WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

14:14

Электронная библиотека

 

 

Проект реставрации церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Венёвском районе, с.Мильшино, 2014

Тульской государственный университет
Кафедра "Городское строительство и архитектура"
Дипломные проект
Специальность "Реставрация и
 реконструкция архитектурного наследия"

Выполнил: ст. гр. 331581 Москалева А.Ю.
Руководитель проекта Доценко В.О.
Консультант Куликов В.В.

фрагменты


Вид на церковь с окраины села. Фото 26.10.13г.


Северный фасад. Фото 26.10.13г.


Восточный фасад. Фото 26.10.13г.

 

ВВЕДЕНИЕ

   Настоящий проект разработан по заданию кафедры «Городское строительство и архитектура» на выполнение дипломного проекта студенткой 6 курса специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».

   При разработке были проведены натурные обследования, фотофиксация, архивные и библиографические исследования, составлены обмерные чертежи, эскизный проект, произведены сметные расчеты стоимости первоочередных реставрационных работ.

   Актуальность темы. Практически в каждом селе Тульской области можно встретить развалины старых, давно заброшенных церквей. Зачастую, эти сооружения представляют собой довольно интересные, необычные, да и просто красивые творения талантливых зодчих. К сожалению,  не каждый в настоящее время способен оценить по достоинству такие сооружения - многие предпочитают им недорогую примитивную типовую застройку, либо просто не обращают внимание на то, что их окружает.  Но если оценивать ситуацию объективно, становится ясно, что памятники архитектуры не просто поражают своим художественным обликом. Их конструктивным и объемно-планировочным решениям могло бы позавидовать большинство современных зданий и сооружений.

   Однако, в последнее время сохранение исторического наследия в становится одним из основных приоритетов социально-экономического развития регионов нашей страны. Наше культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который наравне с природными богатствами является основой для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Историческое наследие формирует менталитет и преемственность гуманитарных ценностей людей, сохраняет их традиции. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья Конституции Российской Федерации ст.44 п. 3.).

   Наличие историко-культурного наследия стимулирует повышение культурного образовательного уровня граждан. Оно обеспечивает развитие культуры, искусства и связанных с этим экономических процессов. В первую очередь стимулируется развитие туристической сферы.

    Восстановление исторического наследия и недопущение разрушения имеющегося – это чрезвычайно актуальная проблема. Это основа экономического и национального подъема нашего государства.

   Цель дипломного проекта. Разработка проекта реставрации церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мильшино Веневского района Тульской области.

   Задачи дипломного проекта:

1. Проведение историко-архивных и инженерно-технологических исследований объекта реставрации.

2. Изучение архитектурной концепции и аналогов объекта реставрации.

3. Разработка проекта реставрации в соответствии со СНиП и ГОСТ.

4. Разработка проектно-сметной документации на реставрационные работы.

   Объект исследования: технологии проведения реставрационных работ и последующей эксплуатации объектов культового назначение.

   Предмет исследования: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мильшино Веневского района Тульской области.

   Методы исследования. В ходе работы над проектом применялись историко-архивные и библиографические методы изучения документов. На этапе сбора материала – натурные исследования, специальные инженерно-технологические исследования, сравнение. Кроме того, на всех этапах ведения дипломного проекта использовались методы творческого проектирования и обще-логические методы: анализ, синтез, моделирование, системный подход.

   Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный проект может послужить отправной точкой для постановки объекта реставрации на учет, как памятника архитектуры.

   Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части.

   Пояснительная записка состоит из введения, 5 основных разделов, заключения и списка литературы.

   Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, объект и предмет исследования и практическая значимость дипломного проекта.

   Первый раздел посвящен предварительным, историко-архивным и натурным исследованиям.

   Во втором разделе описываются решения проекта реставрации.

   В третьем разделе обосновываются принятые архитектурные, конструктивные и объемно-планировочные решения, инженерно-техническое обеспечение и технология реставрационного производства, выбор строительных и отделочных материалов, комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды.

   В четвертом  разделе речь пойдет о обследовании технического состояния существующих строительных конструкций церкви, выявление их дефектов, определение работоспособности конструкций и предложения по усилению об инженерных коммуникация и основных конструктивных решениях проекта.

   Шестой раздел посвящен разработке проектно-сметной документации по проведению реставрационных работ.

    В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

Раздел 1. Историко-исследовательский и градостроительный

...

Материалы из ГАТО

1. ГАТО, ф.  3, оп. 1, д. 163. «Дело по прошению отставного советника и кавалера Ильи Богдановича Бибикова в Тульскую духовную Консисторию об освещении Богорождественской церкви с. Мильшино, Веневской округи» 1862 г. 1800-1801 гг.

Великому господину преосвещяннейшему
 Мефодию Тульскому и Белевскому.
Епархии Вашего преосвященства
Веневской округи села Мильшино
от тайного советника и кавалера
 Ильи Богдановича сына Бибикова

покорнейшее прошение.

Поданной мне в 1776 году апреля дня от его преосвещенства Епископа Феодосия Коломенского и Каширского, по прошению моему храмозданной грамоты, мною во оном селе Мильшино вместо деревянной церкви, построена вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя пределами в коих один во имя пророка Ильи освящен, и в оном служба производится каменным зданием на прописанном в той грамоте основании. В оной грамоте между прочим изъяснено, когда зданием с пределами совершится утварью и книгами и сосудами серебренными снабдена будет Благочинному освидетельствовать в оном. Наличное описать и ту опись представить к Вашему преосвященству. Но как в город Венев соокругаю благочиннаго не имеется.

Покорно прошу благоволить через кого следует оную церковь повелеть освидетельствовать, описать и ту опись представить на благорассмотрение к Вашему преосвещенству апреля дня 1800 года.

Тайный советник (подпись)

 

В Тульскую духовную консисторию
Веневской округи села Свиридова
от Частного блогочинного Фроловскаго
священника Алексия Геориева.

рапорт

Его императорского величества, от 26 апреля 1800 г под 320 указом предписано мне освидетельствовать вновь построенную церковь в селе Мильшино. Все ли в ней устроенно и нет ли в ней к освещению иного недостатка. Составить опись имущества

подпись

 

Опись, учиненная Веневской округи села Свиридова частным Благочинным священником Алексеем Георгиевым по насланному ко мне из Тульской духовной консистории указу.

А именно

Оной церковь построена крестообразная по чину григорианской церкви алтарем на восток каменного здания и выкрашена красной краской. Глава жестяная и позлащена, крест железной вызолощен червонным золотом.

 

 

 

Тульской духовной консистории
находящимуся при архиве
коллежскому регистратору Василию Милееву

отыскать по архиву в 776 или других годах дело о построении Веневской округи с. Мильшино вместо деревянной вновь во имя Пресвятой Богородицы с двумя пределами церкви и по отыскании прилоди при селе достваить нижеподписавшемуся дня 19 1800 года.

Канцелярий Василий Милеев

Построение выше написанной церкви дела за случившимся в 782 году в Коломне пожаром и погорением многих Консистории дел не оказалось.

 

2. ГАТО, ф.  3, оп. 18, д. 3118. «Дело об устройстве печи в Богорождественской церкви с. Мильшина, Веневского уезда» 1861 г.

 

21 октября 1861г Его преосвященнейшему Никанору Епископу Тульскому и Белевскому и кавалеру.

В нашей церкви есть три предела холодных Во имя пророка Илии, находится в трапезной, отделен аркой. Толпы находят такой предел сделать теплым. Прошение Вашему Преосвященству благоволить нам устроить в нем печь, так как наша церковь очень не удобна в зимнее время для богослудений. А для сего разрешите нам из кошельковой суммы старублей употребить 80 рублей на таковые нужды.

 

3. ГАТО, ф.  3, оп. 18, д. 4314. «Дело о дозволении устроить новый иконостас в храме с. Мильшина, Веневского уезда на пожертвованную сумму» 1901 г.

 

Его Высокопреосвященству Высокопреосященнейшему Никанору Архиепископу Тульскому и Белевскому и кавалеру.

Покорнейшее прошение

В настоящем нашем храме иконостас пришел в ветхость и потерял благочинный вид. Необходимо заменить новым.

Предоставлен при сем простированный план иконостаса и список икон имеющих  быть на нем, просим Ваше Высокопреосвященство разрешить постройку иконостаса и заменить все ветхие оконные рамы новыми. На эти работы по смете требуется сумма в количестве 4725 рублей. Вдова же Московская цеховая Евдокия Федоровна Иванова жертвует на это 3000 рублей, а остальные 1725 рублей принимает на себя Иконостасный мастер Иван Васильевич Тереза, ничем не обременяя нашу церковь. Означенная сумма жертвуется во память чудесного спасения Государя императора, Государыни императрицы и Августейшей семьи при крушении поезда, близ станции Борки 17 октября 1888 года.

Самый иконостас нашей церкви в археологическом отношении не представляет ничего в себе замечательного. Храм и иконостас построены в 1801 г.

Священник с. Мильшино, с. Клин, псаломщик, староста церкови, вдова и мастер подписываются.

В смете Иконостас, 40 оконных рам со стеклами, ремонт одного балдахина под престолом. Выбелить внутри всю холодную церковь клеевою краскою.

 

В этом деле есть выписка из клировых ведомостей за 1879 год:

Церковь 1801 года. Построена тщанием покойного Тайного советника Бибикова Ильи Богдановича. Здание каменное с такой же колокольнею, стремя пределами. Холодный во имя Пресвятой Богородицы, второй холодный во имя святителя и чудотворца Николая и третия теплый с двумя печами во имя пророка Божьего Илии. 611 мужчин 646 женщин прихожан.

 

4. ГАТО, ф. 3. Оп. 9. д. 2895. «Церковная и резничная опись Богорождественской церкви села Мильшино Веневского уезд». 1901 г.

 

Церковная и резничная опись Богорождественской церкви села Мильшино Веневского уезда. Главная церковная опись

Богорождественоской церкви: состоящей Веневского Уезда В селе Мильшино.

Общий Обзор.

Здание оная церковь каменная построенная 1784 года иждивением покойного Тайного Советника Илии Богдановича Бибикова; Стены внутри т снаружи оштукатурены и обелены; по деревянным стропилам покрыта листовым железом - окрашена медянкой.; пол в ней каменный; оная церковь разделяется на настоящую и трапезную, устроенною аркою  столярной работы со стеклами. Окон в настоящей в нижнем ряду 13 все с чугунными железными решетками, во втором ряду 15 без решеток, - в куполе 12 без решеток в трапезе в нижнем ряду 8 с прочными железными решетками,  во втором ряду  8 без решеток.

В оную церковь имеется три входа; - при входе с Западной стороны устроена под колокольнею 1 паперть постенно внутри и снаружи оштукатурена и обелена. - в паперти в нижнем ряду два окна со стеклами во втором ряду два окна без стекол; при входе в трапезу двери железные створчатые окрашенные медянкою с прочными двумя запорами. При входах с северной и Южной стороны устроены паперти из белого камня с несколькими ступенями. Двери наружные  - железные - створчатые с прочными железными запорами, внутренние двери деревянные  - створчатые столярной работы филончатые обелены; в трапезе устроены хоры. При сей церкви имеется колокольня - устроена над папертью. Постенно снаружи оштукатурена и обелена; на колокольне в 4 стаже помещены шесть колоколов разной величины. На настоящей и колокольне две главы с железными крестами. глава настоящей обита по дереву листовым железом окрашена с крестом желтою краскою. - Шпиль колокольни обит по дереву белого жестью - глава обита такою же жестью и  с крестом позолочены.

В сей церкви по плану пять пределов в настоящей во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в Южной части настоящей во имя Святителя и Чудотворца Николая. В Южной части трапезы во имя Святого пророка Божия Илии. В северной части как настоящей так трапезы пределы устроены но не освещены.

5.  ГАТО, ф.  1770, оп. 2, д. 485. «Дело о освещении вновь построенных церквей в Тульской округе: деревянных - Воскресенской ц. с. Борыково, Казанской ц. с. Осиновая Гора и каменной ц. с. Мильшино» 1783 г.

1783 года Сентября 29 дня

Преосвященнейшему Феодосию, Епископу Коломенскому и Каширскому

Всепокорнейшее прошение.

Прошлого 1776 года 2 апреля от вашего преосвященства, по прошению, помещику Илье Богдановичу Бибикову дана благословенная храмозданная грамота, о построении селе Мильшино вместо означенной вновь каменного здания церкви что именованиие Рождества Пресвятой Богородицы с двумя пределами Святого николая и Пророка Илии. 

 

1783 г. Сентября 29 дня

Преосвященнейшему Феодосию Епископу Коломенскому и Каширскому

Из Тульского Духовного правления

покорнейшее прошение.

По данному чего сентября 19 дня во оное духовное правдение Тульского уезда села Мильшино церкви Рождества Пресвятой Богородицы от Иерея Тимофея Федорова доношению построенная по силь данной от вашего преосвященства прошению 1776 года в апреле мне благословенной храмозданной грамоты оной церкви прихожанину селенгинского пехотного полку полковнику, которой ныне генерал, Илье Богдановичу, сыну Бибикова при вновь строящейся в оном селе настоящей ыеркви пределанная во именование Пророка Илии церковь чреез оное духовное правление свидетельствована и всему церковному имуществу и утвари опись учтена, таковой церкви от священно и церковнослужителей о церковной земле, о числе приходен дворов и в них обоего пола душ сказка взята, которые при сем Вашему Преосвященству на благорассмотрение предоставляются:

 

Вашему Преосвященству всегдашние богомазы и послушники: Николая Игумен Предтеченский, священник иерей Григорий Петров

Сентября 19 дня 1783г.

6.  ГАТО, ф. 3, оп. 10, д. 2978.  «Дело о получении причтом церкви села Мильшино книги на землю» 1902-1907г.

В Тульскую Духовную Консисторию
Благочинного 2-го Веневского округа
священика Константина Соколова

рапорт.

Долг имею при сем представить в Духовную Консисторию акт осмотра церковно-усадебной земли в с. Мильшино и почтеннейше просить сделать надлежащее распоряжение о высылке в Богородице-Рождественскую церковь плана на полевую и усадебную землю.

Константин Соколов

14 октября 1902г.

 

1902 года, Октября 12 дня Благочинный 2-го Веневского округа священика села Большого Клина Константин Соколов по объявлению Богорождественской церкви с. Мильшино спрашивал местных притч и церковного старосту, имеется ли план на церковную землю и оказалось, что плана в церкви нет издавна, а между прочим, последние сомневаются о целостности церковной земли: или кажется, что мельница принадлежащая местной помещице  Варваре Петровной Ржевской, если не вся, то половиною плотины расположена на церковной земле; перенесенной на прежнее место эта плотина не может, а находясь здесь, может служить довольно выгодной арендною статьей.

Почему Благочинный в присутствии местного притча и Церковного старосты, пригласивших нижеподписавшихся свидетелей - крестьян села Мильшино, Афанасия Григорьева Якунина, Сергия Акимова Попова, Лаврентия Лукьянова Доронина осматривать прилегающую к церковной усадьбе местность,  и оказалось: церковно-усадебная земля села Мильшина, находясь против северной стороны церкви на расстоянии приблизительно 52 саженей представляет из себя правильный четырехугольник 61х27 саженей, которым владеет священник, с прилегающими к нему треугольником, которым владеет псаломщик, шириною 24 и 1/2 саженей. Усадьба священника одною стороной касается реки Осетр и от края ее, от которого начинается паломническая усадьба начинается плотина, которая другим концом упирается в выгон, принадлежащий крестьянам.

На западной стороне последнего выгона, южной стороной своей  упираясь в в Осетр, на расстоянии прямой линии от границы священничьевской усадьбы с усадьбою того же помещика на 30 сажей, расположена церковная земля. Опрошенные приглашенные свидетели показали, что псаломщик в настоящее время припахал к своей усадьбе часть крестьянского выгона, и что действительные размеры, как они помнят по прежней постройке Волостного Правления, должны быть шириной 16 1/2 сажей, а сторона ее от реки Осетр много подкопана мельниками которые здесь брали землю запрудки плотины. Самая плотина в прежнее время стояла несколько ниже по течению Осетра, концом своим упиралась в крестьянский выгон в котором по уставной грамоте выговорена часть во владение помещице. Подвигалась плотина вверх по течению Осетра ежегодно и постепенно, а заметным образом была передвинута приблизительно сажени на четыре после пожара мельницы в 1893г приблизительно, а верно они год не запомнили.

Поднимаясь по течению Осетра вверх с плотиною мельница - с тем ежегодно все больше и больше затопляет церковной земли, так что берег ее, на котором в прежние времена священно-церковно служители сажали капусту, в настоящее время весь затоплен водою.

О сем вышеизложенном составляется сей акт на рассмотрение.

Благочинный Священник Константин Соколов,

села Мильшино священник Сергий Рождественский и крестяни.

 

Справка.

В клировой ведомости при Богорождественской церкви с. Мильшино за 1901 год значится земли 33 десятины, 1 десятина усадебная, 31 - пахотная, и 1 десятина под сенокосом. Вся земля малоплодородна (бугроватая и глинистая)

Межевой книги и плана под нее не имеется.

 

 Министерство Внутренних Дел
Тульского Губернского Правления
По губернской Чертежной
Ноябрь 6 дня 1902г.

В следствии отношения от 31 октября за № 12284 Губернская Чертежная имеет четь уведомить, что особого плана на церковную землю с. Мильшино Веневского уезда не имеется, а только значится на общем плане Генерального межевания с. Мильшина с деревнею Ильинской, с количеством земли 1803 десятин 31 саж, из коих церковной усадьбы, без обозначения границ и месторасположения  ее 1 десятина 10 саженей, пашни 29 десятин 1004 сажени, сенокосу 600 саженей. Под проселочной дорогою 600 сажей, полуречкою Осетром 900 сажей, а всего усадебной церковной земли 34 десятины 1514 сажей.

За копию с общего плана следует внести в Тульское Губернское Казначейство в депозиты Губернского Правления деньги в размере 43 рубля 93 копейки, а за межевую книгу к этому плану писанную на 30 листах, 6 рублей 10 копеек, и гербового сбора 18 рублей.

Губернский землемер

 

 ГАТО, ф. 3, оп. 12, д. 500. «Дело о получении разрешения служителям церкви села Мильшино Веневской округи на замену земли князей Волконских» 1846г.

В Тульскую Духовную Консисторию
16 августа 1846 года
.

На основании Высочайшего указа состоявшегося в 1839 июня 21 дня, Веневского уезда с. Мильшина владельца лейб-гвардии Гусарского  полка Поручик Князь Александр, и  княжна Екатерина Алексеева Волконская, и священно-церковно служители вышеозначенного села составили при содействии моем полюбовную сказку на отделение в одном шесть пахотной земли тридцать пять десятин священно - церковнослужителям а от них они Князья Волконские принемают через положеную землю, но не приводя сего в исполнение наперед онкю сказку препровождаю при сели на разрешение в оную Духовную Консисорию и прошу разрешить возвратить ко мне.

Василий Лихарев.

 

В Тульской Духовной Консистории по справке оказалось:

Веневской округи в селе Мильшино церковной земли полторы десятины, пашенной указаной пропорции, сенокосов нет, плана и межевой книги нет. А означена оная земля на плане помещика покойного Ильи Богланович Бибикова, из кого дачи Бибикова она и поступила, в церковное владение в 1777 году.

 

 ГАТО, ф. 147, оп. 1, д. 7. «Ответы священнослужителей церквей Веневского уезда на анкету члена корреспондента императорской археологической комиссии Гадеонова по истории церквей Веневского уезда» 1852г.

 

Его Высокоблагородию
смотрителю Веневского духовного училища
Т. Гадеонову
Села Мильшина священноцерковнослужителей

объяснение.

На предлагаемые Вами вопросы честь имеем объяснить: церковь наша построена в 1784 году, здание каменное, строители были Генерал Поручик Сенатор Бибиков; имеет три предела один настоящий во имя Рождества Пресвятой Богородицы, второй во имя Николая Чудотворца, третий - Пророка Илии. Село стои при реке Осетр.

Жители все в наших приходах состоят из помещичьих крестьян - мужского 435, а женского 452, болезни между крестьянами по большей части бывают лихорадки, которые начинаются весною, больниц и училищ нет. Притч живет на церковной земле и в собственных домах. Помещики здесь не живут. Крестьяне состоят на барщине и управляются приказчиками из крепостных людей тех помещиков. Крестьяне занимаются хлебопашеством, почва земли глинистая.

Священник Федор Павпертов 

...

 

Раздел 2. Проектный (реставрация) с руководством проекта

Составление проекта реставрации во многом отличается от проектирования новых сооружений. Прежде всего потому, что объект проектирования не подлежит созданию заново, а уже имеется в наличии. Именно особенности существующего сооружения и его состояния предопределяют основное содержание разрабатываемого проекта. Обязательная составная часть проекта — обоснование проектных решений.

2.1. Обоснование архитектурных решений

2.1.1 Архитектурный анализ здания

   Церковь Рождества Пресвятой богородицы возводилась тщанием Бибикова Ильи Богдановича приблизительно с 1777г.  по 1801 год. В некоторых источниках найдена информация о том, что датой строительства является 1784 год. Когда-то имелась каменная ограда. Здание визуально плохо читается  из-за вплотную подступившего зарастающего парка.

    Церковь имеет крестообразную трехчастную планировочную структуру. К квадратному в основании храмовому четверику с востока примыкает полукруглая алтарная апсида с тремя оконными проемами. Северный и южный рукава креста образованы полукруглыми в плане сильного выноса приделами. Западный рукав креста занимает более узкое вытянутое в широтном направлении помещение трапезной, к которой с запада примыкает разрушенная часть - полукруглая паперть. Возможно, она была пристроена позже, либо возводилась в последнюю очередь. Об этом свидетельствует отличие размеров кирпича.  В существующей кладке притвора пробиты отверстия для стальной арматуры.

   Между трапезной и папертью имеется притвор, над которым расположена колокольня.

   Четверик несет овального очертания барабан, прорезанный двенадцатью окнами. Барабан завершен вытянутым вверх сферическим куполом с миниатюрной луковичной главкой на световом цилиндрическом барабане с шестью арочными окнами.

   Колокольня - четырехъярусная, верхний ярус - восьмирик - завершается шестигранным вытянутым куполом, на котором видны фрагменты глухого барабана.

    По всему периметру храма (высота пределов, апсиды, трапезной и средней части одинаковая) сохранился широкий венчающий белокаменный карниз  из мелкопрофилированных полочек. Лишь в части позже пристроенной "паперти" он отличается.

   Основным украшением фасадов храма является чередование наличников окон и дверей храма с пилястрами, завершенным капителью из белого камня.

   Все окна нижней части храма расположены в два ряда. Верхний ряд практически квадратных небольших окон как бы дублирует нижний основной.

Северный фасад

   Предел северного фасада оборудован входом и двумя окнами, в которых частично сохранились кованые решетки. В советское время в церкви устроили склад зерна, поэтому оконные проемы необходимо было заделать. Что и было сделано - сквозь элементы решетки местные умельцы пропустили тонкие деревянные прутья, и это подобие плетения было замазано навозом с песком. В таком виде до нас дошли практически все окна нижнего яруса церкви. дублирующие окна верхнего яруса в пределе сохранили для нас фрагменты деревянных рам.

   После расчистки, которую произвели видимо жители села, стали видны четыре входные белокаменные ступени с площадкой полукруглой формы.

   В трапeзной с северного фасада имеется три окна и все они замазаны описанным выше раствором. Это говорит о том, что кованные решетки исторические, первоначальные. Заполнение проемов в нижнем ярусе окон не сохранились, в верхнем - только у одного центрального окна, и то - поздне, устроенное скорее всего во времена "склада". Далее, по северному фасаду трапезная плавно перетекает в притвор, обозначая себя лишь маленьким уступом стены. В этой части располагается одно окно.

   Пристроенную паперть выдает трещина по всей стене фасада в месте примыкания к притвору. Так же, как было описано выше, здесь отличается венчающий карниз, он также выполнен из белого камня, но отличается размерами и конфигурацией.

Западный фасад

   С западного фасада располагалась практически полностью разрушенная ныне часть - паперть. По остаткам ее основания можно сказать, что она было полукруглой формы. Частично сохранилась левая ее сторона, примыкание которой мы видим по северному фасаду. Интересно, что в остаток стены замурована одна из четырех колонн, обрамляющих вход в притвор. Возможно, решение о строительстве паперти было принято позднее, так как невозможно было намеренно замуровать в стену огромной высоты колонну с белокаменной капителью. Все свидетельствует о том, что так было и с правой крайней колонной, но вследствие обрушения она была утрачена. Об этом нам говорит ее "отпечаток в кладке и торчащая арматура. Вход также обозначен простыми, прямоугольными в сечении наличниками и нишей с раскреповкой стен и карнизов. В сохранившейся части стены видно следы арочного проема.

   С западного фасада, на втором снизу ярусе колокольни видны следы от несохранившейся крыши. Она пробивала имеющиеся там окно и его необычный, единственный двойной наличник. Из всего этого еще раз следует вывод, что паперть была пристроена несколько позже.

Южный фасад

Южный фасад по своему архитектурному решение не отличается от северного.

   Но сохранился он немного хуже. Практически отсутствует венчающий карниз. Возможно это связано с тем, что с этой стороны деревьев гораздо меньше, здесь располагается небольшая опушка, и воздействие внешних факторов увеличивается. Оконные проемы целы, а вот решетки в них лишь  через одну. С Южного фасада не видно и ступеней в предел, неизвестно существовали ли они.

 Восточный фасад

   С восточного фасада располагается апсида. Здесь открываются и прекрасные пропорции храма - кубический объем средней части, пронизанный двумя полукруглыми пределами, и алтарная часть очень гармонично сочетаются между собой. Архитектурное убранство здесь подчинено основным канонам храма и ничем не отличается.

Световой барабан

   Световой барабан смотрится довольно массивным. В нем располагаются двенадцать прямоугольных световых окон. Его также венчает карниз, который несколько проще, чем карниз нижней части храма, но он также выполнен из белого камня. Купол барабана сводчатый, на нем сохранились остатки деревянных конструкций кровли. Завершается свод еще одним маленьким световым барабаном с шестью арочными окнами. И на нем уже располагается луковичная главка с фигурной юбкой, разделенной на вертикальные дольки  и  крест на яблоке.

Колокольня

Колокольня надстроенная, четырехъярусная. нижний ярус повторяет очертания притвора, так как расположен прямо над ним. В нем с севера и юга располагаются квадратные окна, а с запада прямоугольный проем. Над последним располагается небольшой фронтон, продолжающийся по периметру нижнего яруса венчающим карнизом. Такой же фронтон есть и с востока. Здесь  также виден след от двускатной крыши над трапезной. Третий сверху ярус колокольни - приближен к квадрату в плане.  С каждой стороны имеется  прямоугольное окно. Выше - ярус небольшой высоты, в нем отсутствуют оконные проемы. Есть лишь трапециевидные  ниши с квадратным выступом в центре, в которых расположены круглые отверстия. Верхний ярус колокольни - восьмерик. В гранях, ориентированных четко по сторонам света арочные окна выше, чем в СЗ, СВ,ЮВ и ЮЗ гранях. над последними располагаются небольшие круглые отверстия. Стены граней необычно раскрепованы. Колокольню венчает восьмигранный купол, на котором сохранились остатки белокаменного глухого барабана. Глава и крест утрачены.

Интерьер церкви и внутренне пространство

   Храм крестово-куполный. Стены и барабан  хорошо сохранились и не обвалились в связи с тем, что его основные конструктивные элементы продолжали сдерживать нагрузку. Конструктивную основу церкви составляет трех-арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. На центральные подпружные арки опирается центральный световой барабан. Арки делят в плане сводчатую систему покрытия на модули, создающие большие или меньшие встречные распоры. Складываясь, они создают суммарный распор системы, действующий в плоскости арок продольного и поперечного направлений или в диагональной плоскости и воспринимаемый главным образом массой кладки внутренних и внешних элементов жесткости. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, а также пространственные угловые ячейки. Внешними  -  апсида и приделы.

   И одновременно,  все эти элементы  образуют внутренний интерьер храма.

   Так как здесь было устроено зернохранилище, убранство храма утрачено полностью. Видно, что под голубым советским слоем краски сохранился белый. Им выкрашено все, в том числе и подкупольное пространство. На арке в притворе сохранилась надпись: "СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХЪ". В трапезной имеется поясок меандра.

   В средней части храма из под купола свисает длинна железная цепь, которая свидетельствует о существовании люстры. Также в подкупольном пространстве видны множественные распоры - были ли они установлены сразу, либо монтировались потом, неизвестно.

...