|
Окороковы, веневские купцы, мукомолы и их потомок
издатель Василий Иванович Окороков
(XVII-нач. XIX вв.)
Денис Махель
Летопись тульского предпринимательства:
коллективная монография /
ред. Ю.В. Иванова, науч. ред. Е.В. Симонова
- Тула: Аквариус, 2016
сс.135, 136, 137
Прошение веневского солдата Окорокова на
Высочайшее имя о разрешении построить мельницу на р. Веневке,
1721 год.
ГУ ГАТО. Ф.55. Оп.1. Д.205. Л.1 |
Впервые фамилия
Окороковых в Венёве встречается в подворной переписи 1643 года, где
числится «... пятидесятник стрелецкой Парамонко Сидоров сын Окороков
стар, а с ним сын его Артюшка ...», он же упомянут в «Дозорной и
переписной книги Венева» 1636 г. как владелец мельницы на р. Веневске
под Стрелецкою слободой, плативший оброк 3 руб. в год, которая была
сожжена в 1633 г. татарско-монгольским войском Крымского царевича. В
XVII в. многие из пятидесятников Стрелецкой слободы в Веневе носили
фамилию Окороковы. В XVIII-XIX вв. венёвцы славились как умелые
строители и содержатели водяных мельниц. Их можно было встретить на
мельницах не только в Тульской, но и Рязанской, Тамбовской, Калужской и
Московской губерниях.
В 1721 году Евтроп
Кириллович Окороков – дед Василия Окорокова получил в «вечное
содержание» от веневского Богоявленского монастыря место у Зарайского
моста, и выстроил там новую мельницу на трех поставах. Мельница имела
название «Лубянка». [4] Так называемые "поставы" характеризовали
мощность мельницы. На каждый из поставов можно было подключать различные
приспособления: не только мукомольный жернов, но и маслобойку или
шерстобитку, крупорушку или лесопилку. Вскоре Евтроп Кириллович выбыл из
Стрелецкой слободы, записался в венёвское купечество и расширил сферу
своей деятельности, взяв на откуп кабацкие сборы во всем Венёвском
уезде. [5]
Сын Евтропа Кирилловича -
Иван (1721-после 1783) на базе отцовской мельницы в 1752 году
организовал парусиновую мануфактуру. Рядом с мельницей в специальном
амбаре был установлен двадцать один ткацкий стан. Причем Ивану
Евтроповичу удалось обойти запрет, наложенный указом Сената от 14 марта
1746 г. запрещающий "купцам и разночинцам покупать людей и крестьян",
взяв в компаньоны местного помещика Иону Алистарховича Темешева. Помимо
полотняной фабрики Иван Евтропович владел в городе двумя лавками.
Женитьба на дворянке Тульского уезда Марфе Степановне обеспечила его
сыновьям Ивану и Василию (1758, Венёв - после 1800) право на получение
образования в Московском Императорском университете. Василий Иванович
Окороков впоследствии оставил заметный след в издательском деле.
В то же время в Веневе
дела семьи оказались плачевны. В связи с объявленным Манифестом от 26
февраля 1764 г. секуляризацией церковного имущества Венёвский
Богоявленской мужской монастырь был упразднен. Тульская провинциальная
канцелярия, разбираясь в собственности монастыря, не облагавшейся
налогом, начислила И.Е. Окорокову, на которого данная привилегия была
распространена незаконно, значительную недоимку, поскольку «вечное
содержание» фактически было признано арендой. Полотняную фабрику в конце
1760-х годов пришлось закрыть. Мельницей Окороков продолжал управлять до
1785 года, пока Лубянка не отошла в собственность города. Мельница, не
смотря на продолжительные споры о праве собственности на нее,
благополучно работала на протяжении всего XIX в. и в последующее
столетие в плоть до до 1950-х годов, сегодня сохранились лишь остатки
её плотины.
Оссиан, сын Фингалов, бард третьего века:
гальские стихотворения / пер. с французского
Е. Костровым. В 2 ч. Ч. 1-2. М.: В Университетской тип. у В. Окорокова,
1792 - Тит.л. одного из первых изданий, выпущенных в тип.
Окорокова |
Василий Иванович Окороков, сын
разорившегося веневского купца, обучившись в университете чертежному
делу и получив звание землемера, в молодые годы служил в сенатской
межевой экспедиции и вышел в отставку в чине подпоручика. В 1788 г.
родственник Окороковых, венёвский купец Александр Артамонович
Светушников (1744-1789),
способствовал получению В. И. Окороковым права на аренду типографии
Московского университета. Светушников сам получил эти права в том же
году, но управляя типографией очень короткое время фактически передал
типографию в руки Окорокова из рук журналиста, издателя и общественного
деятеля Н. И. Новикова. В своей издательской деятельности В. И. Окороков
оказался созвучен культурно-просветительской миссии, а определенной мере
и судьбе Н. И. Новикова, оказавшегося в итоге в опале, а в 1792 г. и
вовсе арестованного и заточенного в Шлиссельбургскую крепость. Помимо
типографии Московского университета, Окороков взял в Москве в аренду еще
и сенатскую типографию. В 1789-1790 годах он был связан с петербургским
книготорговцем З. К. Зотовым - человеком, близким А. Н. Радищеву и
обеспечивавшим продажу «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1791 году
Окороков издавал журнал «Чтение для вкуса, разума и чувствований», из
редакции которого вышел после того, как журнал подпал под влияние идей
Н. М. Карамзина. Как было установлено полицейскими властями, в
типографиях Окорокова перепечатывались «эстампы и книги, клонящиеся к
развращению нравов», а также относящиеся «к правлению, а паче к
французской революции». В 1793 г. напечатанный в Сенатской типографии
Окорокова эстамп с изображением казни короля Людовика XVI послужил
причиной полицейского разбирательства, проводившегося под контролем
обер-прокурора Сената Н. Н. Салтыкова главнокомандующего Москвы кн. А.
А. Прозоровского. В то время переводчиками в издательствах В. Окорокова
работали студенты из университета, которые, вероятно, и переводили эти
книги, копировали эстампы и продавали их тайно «разным людям». Среди
студентов-переводчиков, связанных с Окороковым был И. Ф. Венсович,
впоследствии ставший выдающимся физиологом и профессором Московского
университета. Автором же возмутительного эстампа оказался находившийся
«в отпуске» гравер Петербургской Академии наук. Предприятие Окорокова
было коммерческим, поэтому на допросах в полиции он заявлял, что
работает только ради «единой корысти», что было правдой – наряду с
неугодной властям литературой здесь печатались месяцесловы, поваренные
книги, сборники анекдотов и т.п. В том числе в 1792 году вышел в свет и
первый путеводитель по городу Москве. Номенклатура его изданий превышала
тысячу наименований. Окороков вернулся к инициативе Новикова об издании
журнала мод и оказался более предприимчив и успешен в данном проекте.
Так же, как и новиковское «Модное ежемесячное издание…», окоровский
«Магазин английских, французских и немецких новых мод» просуществовал
всего год (1791), но имел достаточно большой тираж и фактически стал
первым в России журналом мод. Популярности издания у подписчиков
способствовала его дешевизна – малый формат, грубая бумага, незатейливое
оформление и простые, гравированные на меди и раскрашенные от руки
иллюстрации позволяли установить доступную для подписчиков цену. Кроме
того, в журнале, помимо модных обзоров и изображений столичных нарядов,
помещались стихи, сообщения и новости из Европы. Учитывая, что в разгар
Французской революции отечественные газеты крайне скупо сообщали о том,
что происходит в Париже, Лондоне или Берлине, у журнала были читатели,
интересующиеся не только «употребительнейшими платьями, уборами и
нарядами прекрасного пола и кавалеров». Несомненно, Окороков поддерживал
связь с родным городом и оказывал влияние на его жизнь. По всей
видимости, в 1804 г. венёвский купец Дмитрий Егорович Бородин (р.1758)
обращался к своему земляку-издателю за помощью в опубликовании своей
рукописи. К сожалению, этот труд с многообещающим для современных
исследователей названием «история Венева» не сохранился, а сведения о
нем крайне скупы.
О дальнейшей судьбе Василия
Ивановича Окорокова после 1800 года на сегодняшний день сведений
обнаружить не удалось - он не значится в документальных источниках ни по
купеческому, ни по дворянскому сословию, видимо, оставался в
разночинцах, не установлена и дата его смерти.
Источники и литература: РГАДА. Ф.
1209. Оп.1. Ед.хр. 223. Л.391-462; Ф.137. Оп.1 Венев, №2. Л.1-58; БАН.
Отдел рукописей. Ф.69, Болотовы. Д.5. Л.26; ГАТО. Ф.55. Оп.1. Д. 205;
Ф.55. Оп.1. Д.1805; Ф.55. Оп.2. Д.1020. Л. 8-16об; Ф.838. Оп.4. Д.95;
Нефедов А. В. Мастер слова и дела. Странности судьбы книгоиздателя
Николая Новикова. М.: Академия-XXI, 2010; Штранге М.М. Русское общество
и Французская революция 1789-1794 гг. М.: АН СССР, 1956. Гл. 4. С.55;
Высоцкий Н. Г. Дело об уничтожении эстампа с изображением казни Людовика
ХVI-го // Русская старина, № 6. 1913. С. 624-628.
|