WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

12:54

Электронная библиотека

 

 

На конкурс: Экскурсия сквозь столетия

Газета "Красное знамя"
29.07.2011

В январе текущего года редакция газеты «Красное знамя» объявила конкурс творческих работ, посвященный 640-летию города Венева. Сегодня вашему вниманию, уважаемые читатели, мы представляем последний поданный на конкурс материал.

***

Этот день, 22 мая 2011 года, изменил полностью мое мировоззрение. Со мной тогда произошла фантастическая история, в которую очень трудно поверить. И мне всегда хотелось об этом случае рассказать, но не осмеливалась. И вот, наконец, решила это сделать.

Детьми мы заслушивались мистическими историями о привидениях,  кладах, колдунах. Отец моей подруги, дядя Ваня, часто нам рассказывал такие страшилки, а также много интересных историй из своего детства. Со своими друзьями, им лет по четырнадцать было еще до войны, очень любил лазить по старым развалинам, разрушенным церквям. Любимым местом для игр у них был подземный ход, в который они спускались около Покровской церкви. По нему доходили до Никольской колокольни и поднимались на поверхность Красной площади. Подземный ход шел дальше к реке Веневке, но они по нему не ходили, боялись. Своды были старые, бревна сгнили, и проход частично обвалился. Потом вход около церкви засыпали, а на реке завалили камнями, чтобы любопытные не пострадали.

Вот теперь вернусь к числу 22-е мая, к празднику святого Николая летнего. Денек выдался теплый, и я решила после обеда сходить к реке Веневке, посмотреть, что там от нее осталось, заодно решила выгулять собаку. Прошли по оврагу Малых Городенцев, где река Моржовка протекает и вышли к Пушкарскому мосту. По дороге вдоль речки дошли до лестницы, которая поднимается в город и выходит на Красную площадь, между Воскресенским собором и Богоявленской церковью.

Сам бугор, на котором расположена лестница, очень крутой, сплошь заросший деревьями и кустарниками. Чуть подальше от лестницы вправо из земли выступают большие белые камни. Вот эти камни я и пошла посмотреть. Неожиданно в памяти всплыл рассказ из детства про подземный ход. Подошла к этому месту и увидела, что это не просто нагромождение, а поставленные друг на друга в виде стены огромные камни. Просунув руку подальше в расщелину, почувствовала легкий ветерок. Стена камня внутри как-будто измазана черной сажей. Так бывает, когда воздух втягивается внутрь и наносит всякую пыль на поверхность предмета. Тут что-то произошло непонятное. Камень, который я трогала, начал поворачиваться вокруг своей оси по часовой стрелке. Полностью развернулся и замер.

И вот он передо мной – подземный ход, про который веневцами сложено много легенд. Перевитый толстыми корнями лаз уходил в темноту под землю. Из любопытства я хотела только одним глазком посмотреть, как глубоко он идет. Но меня, словно в «кротову нору», начало в него засасывать. Мимо пролетела собака, и меня понесло следом за ней. Этот перелет не помню, даже испугаться не успела. Очнулась я уже у выхода перед большой каменной плитой, в которой вырублены ступени. Поднялась по ним наверх. Огляделась вокруг и обмерла… Я сразу поняла, что попала на Красную площадь к подножию Николаевской колокольни. Но только не привычной нам Николы, а к строящейся Николаевской церкви. На церковной колокольне три этажа, а четвертый достраивается. А за колокольней на восток возвышается великолепная Николаевская церковь, выполнена с колоннами, с блестящим, позолоченным куполом. Начала вспоминать, в какое время я попала. Оказалось, что через подземный ход совершила скачок в 9 мая 1860 года, в то время, когда церковь достраивалась после пожара. Лихорадочно стала запоминать все, что вижу вокруг. Жалко, что со мной не было фотоаппарата.

На мощные стойки, связанные по шесть толстых бревен и наращенных еще вверх при помощи скоб, положен сверху настил из досок, примерно толщиной два метра. Эта мощная дорога-настил начиналась от современной площади Ильича и постепенно, шириной во всю улицу Л. Толстого, поднималась на колокольню. По ней двигались лошади с груженными телегами. Высота лесов была такая, что лошади казались игрушечными. Везли кирпич, камень, песок, известь, железные пруты, бочки с водой. Заезжали на третий этаж колокольни, на площадке разгружались, объезжали вокруг Николы и ехали вниз пустыми. Регулировали движение два человека, подавая команды руками. Чтобы лошади не боялись высоты, по бокам  глаза закрывались черными заплатками-шорами.

Крестьяне, управляющие повозками, изредка давали лошадям команды. Ни ругани, ни бранных слов слышно не было, понимали ответственность за создание святыни Николаю Чудотворцу.

Строили основательно, на века, для своих потомков, всех желающих придти и попросить помощи у божьего угодника Мир. Ликийского Николая.

Меня кто-то тихонечко взял за локоть. Оглянувшись, увидела священника в церковной одежде. Глаза его светились добротой и любовью: «Вот, сгорела в 1834 году и стояла сиротой без шпиля и креста 25 лет. Теперь с божьей помощью, благотворительными взносами и усердием прихожан собрали денег на обустройство церкви». Вдруг все пришло в движение, люди попадали на колени, сняли шапки, начали креститься. «А вот и сам батюшка Максим Петрович Гладушев припожаловали. Благодаря ему, церковному старосте, его заботам наш Николушка и строится» — продолжил священник. Сколько было гордости в словах простого русского человека. Я также преклонила голову перед величайшими людьми истории, всем сердцем преданных великой России.

«Приход не работает, еще зашибет кого. Но уж если кому очень нужно помолиться, пущаю через боковую дверь». Меня он тоже провел внутрь самой Николаевской церкви.

Такой красоты я еще не видела в жизни. И полы, и стены выложены разноцветной мозаикой. Потолок украшен росписью из историй святого завета. Купол небесно-голубого цвета, в центре его на цепи висела огромная узорчатая люстра ручной работы. От ее свечей краски переливались красным и желтым светом. Иконостас возвышался до самого купола и был отделан резьбой. На стенах много икон. По всему периметру большие окна, делающие церковь светлой и праздничной. Красивый образ святого Николая Зарайского выполнен в серебряно-вызолоченной ризе. «Много людей – больных, утопающих, замерзающих, погибающих при пожаре, от  голода, заблудших в пути и в разных бедах обращаются к нему с молитвами о помощи. Множественное число раз люди получают помощь от милостивого святителя», — тихо сказал священнослужитель. Помолившись всем святым, попросив здравия родным и близким, поспешила я на выход.

Еще раз полюбовалась на истиннорусский народ, на созданную им красоту. Попрощалась со священником и поспешила к «двери» времени и пространства. Собака меня уже ждала. Таким же образом мы возвратились обратно. Вход за нами закрылся, словно его и не было. Больше я не рискнула трогать камни руками. Побоялась попасть в то время, когда такие же православные люди крушили эту красоту: ломали церковь, сбрасывали кресты, жгли иконы и священные книги, разбивали люстру, стреляли из рогаток мозаикой, уничтожая тем самым память, разрушая святыню – храм, памятник Николаю Чудотворцу, божьему и людскому угоднику.

Стоит Николаевская колокольня полуразрушенная, израненная немецкими пулями и снарядами, вся исписанная, но выжившая, продолжая творить добро, словно навигатор, указывая путь заблудшим людям.

И вам, уважаемые читатели, предлагаю, сходите к этому заветному месту, это недалеко, может кому-то тоже повезет увидеть подземный ход. И вы решитесь воспользоваться шансом одновременно соприкоснуться с прошлым и настоящим, с великим наследием русских людей, которое мы, потомки, не уберегли.

Т. ГОРОДНИЧЕВА, г. Венев