|
Газета "Красное знамя" (Венёв) за 1994 год
22.03.1994
Сохраним на память потомкам нашим
В перечне памятников архитектуры Веневского района,
опубликованном в газете "Красное знамя" 8.05.93 г., названа бывшая усадьба
маркизов Кампанари в селе Урусово. И это хорошо! По значительности своей здесь,
пожалуй, самый ценный архитектурный комплекс, состоящий, правда, уже из
полуразрушившегося двухэтажного кирпичного дворца классического стиля, конюшни и
расположенной невдалеке церкви во имя Архангела Михаила со свалившейся маковкой
бывшей шатровой колокольни, построенной лишь в конце прошлого - начале текущего
столетия.
Однако именовать усадьбу усадьбой
маркизов Кампанари никак нельзя, ибо они к созданию ее не имели никакого
отношения. Истинными создателями и долговременными владельцами ее были
известные русские князья Белосельские – Белозерские. А вообще-то история
села Урусова уходит в глубокую древность.
Первые письменные сведения об этом
поселении имеются в писцовой книге Окологороднего стана Веневского
уезда, составленной по поручению Ивана Грозного князем И.В. Масальским и
писцом Г.Б. Ярповым еще в 1571 году, когда Веневская вотчина отбиралась
у родственника царя князя И.Ф. Мстиславского и передавалась частично во
владение царского двора, а большей частью мелким помещикам, служилым
дворянам и детям боярским – "туляком и коширяном". именно в ту пору за
пятью помещиками по указу царя в деревне Брежневой закреплялось 17
крестьянских семей и 2 пустых двора, в которые они тоже имели право
подобрать на определенных условиях людей. А вместе с тем за ними
закреплялись и прилегающие к деревне угодья.
Наряду с деревней Брежневой, как
первоначально называлось нынешнее село Урусово, три помещика Костяевых,
Ф.И. Санин и Г.И. Барибин получили тогда же поместья в соседних, видимо,
деревнях Русановой и Ягодной, в первой из которых было 15 жилых и 2
пустых крестьянских двора, а во второй 20 жилых дворов. Но потом эти
деревни неоднократно подвергались налетам крымцев, других степных
кочевников, полностью разорялись, выжигались и вновь возрождались.
В начале же XVI
столетия на месте д. Брежневой осталась пустошь Брежнева. А в
1627 году, как свидетельствовали сохранившиеся на железных досках записи
в виде летописей, эта пустошь перешла во владение тулянина Епансина.
Первыми поселенцами на ней, по свидетельству тех же записей, были
семейство Бизюковых, потомки которых сохраняются здесь и в наше время.
По соседству с пустошью Брежневой в
начале XVI столетия существовало село
Михайловское, превратившееся затем пустошь казачью, перешедшую во
владение князя Ф.С. Урусова.
Это был один из видных царедворцев при
Алексее Михайловиче Романове и его сыне Федоре Алексеевиче. С кончиной
последнего он сидел 16 мая 1682 года у его гроба, а 25 мая был сделан
управителем Пушкарского приказа. В 1693 году в его владении оказалась и
пустошь Брежнева. Однако в начале XVIII
столетия его веневские владения, превратившиеся в село Урусово, перешли
к Еропкиным, потом к Белосельским.
Мы не знаем кем, возможно,
вице-адмиралом и управляющим адмиралтейств – коллегией, князем М.А.
Белосельским, здесь в 1704 году был построен деревянный храм во имя
Архангела Михаила, а поэтому село по-прежнему стало называться
Михайловским. В конце же XVIII столетия, когда
на углу Тверской и Козицкого переулка в Москве строился по проекту М.Ф.
Казакова знаменитый дворец Козицких, прославившийся затем
музыкально-литературным салоном З.А. Волконской, появился такой же
дворец и в Урусове.
История не оставила особых заслуг
вице-адмирала М.А. Белосельского, но известно, что он внес немалый вклад
в создание Российского морского флота. Сыновья же его, Андрей и
Александр, стали царедворцами, потом российскими посланниками за
границей.
По ревизской сказке Третьей
всероссийской подушной переписи в 1763 году за камер-юнкером двора
Екатерины II А.М. Белосельским в селе
Михайловском, Брежнево тож, числилось 322 души крестьянских мужского и
264 души женского пола. К Четвертой ревизии, проходившей в 1782 году, он
перевел 53 мужские и 48 женских душ из с. Михайловское на новое
местожительство, которое было названо деревней Княжевой.
По ревизии 1795 года за ним, уже за
действительным камергером А.М. Белосельским, биография которого довольно
подробно изложена в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона, в
селе Михайловском, Брежневе тож, значится 290 мужских и 434 женских
душ. Однако в 1809 году его не стало.
А.М. Белосельский, получивший затем,
как последний в роду, к своей фамилии приставку Белозерский после
кончины жены при рождении дочери Натальи женился на А.Г. Козицкой, от
которой имел сына Эспера, дочерей Екатерину и Елизавету.
Однако, владения его перешли к дочерям
от первой жены. Средняя из них – Зинаида Александровна стала в Веневской
уезде владелицей имений не только в с. Михайловском, д. Княжевой, но и
в таких поселениях, как Белколодезь, Великое Поле, Настасьино. Кроме
того, семнадцатилетняя девушка наследовала после отца владения в селе
Спасском и д. Прилепы Чернского уезда, в с.Никитском и д. прудах
Богородицкого уезда, в сельце покровском Епифанского уезда, в сельце
Богословском, Куркино тож, Ефремовского уезда, в сельце Барсуки
Тульского уезда, а также в Орловской и Рязанской губерниях. Однако,
владения скорее всего эти были небольшими и поэтому мало упоминаются в
материалах З.А. Волконской.
В 1810 году Зинаида Александровна
вышла замуж за Н.Г. Волконского, а в 1811 году у них родился сын
Александр. Однако из Веневских владений к тому времени за ней остались
с. Михайловское из 409 мужских душ и д. Княжевая из 97 душ.
В 1816 году, по Седьмой ревизии, за
ней в с.Михайловском было 13 семей дворовых из 15 мужских и 12 женских
душ, да 120 крестьянских дворов, насчитывавших 401 мужскую и 432 женские
души, а в д. Княжевой 132 мужские и 100 женских душ в 27 дворах. И это
была последняя при ней ревизия, так как в 1829 году она уехала в Италию.
Однако в селе Михайловском – Брежневе,
Урусово тож, к следующей, Восьмой ревизии 1834 года, оставалось 7 семей
дворовых и 126 крестьянских дворов, в которых насчитывалось 448 мужских
и 502 женские души крепостных. В деревне же Княжевой соответственно: 114
и 108 душ.
В отсутствии Волконских их Урусовским
имением управлял родственник Василий Ильин. Сын же З.А. Волконской,
Александр Никитич, служил в это время при генерале И.Ф. Паскевиче в
Варшаве, где женился на баронессе Луизе Лилиен (_____ - 1871). Здесь у
них родилась дочь, но в возрасте шести лет умерла. И тогда молодая чета
Волконских обратилась за высочайшим разрешением на удочерение только что
родившейся в 1855 году дочери Ильиных, которые были родственны им по
Еропкиным.
Проживая в Италии, З.А. Волконская
дважды побывала в России, в том числе и в своем Веневском имении. Но эти
посещения свелись к тому, что в 1838 году она продала капитан-лейтенанту
Павлу Дмитриевичу Емельянову деревню Княжевую, в которой насчитывалось
108 мужских и 107 женских душ крепостных в 22 дворах крестьян и 12 семей
дворовых, а село Михайловское было отдано во владение сыну.
Удочеренной в 1855 году Н.В. Ильиной
"было тогда несколько месяцев, - писал о ней отец, бывший когда-то
генералом и предводителем тульского дворянства, Василий Ильин. – Князь
любил ее, как собственную дочь, и она была ему единственным утешением в
жизни…"
Любил А.Н. Волконский и село Урусово,
которое при нем получило официально это название. Именно здесь, по
словам В.Ильина, Александр Никитич проводил самые лучшие для него летние
месяцы. Именно при нем в Десятую подушную перепись 1858 года здесь
впервые в жизни крестьяне были названы не только по имени и отчеству, но
и под своими настоящими фамилиями. А их в селе Урусово было тогда 405
мужских и 136 женских душ в 79 крестьянских дворах.
После смерти отца в 1844 году и
психического расстройства матери А.Н. Волконский несколько раз уезжал в
Италию и возвращался в Россию. Благодаря его заботам еще в 1834 году в
Урусове на средства прихожан был обновлен и крестообразно расширен
старый деревянный храм и сделаны новые иконостасы. В 1848 году, в центре
села, близ кладбища, была построена в память прекращения холерной
эпидемии кирпичная часовня.
В 1861 году А.Н. Волконский освободил
в с.Урусове 375 душ мужского пола от крепостной зависимости с земельным
наделом в 1125 десятин, т.е. три десятины на душу. Но после того как в
1862 году умерла его мать, он уехал в Рим и издал за границей ряд ее
сочинений.
Однако заграничная жизнь для князя
оказалась безрадостной. Неурядицы семейной жизни матери с отцом, потом и
его с женой довольно рано подорвали здоровье А.Н. Волконского, а в итоге
он вскоре после переселения в Италию заболел и долго страдал в своем
одиночестве. Лишь приемная дочь Надежда Васильевна Ильина-Волконская в
какой-то мере скрашивала его существование.
"Надя находилась при нем безотлучно во
время болезни, до самой кончины не отходила от него, - пишет ее родной
отец В.Ильин. – Он оставил ей по духовному завещанию все имения… и все
наличные деньги". Вот с этого-то времени, т.е. с 1878 года, Н.В.
Ильина-Волконская и стала владелицей села Урусова.
Потом же, проживая в Италии, надежда
Васильевна вышла замуж за итальянского маркиза Кампанари, который
оказался очень разгульным и ненадежным человеком. Проматывая богатства,
вывезенные Волконскими из России в Италию, Владимир Кампанари не
оставлял в покое и управляющих Урусовским имением, требуя от них все
большей присылки денег и других ценностей. Однако в 1897 году маркизой
Н.В. Кампанари по "Алфавитному указателю дворян тульской губернии" в
селе Урусове оставалось 1016 десятин земельных угодий.
Несмотря на нескладную и неудавшуюся в
Италии жизнь, которая довольно подробно рассказана и.Н. Бочаровым и Ю.П.
Глушаковой в книге "Итальянская пушкиниана", у надежды Васильевны и
Владимира Кампанари было четверо детей: Александр, женившийся потом на
двоюродной сестре Анне Дмитриевне Ильиной; Владимир – на двоюродной
сестре Нине Дмитриевне Ильиной, Екатерина и Зинаида, вышедшие за
итальянцев. Но никто из них близкого отношения к Урусову уже не имел.
После революции 1917 года владения
Н.В. Кампанари в селе Урусове были конфискованы. В ее двухэтажном доме
первоначально размещалось волостное управление, а потом с помощью
конфискованных в других имениях произведений искусств здесь был создан
художественный музей. Однако в 1919 году он был по поручению
Центроархива обследован представителями архивного управления во главе с
С.М. Органовичем, заведовавшим в 1970-1980 г.г. юридической кафедрой
Львовского университета, и все лучшие произведения были отправлены в
Москву, некоторые в Тулу.
В конце концов музей был закрыт,
двухэтажный кирпичный дворец Белосельских – Белозерских полуразрушился и
превратился в руины.
Судя по тому, что этот дворец очень похож по своей архитектуре на
известный дом Козицких – Волконских на тверской в Москве, где находился салон
З.А. Волконской, надо полагать, что создавался он, если не по проекту М.Ф.
Казакова как в Москве, то кем-то из его талантливых учеников. А поэтому очень
важно, чтобы он не только сохранился в своем нынешнем полуразрушенном виде, но и
воссоздался благодаря появившимся спонсорам в первозданной своей красоте.
М. Бороздинский.
14.05.1994
Николаевская церковь
Город Венев ведет свою историю с начала XIII века. В конце XIV-в. он упоминается в числе
рязанских городов. В XV вене Венев был куплен московским князем Василием
Темным (111) и с тех пор являлся форпостом на южных границах Московского
княжества. В дальнейшем Венев с окрестностями становится частью,
возведенной при Иване IV, Грозном, Засечной черты. Здесь возводятся
крепости, острожки, городки, за стеной которых население укрывалось от
татарских набегов. Лишь покорение казанского и Крымского ханств
позволили жителям Венева перейти к мирным занятиям. И в 1777 году
Екатерина II присвоила городу статус уездного.
Вот что
представлял из себя Венев в начале XIX века. Правнучка известного историка
Татищева, побывавшая в Веневе в 1806 году, оставила такие воспоминания: «Городок
очень плохой: домов каменных мало, крыши есть и тесовые, но большей частью, в
особенности, по опушке, города, все соломенные и хатки-мазанки. Церкви есть
очень хорошие: видно, что горожане пекутся более о благолепии дома Божья, чем о
своих жилищах». И действительно к концу XVIII века в городе действовали семь
каменных храмов: Богоявленский, Казанский, Покровский, Введенский,
Преображенский, Иоанно-Предтеченский и Воскресенский собор. Жители города
строили храмы на собственные средства, и, по-видимому, решили выстроить в начале
XIX века более величественный, все остальные храмы – Никольский.
Колокольня Никольской (Николаевской) церкви и по сей день самое
высокое здание г.Венева, а так же одно из самых старинных сооружений
Тульской области. Оно и теперь является для веневцев символом нашего
города.
Резолюция на постройку церкви, была
выписана консисторским указом, от 25 января 1801 года.
Городские власти обратились с просьбой к тульскому архитектору Сокольникову.
План новой церкви оказался слишком дорогим для постройки его, силами и
средствами горожан. Пришлось прибегнуть к помощи московских меценатов. Один из
них, именитый московский купец Матвей Филатович Ярцев, бывший крестьянин д.
Коломенское, пожертвовал в разное время на постройку церкви крупные суммы денег.
Желая увековечить его имя, прихожане вместо предела во имя Феодосия Потемского
Чудотворца устроили предел святого апостола Матфея—патрона благотворения.
Но постройку
храма затянулись на долгие сорок два года. Ведь само здание было столь
грандиозно, что сохранившаяся колокольня и теперь поражает нас своей
величавостью.
Длина здания от колокольни до алтаря составляла 107 аршин (78
метров). Такое здание сохраняет свою прочность за счет того, что
покоится на каменной плите. По приданию при рытье котлована была
обнаружена монолитная каменная плита на которой и было воздвигнуто
здание храма. И это вполне
объяснимо, так как мощные известняковые пласты залегают на территории города и
окрестностей очень неглубоко.
Строительство
здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на
постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения,
участвовавшего в войне с французами. Сначала в церкви были отстроены пределы,
которые были освящены в январе 1817-го епископом тульским Симеоном. Сама
церковь была освящена уже в августе 1843 года, епископом Дамаскиным.
В 1834 году в
городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала колокольня Никольской церкви,
на которой выгорели все деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с
колокольни разносились ветром на Стрелецкую слободу, от которых она и сгорела.
Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста. Только в 1860 году церковный
староста М. П. Гладушев с другими благотворителями отремонтировал колокольню,
достроив четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью. На колокольне было
повешено 6 колоколов общим весом 530 пудов.
Здание церкви было всюду украшено колоннами, фризами, лепниной, суффидами, карнизами отменной работы. Вокруг церкви была возведена
величественная ограда из белого камня. Современники заметили, что камня,
потраченного на строительство ограды, хватило бы на постройку небольшой
сельской церкви. Возведение
такого прекрасного храма требовало множества строительного материала, которым
изобиловали каменоломни близ д. Бяково и многочисленные открытые, карьеры.
По преданию для
удобства строительные леса в виде настила была сделаны от Торговой площади (ныне
пл. Ильича) к стенам церкви. По ним на лошадях завозили стройматериалы:
кирпич, камень, известь, песок.
Внутреннее
убранство Николаевской церкви было по воспоминаниям современников грандиозным и
привлекательным. Стены церкви изнутри были оштукатурены и зашлифованы под
мрамор, потолок украшала роспись из истории святого завета. Иконостас возвышался
до самого купола, был расписан живописными картинами и отделан резьбой.
По замечаниям
Каменского, написавшего историю церквей Тульской епархии, Николаевская церковь
не была слишком богатой. При ней не было ни пашенной, ни луговой, ни даже
усадебной земли. Хотя для содержания и в пользу церкви был составлен капитал в
размере 7318 рублей в ценных бумагах и ассигнациях. На проценты от этого
состояния и обеспечивался приход.
К Никольскому приходу были
приписаны две церкви: Покровская и Богоявленская с отделанным при ней
теплым пределом во имя Казанской Божьей Матери. Тут следует упомянуть
такую историю: когда затевалось строительство Никольского храма,
предполагалось снести на Красной площади пять зданий (из них одну
харчевню) и само здание Покровской церкви, которая называлась Старой
Никольской. Материалы: камень и кирпич, предполагалось употребить на
постройку нового храма. Но стараниями купца Якова Максимовича Бородина
Покровская церковь (близ Дома пионеров) осталась и даже была
отремонтирована. Впоследствии ее использовали для зимних богослужений.
Богоявленская и Казанская
церкви остались от упраздненного мужского Богоявленского монастыря и
приписаны к Никольской церкви, как к самой ближней.
Прихожан в Никольской церкви было
немного: от момента начала ее строительства и по 70-е годы XIX века их
было около 1000 душ (мужского пола). Кроме горожан к приходу
Николаевской церкви принадлежали жители Коломенской слободы, деревень
Заломы; Курмышки, Кузьминки.
И в
заключение нашего исторического экскурса хотелось особо отметить деятельность
меценатов и радетелей в деле строительства Никольской церкви. Первый
староста церкви Я. М. Бородин и два его брата были бессменными помощниками в
строительстве и благоустройстве храма и прослужили почти 60 лет. Максим
Петрович Гладушев, чьи предки были основателями Старой Никольской (ныне
Покровской) церкви, был организатором ремонта сгоревшей колокольни. Купец и
церковный староста Киреев, избранный на эту должность в 1868 году, продолжал
обустраивать внутреннее помещение церкви, ремонтировал полы, рамы, иконостас.
С
закрытием прихода в начале 30-х годов нашего века церковь подверглась
разграблению. Во время Великой Отечественной войны колокольня пострадала
и сейчас на ее стенах видны следы от пуль и снарядов. Здание церкви было
разобрано в конце 40-х годов. Хотели разрушить и колокольню. Но взрыв
нанес бы вред окрестным домам, поэтому она уцелела. Хочется
надеяться, что реставрационные работы по восстановлению колокольни будут
когда-то закончены и она по прежнему будет радовать нас своим прекрасным
обликом.
Т. КЛЯНИНА
Директор краеведческого музея
|