WWW.VENEVA.RU   
                                                                        
 

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

Счетчики

 

© Денис Махель,
2004-2021

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

07:44

Электронная библиотека

 

 

След времен минувших

В.Н. Уклеин  (1898-1986)
Под ред., с предисл. и коммент. С.В. Михалевой и Т.М. Халтуриной
Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. - 96 с.: ил.

(с.15)

ГРАЖДАНСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

   Единственным в Тульском крае, а потому исключительно  ценным памятником каменного гражданского зодчества позднего средневековья являются так называемые Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе. Достоверных сведений о назначении и владельцах палат не сохранилось. Поскольку известно, что от трудов праведных не наживешь «палат каменных», можно предположить, что дом был построен для кого-нибудь из сословной верхушки. В одном серьезном искусствоведческом труде (Тиц А.А. «Русское каменное зодчество XVII века») веневский дом назван (без указания источника) «кирпичными палатами архиерея в г.Веневе». Сведения эти ошибочны уже потому, что в (с.16) Веневе никогда не было архиерея. Тем не менее принадлежность палат духовному ведомству возможна: в Тульском областном Государственном архиве (фонд 147, т. I) хранится «Записка о монастырях Тульской губернии». Ни фамилии ее автора, ни даже написания в записке не указаны. Сотрудники архива узнают в почерке записки руку известного историографа Тульского края И. Сахарова; время написания — первая треть XIX столетия. В записке приводятся сведения о Богоявленском мужском монастыре, находившемся в старину в Веневе и упраздненном в 1764 году. Главным храмом монастыря названа Богоявленская церковь, стоящая теперь на Красной площади неподалеку от Каменных палат. Не исключено поэтому, что палаты входили в состав монастырских построек и служили то ли домом настоятеля, то ли главным административным зданием монастыря. Об этом говорит, быть может, и рисунок кирпичного узорья на лопатках первого этажа, отдаленно напоминающий форму креста.

   Каменные палаты — двухэтажное нарядное каменное здание, почти симметричное в плане (не сразу заметить, что северное крыло дома короче южного). Крупные ризалиты (части здания, выступающие за основную линию фасада) посередине восточного и западного фасадов придают зданию -богатую пластичность и известную долю монументальности. Горизонтальная тяга на уровне пола второго этажа четко делит дом по высоте на две части. Архитектурное убранство подчеркивает главенствующее значение верхнего «господского этажа»: углы здания и ризалитов укреплены пучками полуколонн, «дудочек», высокие окна украшены сандариками (небольшие карнизы или фронтоны над дверьми или окнами) «разорванной формы». Нижний — служебный — этаж украшен значительно скромнее: лопатками по углам и плоскими окопными наличниками. Одномаршевая лестница на второй этаж вынесена из основного объема и размещена вдоль южного фасада, придавая ему характер, типичный для XVII века4.

(с.17)


Каменные палаты на Красной площади в г.Веневе. XVII в.

   Архитектура палат говорит о том, что они строились в начальный период стилевого перепутья, когда древнерусское зодчество уже уходило со сцены, а композиционные принципы архитектуры нового века еще не закрепили свои господствующие позиции. От ухода позднего средневековья еще сохранилась терпимость к некоторой ассиметрии фасадов и вынос лестницы на второй этаж из основного объема. О принципах Нового века говорит трехчастность фасадов, акцентирование главной композиционной оси устройством ризалита и мансарды (жилое помещение над крышей), введение элементов ордерной системы (колонны, пилястры и т д.). Об архитектурном перепутье того времени говорит недопонимание зодчим еще новых для него форм и деталей, приведших к наивным ошибкам при их применении.

   Суммируя, можно с уверенностью предполагать, что Каменные палаты в обстановке небольшого провинци- (с.18) ального города, каким был Венев на рубеже XVII—XVIII столетий, являлись предметом законной гордости и восхищения любящих свой древний город веневцев...

   В заключение скажем, что палаты на веневской Красной площади — единственный выявленный пока в Тульской области памятник каменного гражданского зодчества XVII—начала XVIII столетий, он заслуживает детального научного обследования, изучения и сохранения.

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО

...

(с.41)

   Ярусные церкви. Последним по времени типом храмов позднего средневековья являются так называемые ярусные церкви, в которых два - три, реже четыре архитектурных объема поставлены друг на друга. Наиболее интересным примером церквей этого типа, сохранившихся в Тульском крае, может служить Богоявленская церковь на Красной площади в Веневе.

(с.42)

    Сведения о ее построении весьма скудны, во многом вполне неясны, а порою и противоречивы. Дореволюционная литература воздерживалась от датировки памятника, ограничиваясь досадной фразой: когда и как церковь была построена, не известно, дополняя это как бы в утешение словами: «Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры».

(с.43)


Богоявленская церковь в г.Веневе. XVIII в.

   Судя по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII—XVIII столетий, не будь некоторых обстоятельств.

    Как, мы, уже знаем из описания единственного в Тульском крае гражданского здания эпохи позднего средневековья — так называемых Каменных палат в Ве- (с.44)неве, в Тульском областном архиве хранится записка о монастырях Тульской губернии. В ней, в частности, сообщается: «Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Стоит заметить, что Бородин был старостой одной из веневских богатых церквей.

    Сведения, сообщаемые в записке, нельзя понимать дословно: Бородин, вероятно, провел очередной ремонт церкви, может быть, даже разобрал и заменил некото- (с.45) рые наиболее обветшавшие части, но о полной разборке капитального здания церкви не могло быть и речи. Да и восстанавливать древнерусские архитектурные формы во второй половине XVIII столетия никто бы уже не стал.

   Просторные двухъярусные церкви, полные света и воздуха, нравились прихожанам и сразу же нашли широкое признание. План Богоявленской церкви повторяет обычную схему — к собственно церкви примыкают: с востока — аспида (алтарный выступ), а с запада — трапезная, в которой служили зимой и в студеную пору; высокую двухъярусную церковь не нагреешь.

   В архитектуре храма сочетаются формы конца XVII столетия с более пышным декором наступившего нового века. Углы первого яруса оформлены пучками колонок, углы восьмерика подчеркнуты узкими жгутиками; оконные проемы украшены богатыми наличниками, уж слишком пышными для рубежа двух столетий. Богатые порталы украшают вход в церковь.

   Восьмерик, второго яруса увенчал граненым фонариком и луковичкой главкой; в верхней его части протянут декоративный пояс из лепных раковин и розеток9.

***

...

***

(с.47)

   Наряду с уже описанными памятниками зодчества позднего средневековья в Тульском, крае числит- (с.48) ся еще около десяти церквей, хотя и построенных в XVII — в начале XVIII столетия утратившим по тем или иным. причинам облик и характер архитектуры того времени. Чаще всего идет речь о зданиях многократно и нещадно перестроенных и переделанных (церковь в селел Кочаки, Николо-Жупань), или о постройках полностью обветшавших (старый собор в Алексине, Казанская церковь в Веневе, Успенская в Епифани и церкви в Хомякове, Темряни и Першине), а то и руинированных (церкви в Городенце и Сныхове).

   Но и в архитектуре внимательному и зоркому наблюдателю может посчастливиться найти — иногда совсем, неожиданно — фрагменты форм и деталей безжалостно (с.49) сколотых наличников, виртуозно выполненное кирпичное узорочье, колонки-дудочки по углам зданий и т. п.

   Без щемящей боли нельзя смотреть на гибнущую красоту дивных творений наших далеких предков — талантливых и безымянных зодчих.

ПРИМЕЧАНИЯ

4. Гражданская архитектура Тулы и области еще в достаточной степени не изучена. При обследовании застройки городов могут быть выявлены и другие сооружения XVII века. Так, например, в Алексине рядом с новым успенским собором обнаружена казначейская палата, относящаяся к этому времени.

9. В.И. Плужников датирует церковь 1696-1701 гг. См. Плужников В.И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в.//Русское искусство в первой четверти XVII века. Материалы и исследования/Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1974. С. 97.