|
ВЕНЕВ
Михаил Бару
Рассказ из цикла "Городки"
Журнал "Знамя"
№1, 2012
На Красной площади тихо и туманно. Сонные куры, по
случаю субботы, бродят молча, чтобы не будить своих и чужих хозяев.
Молча крадется за ними черный, с белыми лапами, кот. Молча стоят старые,
облупившиеся дома. В одном из домов, из окошка первого этажа, молча
смотрит на кур большой и розовый игрушечный слон. Розовый мех его уже
порядком вытерся, выцвел, но улыбается слон по-прежнему изо всех сил. На
слона не мигая, молча смотрит с высокого белого постамента, голова
Ильича, выкрашенная серебрянкой. Молчит колокольня разрушенной
Николаевской церкви. Не молчат только березы, растущие у домов, у
колокольни, у крашеной головы, у черного обелиска двум чекистам,
но деревья разговаривают сами с собой, шепотом и такой скороговоркой,
что как ни прислушивайся – ничего не разберешь. В Венёве много берез, да
и само название города переводится с языка финно-угорских племен как
Березов. Эти племена пришли сюда первыми. Венёвой они называли березу.
Кроме этого нежно зеленого, покатого точно женское плечо, мягко
округляющего губы и прохладного на языке слова, ничего от этих племен и
не осталось. Вслед за ними пришли вятичи и радимичи, от которых не
осталось даже и слова, а только многочисленные обломки глиняных горшков,
рыболовные крючки, наконечники стрел и непременные женские височные
кольца, чаще которых в наших провинциальных музеях встречаются только
бивни да зубы мамонтов. Наверняка их донашивали женщины полян и древлян,
вытеснившие вятичей с радимичами. Потом все как у всех: татары пришли –
грабят, поляки пришли – тоже грабят, московские князья… нечего и
говорить про московских князей. Про них, однако, и сейчас лучше
помалкивать.
Тут бы надо рассказать о золотом
веке Венёва – ведь у каждого города было* такое время, когда он
процветал. Но… не было в Венёве ни купцов-миллионеров, ни золотых
приисков, не строились в городе ни дворцы, ни грандиозные соборы, не
дымили заводы с фабриками и не прославились на всю Россию венёвские
медовые пряники. То есть, один купец-миллионер был, но для того, чтобы
им стать пришлось ему уехать в Москву. Что же до золота, то больше всего
его на городском гербе – на золотой хлебной мере, что на нем нарисована.
Впрочем, вместо золота в Венёве алмазы. Много алмазов. Вот только
они мелкие и технические. Есть в городе завод по изготовлению алмазного
инструмента. Но маленький. Немногим больше сотни человек там работает.
Раньше было больше. Двести или даже двести пятьдесят. Про дворцы и
говорить нечего. Зато стоял на Красной площади храм с высоченной
красавицей колокольней. Полтора века простоял и… разобрали его в конце
сороковых. Хотели и колокольню взорвать, да побоялись, что обломки на
дома упадут. Теперь, само собой, хотят как лучше – то есть все
восстановить или хотя бы колокольню отреставрировать, да получается как
всегда, в том смысле, что денег нет… так не пойдет. Этак можно и до слез
дойти, а надо бы наоборот. И повод есть – ведь не где-нибудь, а именно в
Венёвском уезде родился знаменитый поручик Ржевский, герой бесчисленных
анекдотов. Это все равно, что родина Штирлица, только того выдумал из
головы писатель Семенов, а Сергей Семенович Ржевский был на самом деле.
Правда, он не пил вина, терпеть не мог карт и даже не интересовался
женщинами, но кто старое помянет… Вот кто мог бы стать градообразующим
предприятием Венёва! Представляю себе ресторан под вывеской «Гусары,
молчать!». Полусладкое шампанское «Наташа Ростова» и крепкая горькая
настойка «Пьер Безухов». Отель с огромной бальной залой. На берегу реки
Венёвки пристань с лодками, чтобы по ночам скрип уключин, женский визг и
крики in vino veritas. И вот еще, как теперь говорят, бонус трек.
Переночевал в отеле – на утро тебе свидетельство, что ты геройски провел
ночь даже, если всю ночь спал как сурок. И в этом свидетельстве красивым
почерком с вензелями о том, что ты выпил целое… нет, два целых и
половинку озера шампанского и… чтобы все горничные, сколько их ни есть в
отеле, написали каждая своим почерком – такой ночи у нее в жизни никогда
не было. Даже если они в этот день были в отгуле и копали картошку у
себя в огороде. И печать сургучная и вся рубашка в помаде. Одни мужские
пенсионеры за такими свидетельствами выстроятся в очередь от той же
Москвы до самого Венёва! А для женских… Мечты, мечты… В действительности
же – сонные куры и голова Ильича на Красной площади.
P.S. Если отъехать из Венёва
километров на пять в направлении деревни Хрусловка, а потом уже без
всякой дороги, по тропинке, подняться на высокий берег реки Осетр,
пройти по заросшему саду, то как раз дойдете до заброшенной усадьбы.
Раньше в ней был детский дом, а еще раньше жила Надежда Филаретовна фон
Мекк. Не смотрите на эту разруху, на заросли крапивы, нахально лезущие в
дом, на давно выплакавшие все стекла окна – не надо. Лучше представьте
себе, как сидела в резной садовой беседке хозяйка усадьбы и читала
письмо от Петра Ильича Чайковского: «Получил Ваше письмо, дорогая
Надежда Филаретовна, и спешу ответить на него...». От реки Осетр тянет
сыростью. Фон Мекк кутается в черную, с красными маками, вязаную шаль.
По стволу высокой и узловатой сосны дятел рассыпает замысловатую дробь,
и ее горошины катятся вниз, в заросли черничника. Дятла зовут Егор
Тимофеевич, и он живет в усадьбе уже много лет. У него музыкальный слух.
Тимофеич, как ласково зовет его хозяйка усадьбы, может настучать даже
марш деревянных солдатиков из «Детского альбома». Надежда Филаретовна
поднимает взгляд от письма и пытается представить себе своего дорогого и
никогда невиданного друга. Какой он – ее Ильич? Наверное отменно
деликатен, судя по письмам. Застенчив. Интересно – борода у него
пушистая? Усы, наверное, колючие… Сидит за своим письменным столом и
пишет, пишет… Все же Мартов несправедлив в своей критике Ильича…
Неблагодарный. Но какова Инесса… При одном этом имени Надежду
Филаретовну прошибает холодный пот. Она вздрагивает и просыпается:
«Свят, свят, свят! Не Константиновна я! Филаретовна!» Фон Мекк глубоко
вздыхает, крестится и берет в руки упавшее на землю письмо, чтобы
продолжить чтение: «Вы хотите знать процесс моего сочинения? Знаете ли,
друг мой, что на это отвечать обстоятельно довольно трудно…»
* Написал, не думая, «было» и вы
прочли «было» и ни у кого из нас даже вопроса не возникло – отчего же
«было»?! Вдруг он именно сейчас, в эту самую минуту, и процветает?
Неужто маленький провинциальный городок не может у нас процветать? Или
вот-вот начнет процветать. Никто из вас не подумал мне: – Что ж ты
каркаешь, гад, заранее… Да успокойтесь вы. Пошутил я. Читайте дальше.
Все так и есть, как написано - было. Еще и быльем поросло.
|