Венев и Епифань – исторические связи
Кусакин
С.В.
– заведующий Епифанской историко-этнографической
экспозицией Государственного военно-исторического
и природного музея-заповедника «Куликово поле»
2009
Из всех
«городов-памятников» Тульской области, пожалуй, наиболее тесные
исторические связи имеют Венев и Епифань. Около четырех столетий
Веневский и Епифанский уезд являлись соседями. Часть границы между ними
проходила по Иван-озеру. Несколько деревень Веневского уезда входили в
приходы сел Епифанского. Однако, сближает города не столько
географическое положение, сколько ход исторических событий ХVI- начала
ХХ вв. и конечно же люди.
Крепость Венев (Городенск)
была построена в первой половине ХVI в. одним из виднейших руководителей
правительства Избранной рады боярином Иваном Васильевичем
Шереметьевым–Большим. В 1564 г. он подвергся опале, а затем был посажен
в тюрьму. Венев был передан в вотчину племяннику Ивана Грозного князю
Ивану Федоровичу Мстиславскому. С целью защиты и скорейшего освоения
южных рубежей Московского государства, во второй половине 60-х гг. на
левом высоком берегу Дона он построил Епифанский острог. Князь сам
набрал на службу стрельцов и казаков, дав им льготу на 5 лет. Венев
оказался как бы в тылу, выдвинутой в «дикое поле» новой крепости
Епифань.
В 1571 г. произошел один из
наиболее опустошительных татарских набегов, в результате которого почти
вся Москва была сожжена. Князь Мстиславский был обвинен в том, что
«навел» татар на русские земли. Его южные вотчины Веневский и Епифанский
уезды были конфискованы в пользу государства. Города стали
«государевыми». С целью скорейшего освоения и заселения приграничных
уездов, бывшие земельные владения Мстиславского были пущены в поместную
раздачу. В Епифани, в первую очередь были испомещены 7 казачьих сотников
и 12 помещиков. Причем, половина поместья им давалась в Епифанском
уезде, а другая в Веневском[i].
В начале ХVII в. Тульский край
оказался в гуще событий смутного времени. Активное участие в военных
действиях приняли служилые люди Венева и Епифани. Одни сражались на
стороне Шуйского, другие примкнули к Болотникову. Одной из самых
заметных фигур гражданской войны был епифанский сотник Истома Пашков,
отряд которого состоял из епифанской и веневской «служилой мелкоты». До
«смуты» он имел земельные владения в Веневском уезде. Избрание в феврале
1613 г, Михаила Федоровича Романова на российский престол положило конец
тягостному для всех безвластию. Новому правительству предстояло за
короткий срок навести в государстве порядок. Первые усилия были
направлены против атамана Заруцкого и Марины Мнишек, которые вынашивали
план венчания на престол Лжедмитриева сына Ивана. Для борьбы с ними
правительство направило полк под командованием Вельяминова. Из Михайлова
отряды Заруцкого через Веневский уезд перешли в Епифань. В марте-апреле
она являлась «столицей антиправительственных казачьих отрядов[1].
Набеги крымчаков, гражданская
война и польская интервенция нанесли значительных ущерб Веневскому и
Епифанскому уездам. Были уничтожены села, деревни и починки. Население
приграничных уездов сократилось более чем в три раза. Начался новый этап
освоения и заселения приграничного «дикого поля». Некоторые из
епифанских помещиков и детей боярских получали поместья в своем и
соседнем Веневском уезде. Так предок первого тульского губернатора Демид
Моисеевич Широкий Муромцев получил в вотчину за «Московское осадное
сидение», что было при царе Василии Шуйском, 145 четей земли в
Епифанском уезде, «да за ним же поместье на Веневе и в Донкове»[ii].
В начале ХVIII в. Епифань
становится одним из ключевых объектов в грандиозном проекте Петра I по
сооружению Ивано-озерецкого канала. Эта важнейшая водная коммуникация
должна была соединить бассейны рек Дона и Оки и тем самым обеспечить
подвоз материалов из Москвы в Воронеж, где начиналось строительство
российского флота. Центром для руководства всеми строительными работами
был выбран город Епифань, куда в 1701 г. прибыл князь Матвей Петрович
Гагарин, которому «велено быть у перекопной работы и смотреть настрого,
чтобы ни в чем никакой в работе остановки не было». Шлюзы строились на
реках Веневского и Епифанского уездов. Вероятно, для укрепления берегов
и других работ использовался камень с Бяковских месторождений. В 1702 г.
один из руководителей строительства доносил царю, что из-за торговли
вином и пивом с кружечных дворов Венева и Епифани «начало чиниться
медление делу». «Работные» люди стали пропивать съестные припасы и
одежду, сбегать с работы. Указом царя торговлю горячительными напитками
закрыли.
С 1708 г. Веневский и Епифанский
уезды были приписаны к Московской губернии, а в 1719 г. вошли в состав
Тульской провинции. В 1777 г. была образована Тульская губерния и оба
города стали ее уездными центрами. 8 марта 1778 г. Екатерина II, в числе
многих других российских городов, утвердила гербы Венева и Епифани.
В «Атласе Тульского
наместничества» 1784 г. сказано, что епифанское купечество «начинает
складываться в 1763 году… из купцов и мещан, живших в Епифани для торгу,
также пахотных солдат, экономических крестьян, церковников и отпущенных
на волю»[iii].
Большинство епифанских купцов являлись выходцами из других городов и, в
первую очередь, из соседнего Венева. Его удаленность от «дикого поля» и
тревожного пограничья способствовала более раннему развитию
торгово-экономических отношений, что подтверждается документами первой
половины ХVIII в. Основу населения Венева составляло торгово-ремесленное
сословие. В Епифани же в основном жили потомки «служилых людей», главным
занятием которых было земледелие. Расширяя свою предпринимательскую
деятельность, веневцы осваивали соседний город. В документах 5-й ревизии
1794 г.[iv]
среди епифанских купцов мы встречаем фамилии: Белугиных, Боровковых,
Бородиных, Брежневых, Бубновых, Логвиновых, Оводовых, Окороковых,
Расторгуевых, Фирсовых, которые фигурируют в таможенных и других списках
веневских торговцев 1740-х гг.[v]
Интерес представляет тема изучения генеалогических связей представителей
этих родов в Веневе и Епифани. В настоящее время, есть пока только одна
версия о том, что основатель Епифанской купеческой династии Расторгуевых
Петр Степанович был сыном Степана Расторгуева, служившего бургомистром
Веневского магистрата в 1722 г.[vi]
Известно так же, что в 1816 г. из мещан города Венева в Епифанское
мещанство записался Иван Васильевич Оводов[vii].
В конце первой половины ХIХ в. его внук Николай Федотович писался купцом[viii].
Безусловно, происхождение части купечества Епифани сказалось на
торгово-экономических отношениях двух городов. Известно, что в конце
ХVIII в. епифанские купцы имели дома специально для торга в селах
Иван-Озеро и Серебряных Прудах Веневского уезда.
Однако, взаимоотношения двух
городов не ограничивались торговлей. Исследования иногородних брачных
связей епифанских купцов и мещан по церковным метрическим книгам ХIХ -
начала ХХ вв. показали, что в большинстве случаев они вступали в брак с
представителями тех же сословий города Венева. Приведем несколько
примеров по документам Николаевского соборного храма Епифани о записи
венчаний:
- в 1831 г. Епифанского мещанина Ефима
Семеновича Мазурина с дочерью мещанина села Иван-Озеро Веневского уезда
Степана Васильевича Рожкова Александрой;
- в 1832 г. Епифанского купеческого
сына Ивана Григорьевича Брежнева с дочерью купца города Венева Емельяна
Григорьевича Гладышева Александрой;
- в 1843 г. Епифанского 3-й гильдии
купеческого брата Матвея Павловича Семилеткина с дочерью купца города
Венева Сергея Ивановича Рожкова Татьяной;
- в 1844 г. Епифанского мещанина
Александра Яковлевича Мазурина с дочерью купца города Венева Ивана
Дьяконова Надеждой:[ix]
- в 1852 г. Епифанского 3-й гильдии
купеческого внука Никифора Ксенофонтовича Оводова с Веневской 3-й
гильдии купеческой племянницей Верой Ивановной Дьяконовой (один из
поручателей «по невесте» Веневский 3-й гильдии купец Ион Федорович
Дьяконов);
- в 1857 г. Епифанского купеческого
сына Павла Ксенофонтовича Оводова с Веневской купеческой дочерью Анной
Ивановной Карповой (поручатели «по невесте» Веневские купеческие внуки
Иван и Павел Ивановичи Рожковы);[x]
- в 1893 г. Епифанского купеческого
сына Сергея Петровича Оводова с дочерью Веневского купеческого сына
Дмитрия Андреевича Чекова Софьей, проживающей в селе Иван-Озеро;[xi]
- в 1909 г. Епифанского купеческого
сына Ивана Николаевича Расторгуева с дочерью Веневского 1-й гильдии
купца Сергея Михайловича Логвинова Марией (один из поручателей «по
невесте» Веневский мещанин Василий Михайлович Логвинов)[xii].
Обычно, браки регистрировались по
месту жительства жениха, что представлено в данном, далеко не полном,
списке. Интересно было бы проследить и обратную связь. Как часто невесты
из Епифани становились избранницами веневских купцов и мещан?
Как известно, православие
отвергает материальное богатство и признает его тяжким грехом, что
заведомо относит представителей торгово-промышленного сословия к разряду
грешников. Поэтому русскому купечеству всегда была присуща глубокая
религиозность и твердая вера в загробную жизнь. Считая
благотворительность наиболее коротким путем к прощению грехов и спасению
души, состоятельные люди стремились поделиться нажитым с церковью. Купцы
строили и ремонтировали храмы, жертвовали деньги на их благоустройство и
содержание причтов, делали щедрые вещевые подарки. В 1810-1814 гг. была
построена трапезная церковь главного храма Епифани Никольского собора.
Она сооружалась на средства церкви и жителей города. Правда, самую
значительную сумму 600 руб. пожертвовал веневский купец Иван Яковлевич
Токарев. Из приходо-расходных книг соборной церкви известно, что на
изготовление большого количества кирпича для строительства трапезы был
подряжен пашенный солдат Озеренской слободы города Венева Петр
Никифорович Ермаков[xiii].
В 7 километрах от Венева
располагались так называемые Бяковские каменоломни, одно из крупнейших
месторождений известняка. Добываемый камень использовался для
строительства церквей и жилых домов. В 1877 г. крестьянину деревни
Бяково Василию Антиповичу Тарасову было выплачено 167 руб. 80 к. за
заготовку и поставку бутового камня для фундамента паперти-притвора
Всесвятской кладбищенской церкви Епифани[xiv].
Первое учебное заведение в
Епифани духовное училище было открыто соборным протоиереем Даниилом
Орловым в 1805 г. В 1837 г. по указу епархиального начальства его
перевели в Венев. Веневское духовное училище заканчивали: председатель
Тульской палаты древностей известный краевед Николай Иванович Троицкий,
будущий Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Александр
Лаврентьевич Преображенский), священномученник Лаврентий (Князев)[xv].
Продолжая церковную тему,
следует отметить, что среди священнослужителей Епифанских церквей было
не мало уроженцев Веневского уезда. В 1841 г. священником в Николаевский
собор был назначен Дмитрий Георгиевич Модестов из священнической семьи
села Серебряные Пруды. В 1848 г. его назначили настоятелем главного
храма Епифани, а в 1858 г. он был возведен в сан протоиерея. Вместе с
ним служил сын священника села Карпова Василий Павлович Боженов. После
окончания Тульской духовной семинарии, он вернулся в родной уезд и
несколько лет служил в церкви села Большого Клина, а в 1877 г. был
перемещен в Епифанский собор с назначением на должность городского
благочинного. «За 12-ти летнее сряду прохождение» этой должности, по
ходатайству епископа Тульского и Белевского Никандра, в 1888 г.
Святейший Синод наградил Боженова орденом Святой Анны 3-й степени[xvi].
В 1891 г. его перевели в Успенский Кафедральный собор города Тулы.
Можно привести и
противоположенные примеры. Так, в 1838 г. из Епифанского собора в
Веневский Воскресенский был перемещен Сергей Дружинин[xvii].
Тема взаимоотношений двух
уездных городов Тульской губернии во всех сферах их жизни и деятельности
представляет огромный взаимный интерес для исторических исследований.
Только взаимные усилия и старания краеведов Венева и Епифани могут
открыть не мало интересных страниц по данному вопросу.
[1]
Лаврентьев А.В. Епифань и Верхний Дон в ХII-ХVII вв. М.
2005. С. 150-155.
[i]
Фомин Н.К. Заселение Епифанского уезда в ХVI-ХVII вв. //
Куликово поле. Материалы и исследования. Труды Государственного
исторического музея. Выпуск № 73. М. 1990. С. 126-129.
[ii]
Куликово поле. Документы по землевладению ХVII в. Тула. 1999. С.
62.
[iii]
РГВИА. Ф. ВУА. Д. 19121. Л. 92.
[iv]
ГАТО. Ф. 373. Оп. 1. Д. 13.
[v]
Демкин А.В. Купечество и городской рынок в России во 2-й
четверти ХVIII в. М. 1999.
[vi]
ГАТО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 187.
[vii]
ГАТО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 9.
[viii]
ГАТО. Ф. 361. Оп. 1. Д. 8 и 9; Ф. 300. Оп. 1. Д. 14.
[ix]
ГАТО. Ф. 2014. Д. 8.
[x]
ГАТО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 2205.
[xi]
ГАТО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 1901.
[xii]
ГАТО. Ф. 93. Оп. 3. Д. 775.
[xiii]
Сахаров М.И. Епифанская соборная Николаевская церковь.
История церкви –ст. 4-я. // Тульские Епархиальные ведомости.
Тула. 1874. № 10. Л. 403, 406.
[xv]
Сведения из Веневского краеведческого музея.
[xvi]
ГАТО. Ф. 3. Оп. 10. Д. 1285.
[xvii]
ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 4072.
|