несколько времени под влиянием неизвестных обстоятельств и соображений переменил, так сказать, свою политику и при всяком удобном случае давал понять, что он не сочувствует построению такого большого храма, не оправдываемого, по его взгляду, ни местными требованиями, ни средствами обители. Скоро это несочувствие со стороны Епископа Питирима приняло реальные формы. Запрещены были Успенско-Иверскому монастырю сборные книги и подписные листы. Отсутствие определенных средств вело иногда к запоздалой и несвоевременной заготовке строительного материала, - это с одной стороны; с другой - происходившая в период строительства смена, по разным обстоятельствам, (смерть, например, или отказ по случаю обременения работами в других местах) наблюдавших за постройкой храма архитекторов была также одной из причин, неблагоприятно отражавшихся на ходе дела и ведших подчас к неудобным недоразумениям между администрацией монастыря и подрядчиками Моревым и другими.

В 1910 году указом Св. Синода окончательно и строго было запрещено женским обителям посылать сборщиц даже и по своей губернии и совершенно прекращена выдача сборных книг. Результатом всего вышесказанного являлось со стороны общества некоторое недоверие и сомнение в успешном и благополучном исходе постройки храма. Известно, что успех всякого долга тесно связан с правильным пониманием большей части публики задач и целей этого дела. Так вот, среди таких-то неблагоприятных материальных и моральных условий пришлось теперешней игуменьи монастыря Флавиане, после смерти настоятельницы монахини Аполлинарии, вести дело сооружения храма.

Приняв на себя всю ответственность, все бедствия и злоключения, игуменья Флавиана оказалась на высоте своего послушания. Она не пала духом. С поразительной настойчивостью и неутомимостью шла она к намеченной цели, средким умением и практичностью находила она и располагала благотворителей к жертвам. Имена таких благотворителей, как покойный Московский купец Михаил Иванович Якшин, здравствующая его супруга Мария Алексеевна Якшина, покойная Феоктиста Васильевна Степанова, здравствующие: Ксения Васильевна Шкурина, дворянин Николай Васильевич Картуков, послушник Троицкой Лавры Василий Шуленин и многих других, о которых может быть придется говорить в другой раз, никогда не должны забываться и веруем не забудутся Успенско-Иверской обителью.

Благодаря материальной и нравственной помощи таких людей дело строительства, хотя и с некоторыми трениями, веденное хозяйственным способом, неуклонно шло к концу. В 1909 году от подрядчика Морева, оказавшегося не в курсе новейшей практики строительного искусства, дело переходит к Московской фирме железно-бетонных сооружений "Кутюрье, Боленкур и Горденин", взявшей на себя устройство бетонных сводов и полов, а также и окончательную выкладку внешнего храма. В 1912 году внешний храм окончен. Он занимает площадь 20x12 саж., пятиглавого, всего израсходовано на постройку более 100 тысяч руб. Не доставало только по оригинально-меткому простонародному выражению "святости", то есть, нужно было выстроенный храм приспособить и приготовить к совершению в нем Богослужения. По соображениям геологическим и экономическим решено было оборудовать верхний этаж. Нашлись жертвователи и на "святость". Церковная утварь, облачения для священно-церковных служителей, школы, - все это имевшееся и прежде в достаточном количестве, было щедро пополнено благотворителями. Между прочим иеромонахом Троицкой Лавры Порфирием пожертвована в новый храм икона Божией Матери "Черниговская", бывшая келейная покойного старца иеромонаха Варнавы, при ней и другие иконы причем в иконах: Святителя Димитрия Ростовского и Преподобного Серафима Саровского врезаны останки от этих угодников. Иконы эти содержащиеся в киоте, поставлены по непременному желанию жертвователя за жертвенником.

Обер-Прокурор Св. Синода
Обер-Прокурор Св. Синода
 Вл. К. Саблер

Вдовой московского священника Татьяной Сергеевной Гастевой пожертвована икона "Снятие со креста Спасителя", в киоте иконостасной работы, стоимостью около 400 рублей. Старанием и бескорыстным расположением к обители раба Божия послушника Василия Шуленина нашлись люди, принявшие на себя расходы по устройству иконостаса, каковой поручен, исполнен и к должному времени поставлен Василием Рафаиловичем Чубаровым земляком послушника Шуленина (Василий Рафаилович Чубаров. Художественно-иконостасная мастерская. Москва, Грузины, Средний Тишинский пер., д. N 7-й. Тел N 50-34).  Столярство в иконостасе из соснового дерева, а резьба, орнаменты, колонны, царские двери из липового, покрыт белой эмалевой лакированной, под мрамор, краской и частями колонны, царские двери и резьба тонкими отводками золотом. Стиль можно сказать, строго не выдержан, скорее всего Русско-Византийский.

Иконы в иконостасе на липовых досках писаны А. Р. Бороздиным, рисунки взяты из Собора Св. Владимира в Киеве - в духе Васнецова и Нестерова. Расходы по устройству отопления взяла на себя проживающая в обители К. В. Шкурина. Отопление в новом храме водяное с притоком свежего воздуха, подогреваемого водяными калориферами, установленными в особой нагревательной камере. Эта система отопления и вентиляции оборудована в полном объеме инженером центрального отопления и вентиляций Георгием Степановичем Барановым. Кстати сказать, можем рекомендовать Тульскому духовенству и церковным старостам, в случае надобности, обращаться к этим трем лицам: Чубарову, Бороздину и Баранову, по их специальности, как знатокам своего дела и добросовестным исполнителям.

Когда все существенно-необходимое было готово, настоятельница игуменья Флавиана отправилась к Высокопреосвященнейшему Владыке Парфению с покорнейшей просьбой от всей обители прибыть и освятить новый храм в назначенный им для сего день. Владыка Парфений изъявил свое согласие и днем освящения было назначено 10-е Сентября. К этому дню были разосланы приглашения благотворителям и окрестным жителям пожаловать на торжество освящения. Дня за два до освящения из Канцелярии Его Высокопреосвященства получено было извещение, что Владыка Парфений, вследствие болезни, приехать не может. Извещение это подействовало удручающим образом. Разбивались надежды на торжественное архиерейское Богослужение. А между тем отложить освящение храма представлялось крайне неудобным в виду того, что приглашения были разосланы и уже некоторые благотворители приехали из Москвы. Выход из этого затруднительного положения был указан самим благостным Владыкою Парфением, благословившим пригласить для освящения Преосвященного Викария Евдокима, который и изъявил свое согласие. 9 Сентября к 3 часам пополудни со станции "Оболенское" прибыла свита Преосвященного Евдокима. Сам же Владыка, в виду служения, по случаю престольного праздника, в храме Св. Феодосия - в Чулкове, не мог своевременно поспеть ни к одному поезду, отходящему со станции "Тула" по направлению к ст. "Оболенское", а потому должен был прибыть прямо из Тулы на лошадях. Без 15 минут в 6 часов вечера благовест, а затем веселый перезвон монастырских колоколов, возвестил о прибытии Преосвященного Евдокима. Встреченный у св. ворот обители благочинным монастырей игуменом Лазарем, настоятельницей монастыря игуменьей Флавианой с сестрами, прибывшими на освящение духовенством, а в новом храме монастырским священником после обычной краткой встречной литии, Владыка Евдоким проследовал в алтарь, осмотрев который Преосвященный, не смотря на возможно-естественное утомление по случаю служения, далекого пути и неблагоприятной погоды, тотчас же благословил начинать всенощное бдение.

Игуменья Флавиана
Игуменья Флавиана

 На литию и благословение хлебов, на чтение вместо 2-й кафизмы акафиста Иверской Божией Матери и величание во главе с Преосвященным Владыкой выходили: благочинный монастырей игумен Лазарь, председатель Веневского Отделения Училищного Совета протоиерей о. Николай Нечаев, наблюдатель церковно-приходских школ Веневского уезда свящ. села Прудищ о. Димитрий Соколов, иеромонах Николо-часовенского подворья Сампсон, священник Успенско-Иверского монастыря свящ. Николаевской г. Венева церкви о. Владимир Попов, священники: села Карник о. Иоанн Воскресенский, села Венева-Монастыря о. Сергий Гастев, Спасо-Преображенской церкви села Дедилова о. Алексей Колосов, села Городенец о. Сергий Рождественский и села Семьяни о. Федор Медведев при протодиаконе Виссонове, диаконах Бимбирекове, Никитском и двух иподиаконов Владыки Евдокима.

 Помазание молящихся освященным елеем совершал сам Владыка.

10 Сентября в 7½ час. утра началось водоосвящение и непосредственно самое освящение храма, после какового было произнесено многолетие: Государю Императору со Всем Царствующим Домом, Св. Синоду, Высокопреосвященнейшему Парфению Архиепископу Тульскому и Белевскому, Преосвященному Викарию Евдокиму, Епископу Каширскому, Настоятельнице с сестрами обители, создателям, благотворителям, украсителям храма и обители, предстоящим, молящимся и всем православным христианам. К сожалению среди многолетия в должном, в таких случаях, месте о. протодиаконом не было сказано: "Во блаженном успении вечный покой"... всем начавшим и преждепочившим создателям, благотворителям храма и обители - что омрачило торжественно-радостное настроение некоторых присутствующих, знавших и имевших к преждепочившим, при их жизни, то или другое отношение. Литургию Преосвященный Евдоким служил

при участии тех же священно-церковнослужителей, за исключением священника села Карник о. Иоанна Воскресенского - служившего раннюю литургию в старом Крестовоздвиженском храме.

За литургией в обычное время с благословения Владыки Евдокима монастырским священником сказано было нижепомещенное слово. Всенощное бдение, чин освящения храма и литургия - все это было пето монастырским хором. Знание архиерейского служения вообще, в частности при освящении храма и стройное пение монастырского хора производило на присутствующих приятное впечатление. Особенно хорошо было пропето и очевидно понравилось молящимся: "От юности моея" трио и, так называемое, "патриаршее многолетие" впервые слышанное в провинции. Порядок со стороны священно-церковнослужителей, прибывших хотя и из разных мест, и некоторым редко приходилось участвовать при архиерейском служении, тем не менее был образцовый. По крайней мере один из иереев высказался так, что ему приходилось служить при сонме архиереев и в присутствии Его Высокопревосходительства Господина Обер-Прокурора Св. Синода Владимира Карловича и других высокопочтенных лиц, но и то, порядка такового не наблюдалось. Можем иметь приятную уверенность, что это не было простым комплиментом со стороны сказавшего.

По окончании литургии, при благословении молящихся, Преосвященным Владыкой были раздаваемы "Троицкие листки", привезенные послушником Василием Шулениным, всего листков роздано было более 2000. Затем в помещении настоятельницы была предложена строго-монастырская трапеза. За трапезой между прочим Преосвященный Евдоким расспрашивал Игуменью о первоначальной истории монастыря, интересовался деталями устройства отопления и иконостаса по какому делу давали объяснения Г. С. Баранов и В. К. Чубаров.

Священник Успенского Иверского
Священник Успенского Иверского
 монастыря А. Покровский

По случаю торжества освящения храма посланы были телеграммы Его Высокопреосвященству Архиепископу Парфению и Его Высокопревосходительству Г. Обер-Прокурору Св. Синода с извещением о молитвах вознесенных за этих лиц в новоосвященном храме. Сестрами обители была поднесена игуменье Флавиане в благодарность за понесенные труды икона "Иверской Божией Матери" в серебряно- вызолоченной ризе стоимостью около 50 руб. В 4-м часу вечера, благословив присутствовавших на торжестве и сопровождаемый их благопожеланиями, Владыка Евдоким тем же путем отбыл в Тулу.

Живущим вдали от епархиального города редко приходится видеть у себя своих архипастырей. А между тем посещения эти, сопровождаемые служениями и поучительною беседою, дороги и необходимы, особенно в наше мятущееся время, для всех ищущих духовного назидания, утешения и совета. Служение Владыки Евдокима, его внимательность и величавая простота обхождения приятно освежили и подняли самочувствие, как насельниц обители, так и всех присутствовавших на торжестве.

Свящ. Успенско-Иверского монастыря
Александр Покровский.

 

СЛОВО,

сказанное за литургией в новоосвященном Иверском храме при Успенско-Иверском женском монастыре, Веневского уезда.

Сегодня в здешней Успенско-Иверской обители светлый праздник и радостное торжество! Нынешний день - день осуществления давнишних ее желаний!

Воздвигнутый храм нарочитами молитвами и священнодействиями освящен одним из архипастырей церкви Тульской.

И, "сердце и плоть возрадовастася о Бозе живе!" Храм Божий есть место, особенного, - благодатного и таинственного присутствия Божия, это, говорит покойный Митрополит Московский Макарий, главные христианские училища; в них проповедуется и чрез них распространяется то Божественное просвещение, которое необходимо нам не только для жизни земной, но еще более для жизни загробной, в них все мы возрождаемся в жизнь духовную, очищаемся от грехов, освящаемся и преискренне соединяемся с нашим Господом и Спасителем чрез вкушение Его Пречистого Тела и Пречистой Крови. Здесь (в храме) все, приходящие с верою, получают разрешение сомнений, отраду и утешение в скорбях и болезнях, подкрепление в несчастьях и тяжких испытаниях, - столь обыкновенных и неизбежных в нашей жизни, ибо здесь пред Престолом Отца Небесного пред бескровной жертвой Единородного Сына Его возносятся молитвы о всех и испрашиваются милостью для всех! Вот почему один из величайших молитвенников, всем известный, покойный о. Иоанн Кронштадтский сказал однажды: "О храм святой, сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом Божиим и пред Лицом Сидящего на нем. Поистине душа тает от умиления молитвенного и слезы по ланитам струятся, как вода"! (Моя жизнь о Христе). Такое значение имеет храм. И чем благоустроенное и благолепнее храм Божий, тем могучее и благоприятнее влияние его на тех, кто молится в нем, тем скорее и легче способствует он молящимися отрешиться от порядков и суетных размышлений обыденной и подчас томительно-однообразной жизни. В этом отношении обитель Успенско-Иверская давно уже мало удовлетворяла желающим помолиться. Год от году увеличивалось количество сестер обители, год от году прибавлялось число окрестных богомольцев, но малый размер храма стеснял как сестер обители, так богомольцев, особенно в осеннее и зимнее время, и слышались сетования: "и рады бы помолиться, да уж очень тесно"! Назревала таким образом неотразимая нужда в новом, - более обширном храме. Сознавала эту нужду, покойная теперь, настоятельница обители монахиня Аполлинария, но не имея средств, не решалась взяться за такое дело, как постройка нового храма. Только владычное благословение тогдашнего Тульского Преосвященного Иринея, сразу заметившего при посещении обители главное, так сказать, ее убожество, заставил настоятельницу Аполлинарию, отложивши страх и всякие колебания приступить к постройке нового храма.

2-го Сентября 1896 года без всяких средств, единственно надеясь на помощь Божию и жертвы доброхотных дателей, настоятельница Аполлинария совершила закладку храма. Но ей мало пришлось потрудиться в построении храма, она если так можно выразиться, только разрыхлила почву и бросила семена, обрабатывать же, весь труд, вся тяжесть дела пало на долю достойной ее преемницы и теперешней Настоятельницы монастыря игуменьи Флавиане. Прослужившему в обители с самой закладки храма, на глазах у кого прошло все дело строительства его, позволительно, не нарушая ничьей скромности, во имя справедливости, сказать несколько слов о трудах игуменьи и сестер монастыря. Все истинно православно-верующие горестно сознают и чувствуют, как особенно в последнее все отрицающее время, относится к монашествующим большинство общества. Почти со всех сторон идут нападки на обители. Монашествующих обвиняют в бездеятельности, тунеядстве, в своекорыстии, в религиозном лицемерии и ханжестве, - словом стараются всеми силами доказать ненужность и даже вред самого существования монастырей с их обитателями. В такое-то все отрицающее и сомневающееся время и пришлось теперешней игуменьи матери Флавианы трудиться по постройке храма. Но она не только сама не пала духом, а даже и воодушевила и сестер обители.

Дружно принялись за дело, 18 лет трудились они в зной, дождь и холод, 18 лет мешали они труды свои со скорбями и заботы свои со слезами. С замечательною практичностью и редким умением находила игуменья Флавиана благотворителей и располагала их к жертвам на храм. Правда, приходилось как ей самой, так и сестрам терпеть неприятности: встречать косые взгляды, слышать оскорбительные выражения и отзывы о монашествующих, слышать упреки, что они собирают не на храм, а для себя, - чтобы самим жилось лучше, многое и другое приходилось труженицам послушания выслушивать и переносить - вплоть до грубого и насильственного выпроваживания из домов. Но не смотря на все это, они не оскорблялись, не теряли душевного равновесия, не впадали в греховное уныние, а твердо шли по намеченному пути и достигли цели. Многие откликнулись на это святое дело и жертвовали щедро.

Имена таких жертвователей, чтобы не смутить кого, мы не будем называть в сии минуты, но они твердо запечатлены в памяти и сердцах живущих в этой обители и молитвы за них, как за живых, так и за мертвых, всегда возносились и будут возноситься в обители. И, вот, благодаря неустанным трудам настоятельницы-игуменьи Флавианы с сестрами, благодаря щедрым благотворителям, обитель теперь имеет благолепный храм: все в нем чисто и светло, просторно и удобно, так что можно питать надежды что отныне не будет стеснений ни для сестер обители, ни для сторонних богомольцев. Правда, освящен еще только один придел, нет еще подобающей такому храму колокольни, но это дело будущего. Найдутся, может быть, благодетели и для этого дела. Слава и благодарение Господу Богу за то, что Он сподобил нас видеть этот святой храм построенный в честь Пречистой Матери и благолепно украшенный на доброхотные средства любителей благолепия дома Господня. Матери и сестры обители? Желаемое Вами, вожделение сердец Ваших: выстроенный храм, освящен руками и служением архиерейскими; да будет же он, скажем словами пророка Иезекииля, "опорой силы Вашей, утехой очей Ваших и отрадой души Вашей". Молитесь в нем, но не о себе только, - молясь о себе, не забывайте молиться о начавших и преждепочивших созидателях и благотворителях сего храма и всей обители и о здравии и всяком благополучии здесь сейчас присутствующих и отсутствующих благотворителей и украсителей сего святого храма.

Слава Тебе, Господи, Благодателю нашему во веки веков! Аминь.

Свящ. Успенско-Иверского монастыря, Веневского
уезда, Александр Покровский.

10 Сентября 1913 года.

 

Материал любезно предоставлен сайтом "Храмы России".

 


Баннерная сеть "Историческое краеведение"