WWW.VENEVA.RU   
                                                                        
 

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

Счетчики

 

© Денис Махель,
2004-2020

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:33

Электронная библиотека

 

 

Венев-монастырь. Вступление

Роман Валентинович Клянин
Для книги Елены Викторовны Коноваловой
"Венев-монастырь.
 В отдаленной древности среди мрачных лесов", 2012

Статья посвящается памяти
Р. Р. Лозинского

   В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Ростислава Романовича Лозинского, протоиерея, доктора богословия, первого из священников, удостоенного звания Почетный  гражданин г. Тулы. Он родился в Пскове, жил в Эстонии и уже в зрелом возрасте переехал в  Тульский  край. Взглянув свежим взглядом на тульскую старину, он приступил к ее изучению. Его перу принадлежит множество краеведческих работ, таких как «Страницы минувшего», «Оптина пустынь», «Тульский некрополь», «Песнь песней» (про росписи Успенского собора Тулы) и другие. Будучи настоятелем храма Иоанна Предтечи в Веневе, он, конечно, не мог обойти вниманием Венев-монастырь, древнейший из сохранившихся на тульской земле. Ростислав Романович по крупицам собирал и сводил воедино летописные данные об этой древней обители, находил исследования, написанные о монастыре за последние двести лет. Труды  И. П. Сахарова, Н. И. Троицкого, В. Шумова, П. И. Малицкого, Д. Г. Гедеонова, В. Н. Уклеина легли в основу его работы «Венев-Монастырь, приходская церковь Тульской епархии, архитектурный памятник республиканского значения». Как и где Р.Р. Лозинский  разыскивал работы и снимал копии с этих  раритетных  изданий  в 1980-ые годы, остается только догадываться. Многих трудов просто не было в Туле, и  их можно было посмотреть только в хранилищах столичных архивов и библиотек. Не останавливаясь на библиотечных и архивных изысканиях,  Р. Р. Лозинский  проводит натурные исследования, делает детальную фотофиксацию храма, впервые описывает только что расчищенные  фрески, считывает тексты древних надгробий. Все это он оформляет в альбомы и по одному экземпляру передает настоятелю Никольского храма Венева-монастыря, в Государственный архив Тульской области и в музей «Тульские древности». При жизни о. Ростислав не увидел издания этой рукописи. Только в 2008 г. его ученики издали работу Учителя о Веневе-монастыре, правда, ограниченным тиражом («Венев-Монастырь, приходская церковь Тульской Епархии, архитектурный памятник республиканского значения»).

   Настоящая статья посвящается Р. Р. Лозинскому (29.01.1912-07.04.1994), который привлек внимание светской и духовной общественности к истории Венева-монастыря в XXI веке, уже после своей смерти.

   Данное издание  подготовлено членом клуба краеведов «Веневский уезд» Еленой Викторовной Коноваловой. Клуб краеведов активно занимается популяризацией веневской истории. За последние три года клуб опубликовал  книги: путеводитель по Веневу, фотоальбом «Венев. На древней засечной черте», «Род Черносвитовых», «Щучье. История села. Окрестности», план – карту по городу и району. Краеведы издали мемуары Н. П. Ржевской «Личные воспоминания и все слышанное». Денисом Александровичем Махелем создан краеведческий сайт «Веневский уезд», который постоянно пополняется ценной, интересной информацией.

   На  этот раз Елена Коновалова обратилась к истории Венева-монастыря - древнейшей обители Тульского края. В своей работе она не только обобщила ранее известные исследования, но и использовала новые, неопубликованные материалы. Это рукописи Н. И. Троицкого об истории Венева-монастыря (ГАТО ф. 151, оп. 1, д. 10), «Писцовые книги Московского государства», из которых сделана выборка информации о селах и деревнях, принадлежавших монастырю. А также автор привела легенды и предания, сохранившиеся  у местного населения до сегодняшнего дня. Очень важно, что Елена в приложении воспроизводит работы И. П. Сахарова, Д. Г. Гедеонова о монастыре, летописные тексты повестей о Николе Заразском, собранные Д.С. Лихачевым, что будет очень важным подспорьем для краеведов. Неоспоримым достоинством издания является богатый иллюстративный материал, подготовленный В. Сумароковым и И. Александриной.

   Тем не менее некоторые гипотезы автора представляются спорными.

   Первый миф о времени возникновения монастыря и его первом упоминании в письменных источниках. Если вопрос возникновения обители еще открыт, то первое упоминание Венева-монастыря не вызывает у историков никаких сомнений.  В письменных источниках XII-XV вв. Венев-монастырь не упоминается. Практически все летописные своды под 1407 годом пишут о кончине князя Смоленского Юрия, но место смерти   указывают  расплывчато:  в ряде летописей говорится  «в рязанской земле», в других – «в татарской земле», но все указывают «в пустыне  у  некого старца  христолюбива  игумена   Петра» [ПСРЛ, т. 11, с. 203].  И только  в «Степенной книге царского родословия», написанной Афанасием в 1560-1563 гг. находим   позднюю вставку:  «...и нашел (князь Смоленский Юрий - Р.К.) свое пристанище между градами Ту­лой и Николой Рязским на Веневе на Осетре в пустыне у игумена именем Петр» [ПСРЛ, т. 21, ч. 1,2]. «Веневой» называлась местность в среднем течении реки Осетра. Но в тексте есть уточнение - на Осетре. Возможно,  первая обитель была расположена не на этом месте. Археологические изыскания, проводимые с целью обнаружения крепостных стен,  не выявили на месте монастыря слоев ранее XV века.  Подводя итог, можно сказать, что  первое упоминание Венева-монастыря следует датировать не XII-XV вв., а 1560-1563 гг. Время возникновения монастыря на теперешнем месте относится к XV веку.

   Второй миф о заточении архиепископа Новгородского Пимена. На то, что Пимен был сослан в Венев-монастырь, указывает множество источников, и это не вызывает сомнений. Но само место заточения не сохранилось. Еще Р. Р. Лозинский указывал на разницу между кончиной архиепископа (1571 г.)  и строительством храма  (1696 г)  в 125 лет.  Чтобы развеять или подтвердить миф о сохранившемся от предыдущего храма «каменном мешке», о. Ростислав  предлагал провести специальные исследования. Поэтому келья, которую показывают сейчас как последнее пристанище опального Пимена, таковой, скорее всего, не является. Хочется добавить, что Ростислав Романович оставил будущим поколениям завещание по дальнейшему исследованию этой обители: надо «…определить время постройки храма, найти захоронения архиепископа Новгородского Пимена и князя Смоленского Юрия, выяснить, кто были Елизавета Успенская и Л. Кисленский, составить согласно плана экспликацию зданий в ограде и  монастырской территории, точно определить расположение келий на месте теперешней котельни, найти или составить новый проект реконструкции входа на второй этаж, запросить архивы  Тамбова, Рязани, Астрахани и Коломны (в связи с подчинением Венева-Монастыря этим административным центрам)» («Венев-Монастырь, приходская  церковь Тульской Епархии, архитектурный памятник республиканского значения». Тула, 2008 г., c. 33-34).


План 1991 года

   Со своей стороны хочется  уточнить, что в 1991 г. были проведены   рекогносцировочные исследования территории Венева-монастыря. Обнаружен фундамент крепостной  монастырской стены  шириной 2 м. В западной части монастыря по микрорельефу определено местонахождение монастырской стены, ворот, угловой башни и определена зона жилых и хозяйственных построек. Сделана инструментальная топографическая съемка местности. На территории кладбища обнаружено несколько блоков некогда разобранной крепостной стены.

   Само кладбище возникло после упразднения монастыря, но наличие на нем одного целого и нескольких фрагментов надгробий  XVII века указывает на более ранний период его возникновения. На данном кладбище сохранилось большое количество белокаменных надгробий XIX в. Интересно, что художественных, профессионально изготовленных надгробий сравнительно мало. По большей части надгробия представлены саркофагами, северные и южные фасады которых украшены простыми розетками. Имеются также заготовки надгробий, саркофаги – полуфабрикаты, на которых рисунок только намечен.  Все эти факты указывают на наличие здесь добычи белого камня и изготовление надгробий. Сохранившиеся  в  нескольких километрах к северу, на  берегу Осетра, каменоломни подтверждают этот вывод. К сожалению, территория монастырских построек и остатков крепостной стены в последнее время уничтожается могилами  и  застраивается.

   Надеемся, что чтение книги Е. В. Коноваловой «Венев монастырь. В глубокой древности среди мрачных лесов» вызовет у читателя неподдельный интерес к истории Тульского края и желание самому разобраться в истинности тех или иных гипотез.