Все права защищены. Воспроизведение
материалов сайта без согласия автора запрещено.
11:14
Электронная библиотека
Начало строительства Ивановского канала
И. Н. Юркин
Ивановский канал был
второй предпринятой при Петре I попыткой "стыковки" водных систем рек
Волги и Дона. Первый Волго-Донской канал связал речки Камышинку (приток
Волги) и Иловлю (приток Дона). Работы здесь первоначально возглавлял
полковник Брекель, позднее руководство ими было поручено английскому
инженеру Джону Перри. Строительство, начатое в 1697 году, закончилось
неудачей и в 1701 г. было остановлено.
Неудачное начало
Северной войны не перечеркнуло планов и надежд, связанных с южными
окраинами государства. В том же 1701 году были начаты канальные работы в
районе Иван-озера. Трасса канала должна была пройти по территории
Епифанского, Веневского, Дедиловского и Тульского уездов.
Рассказывая в своих
записках о посещении этих мест вместе с Петром I в 1703 г., голландский
путешественник К. де Бруин упоминает ценную деталь: сообщил, что "царь
лично исследовал здесь еще прежде всю местность и почву земли, точно так
же, как он сделал это в другой раз с нами". Эти слова вызывают доверие:
де Бруину об обследовании этих мест, скорее всего, было сообщено самим
царем или кем-то из его окружения во время совместного, для царя -
повторного, их осмотра.
Этот вывод можно
интерпретировать как свидетельство в пользу высказанного А. И.
Миловидовым предположения (его поддерживают и некоторые последующие
исследователи, например Д. М. Лебедев), что проект Ивановского канала
принадлежал самому Петру I. Не противоречат ему и слова вице-адмирала К.
И. Крюйса, так объяснявшего причину строительства канала: "К городу
Воронежу немалое затруднение было ездить для частого осмотру
корабельного строения и привозу разных потребностей из Москвы сухим
путем, но его величество Петр Алексеевич оные трудности пресек…, чтоб
таким образом из Москвы водою в Дон ходить".
Заготовка материалов для
строительства Ивановского канала началась не позднее 1701 года,
собственно строительство, как полагает, А. И. Миловидов, — в 1702-м.
Фигурирующая в "Словаре географическом" А. М. Щекатова (1808), у И. П.
Сахарова (1832 и др.) и И. Ф. Афремова (1850) более ранняя дата — 1697
г., с учетом документов, опубликованных Миловидовым, представляется
маловероятной. Скорее всего, она ошибочно заимствована из истории
строительства другого, - упомянутого выше Волго-Донского канала. Во
всяком случае, у Сахарова (в "Достопамятностях города Тулы и его
губернии") имеет место явная контаминация событий, относящихся к истории
двух разных объектов.
Общее руководство
работами на Иван-озере было поручено московскому коменданту кн. Матвею
Петровичу Гагарину, с этой поры проводившему здесь большую часть
времени. Работы включали расширение и углубление естественных водоемов и
водотоков, строительство на них шлюзов, создание канала, который должен
был заменить участок естественного русла р. Шат. Техническое руководство
работами осуществляли голландские мастера. Их выполняли работники из 15
уездов, а также пленные шведы. В первый же год было построено 7 шлюзов.
Несколько раз, в том
числе зимой 1703 г., по пути в Воронеж, осмотреть "епифанское слюзное
дело и перекопную работу" заезжал на Иван-озеро Петр I. В этих краях он
бывал и раньше, а именно в 1799 г., о чем, по сведениям Миловидова,
сообщала надпись на памятнике, находившемся в его время в помещичьем
саду с.Иваньково (7 верст от с.Иван-Озеро).
В связи с петровскими
приездами на Иван-озеро нельзя не упомянуть о предании, касающемся
посещения царем Куликова поля. Самая ранняя известная нам его фиксация
относится к середине XIX века. Афремов в работе "Куликово поле" (1849),
в связи со "знаменитой в истории зеленой дубравой, где при Куликовской
битве скрывался засадный полк", замечает: "Гениальный преобразователь
наш, Великий Петр, не раз проезжал с Иван-озерского канал посещать
достопамятные места эти, и повелел заклеймить все дубы приснопамятной
дубравы этой". Документы, подтверждающие это известие, пока не выявлены.
Но, в общем, оно достаточно вероятно, во всяком случае, серьезных
аргументов, опровергающих его, нет. Некоторые косвенные признаки
позволяют предположительно связать посещение с самым началом
строительных работ на канале - возможно, с 1702 г.
Близ Иван-озера
некоторое время существовал выстроенный для царя небольшой путевой
дворец — "государевы светлицы", к 1720 г., по сведениям документа этого
времени, в значительной степени уже пришедшие в негодность. Упоминания о
них встречаем, однако, вплоть до 1745 г. В относящейся к этому времени
"Описи … дворцу и протчим материалам" отмечен материал постройки (она
была деревянной), сообщены ее размеры (приблизительно 10.5 х 10.5 м). От
светлиц фактически остались руины: стены не только основательно подгнили
— две стены здания обрушились.
Любопытная деталь: в
документе отмечены "имевшияся во дворце, в передней светлице, девяносто
девять бочек заморской земли, называемой "семен" (или "семень". - И.Ю.).
Упоминание о них встречаем и в более ранней описи 1733 г. По-видимому,
речь идет об употреблявшемся при строительстве шлюзов цементе. В русский
язык это слово попало через немецкий примерно в это самое время (первая
фиксация — в Морском уставе 1724 г.).
Год 1711-й в биографии
Петра Великого отмечен тяжелой военной неудачей: закончился поражением
поход русской армии с царем во главе, предпринятый им этим летом против
турок. России пришлось согласиться с передачей победителю с немалыми
усилиями полтора десятилетия назад завоеванной и с той поры обживаемой и
обустраивавшейся стратегически важной территории — устья Дона и
Азовского побережья в районе Таганрогского залива. "Сие дело … не без
печали, что лишиться тех мест, где столько труда и убытков положено",
писал Петр сенаторам. С утратой этих земель радикально изменялась
перспектива использования флота, с напряжением сил все эти годы
строившегося на верфях рек донского бассейна. Сразу по заключении
Прутского договора корабельное строительство здесь было остановлено,
офицеры и мастера выведены. Был оставлен Азов, взорвана Таганрогская
крепость. Часть судов удалось продать туркам, часть была уничтожена
сразу, часть со временем.
Эти события самым
непосредственным образом отразились и на судьбе Ивановского канала.
Несмотря на то, что, по некоторым сведениям, по его трассе в 1707 г.
удалось провести корабли (впрочем, Миловидов относится к этому
утверждению скептически), многие проблемы, связанные со строительством и
эксплуатацией канальных сооружений, оставались не решенными. К
трудностям организационным и техническим прибавились теперь
обстоятельства, делавшие канал в значительной степени ненужным.
Попытки вдохнуть жизнь в
грандиозную стройку начала XVIII в. предпринимались впоследствии
неоднократно. На протяжении всего этого столетия к каналу продолжали
относиться как к объекту, имеющему определенную перспективу. Связанное с
ним имущество охранялось. Несколько раз описывалось состояние его
построек, обследовалась трасса. Один из всплесков интереса к нему
относится к Екатериниской эпохе. Не забывали о нем и в первой половине
XIX века.
За все время истории
строительства на канале было построено 33 шлюза. Самый нижний из упских
шлюзов находился в черте современной Тулы, недалеко от Зареченского
моста.
Нынешнее состояние
остатков канальных сооружений неизвестно. В середине XX века некоторые
из них еще существовали. В литературе упоминается и об их существовании
в более позднее время. Миловидов в работе, опубликованной в 1930 г.,
упоминает о вторичном использовании строительных материалов:
заготовлении их в позднейшее время местным населением из остатков
канальных сооружений, упоминает и "громадные, черные от воды, брусья
шлюз". Эти брусья и большие дубовые пни, еще сохранившиеся близ реки
Смолки, были последними следами "старого громадного леса, который рос на
берегах Дона".
ЛИТЕРАТУРА:
Миловидов А. И.
Достопримечательные села Тульской губернии. Село Иван-Озеро и Ивановский
канал начатый Петром Великим.— Тула, 1892.— С.1-64.
Де Бруин К. Путешествия
в Московию // Россия XVIII в. глазами иностранцев.— Л., 1989.— С.17-188.
Ивановский канал —
с.112.
Задков Ю. Н. Ивановский
канал. Страницы истории // Краеведческие чтения, посвященные 220-летию
образования Тульской губернии: Сб. тез. докл., Тула, 18-19 дек, 1997 г.—
Тула, 1997.— С.29-31.
Нарциссов П. Иван-Озеро
(Остатки Ивановского канала) // По Тульскому краю: (Пособие для
экскурсий).— Тула, 1925.— С.579-582.
Юркин И. Н. "В селе
дворе — одна светлица…": (Петр Великий на строительстве Ивановского
канала) // Ораниенбаумские чтения: Сб. науч. статей и публикаций.— СПб.,
2001.— Вып.I.— С.53-63.
Юркин И. Н. "И того б
учинил о том по сему…": (Ивановский канал в канцелярской переписке
10-х-20-х годов XVIII века) // Куликово поле: вопросы
историко-культурного наследия: Труды науч.-практич. конф. "Куликово поле
— уникальная культурно-ист. и природная территория. Проблемы изучения и
сохранения военно-ист. и природного наследия Центральной России".— Тула.
2000.- С.195-207.
Миловидов А. И. Река Дон
// Тульский край.— 1930.— № 3.— С.20-26.