WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:41

Электронная библиотека

 

 

Веление души (краеведы)

Михаил Баканов
Газета "Красное знамя. Венёвский район"

№45 (11035) от 14.11.2024

Давайте вспомним сегодня наших краеведов, по крайней мере, некоторых – людей, помимо основной профессии, обладающих несомненно ниспосланным свыше особенным призванием, имеющим немаловажную общественную значимость и являющимся, я бы сказал, состоянием души. Некоторых уж нет с нами. Поэтому отдадим должное их памяти.

Василий Николаевич Любомудров. Сама его фамилия словно навевала ассоциации с 18-м или 19-м веком – мелкопоместного дворянства, декабристами, движением разночинцев. Высокий и худой, с несгибаемо прямой фигурой, зимой и осенью в неизменно длинном пальто, а летом порою в грязновато-белом милицейском кителе времен еще довоенной Москвы. Степенно и сосредоточенно шествовал он по веневским улицам, а рядом неизменно семенили две небольшие собачки – Бимба и Блямба. Прозвище имел соответствующее – «музейная редкость».

Что ни спроси из городской или районной (уездной) истории – обязательно даст исчерпывающий ответ. Вон там-то жил такой-то купец, содержал бакалейную лавку, а ещё имел питейное заведение, да и сам был порядочный пьяница, потому в конце концов и обанкротился. Помнил по христианским именам почти всех местных священнослужителей за целое столетие. Знал, кому раньше принадлежал тот или иной ныне ветхий дом...

Когда мы познакомились, Василий Николаевич считался уже на пенсии, но всегда он занимал активную жизненную позицию. В редакцию «Красного знамени» заходил часто, приносил объективно-аргументированные заметки за подписью «В. Энель». Любил побеседовать на различные темы с Александром Сергеевичем Черновым, а, особенно, с Михаилом Георгиевичем Бороздинским, с которым был весьма дружен.

Помню, как-то даже замещал находившегося в отпуске нашего сотрудника. Археология являлась его искренне непоколебимой страстью. Выписывал специальный толстенный ежегодник - о новых научных исследованиях по этой тематике и об очередных археологических находках со всего мира. Как-то с гордостью притащил в редакцию только что полученный «капитальный» том, и показывая, увлеченно принялся его перелистывать.

– Неужели ты, Василий Николаевич, всё это прочитаешь?

– Теперь мне месяца на два работы - читать и изучать. Люблю, грешным делом, надо же расширять кругозор! Не могу замыкаться в узких рамках.

Ему уж было под семьдесят. Но пытливый ум ещё не ослабевал. Узнал, что Игорь Семенчуков, старшеклассник Гурьевской школы, всерьёз интересуется археологией, намерен стать профессионалом и готовится поступить в Харьковский университет по соответствующему профилю. Срочно приехал, вместе со мною сходил в гости к этому молодому человеку, обстоятельно с ним побеседовал, тепло напутствовал, пожелав всяческих успехов в жизни и учёбе. Добавлю, что в конце концов Игорь Евгеньевич Семенчуков реализовал в полной мере свой потенциал, явившись крупным ученым-специалистом в данной области. К сожалению, несколько лет назад он скончался в расцвете сил и энергии, проживая под Харьковом. А ведь был помоложе меня.

Михаил Георгиевич Бороздинский, можно сказать, сблизился с Любомудровым именно на почве краеведения и археологии. Вот главное, что их сроднило. Часто уединялись вместе - зимой в просторном доме Любомудрова, летом - в его обширном саду, и вели нескончаемые «Умные» разговоры, нередко выдвигая различные гипотезы. Помню, между прочим, всерьёз обсуждали, как найти захоронение известного в прошлом зодчего Баженова - мол, для этого надо просверлить грунт в некоторых местах.

Бороздинский обладал энциклопедическими знаниями в любимой области.

«Михаил Георгиевич, какая женщина была президентом Российской академии наук?». Тот мгновенно: «Дашкова, княгиня! Сейчас кое-что про неё расскажу, умница-непревзойдённая!». Свои краеведческие статьи М. Г. Бороздинский периодически публиковал в «Красном знамени», твёрдо заявляя: родную историю надо всем знать!» И своё убеждение, а оно объективно, неустанно пропагандировал: устно и в печати.

В. Н. Любомудров очень много курил. Почти беспрерывно дымил крепчайшим табачищем. Возсможно, пагубная привычка и сократила ему жизнь. Тем не менее умер в 1986 году в возрасте 74 лет. А в 1989-м ушёл из жизни, покончив собой его сын Ярослав, которого я также знал.

В историю Веневского района М. Г. Бороздинский и В. Н. Любомудров, уверен, вписали яркую страницу.

Этих людей давно нет с нами, но славные традиции краеведения сохранились, более того - крепнут и приумножаются.

В первую очередь – их продолжает Тихон Григорьевич Чуликов. На мой взгляд – он истинный подвижник. Его без преувеличения титанический труд, который я называю «Кто есть кто в Веневском районе» – достоин всяческого уважения и восхищения.

Большое спасибо Елене Викторовне Коноваловой за её огромную кропотливую работу и выпуск прекрасно оформленных познавательных книг-сборников о природе, достопримечательностях и детальной истории Веневского района. Они – настоящий подарок каждому, кто этим интересуется. И, на сегодня, пожалуй, закончим.