След времен минувших
В.Н. Уклеин
(1898-1986)
Под ред., с предисл. и коммент. С.В. Михалевой и Т.М. Халтуриной
Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. - 96 с.: ил.
(с.15)
ГРАЖДАНСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Единственным в Тульском крае, а потому исключительно ценным памятником
каменного гражданского зодчества позднего средневековья являются так называемые
Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе. Достоверных сведений
о назначении и владельцах палат не сохранилось. Поскольку известно, что
от трудов праведных не наживешь «палат каменных», можно предположить, что
дом был построен для кого-нибудь из сословной верхушки. В одном серьезном искусствоведческом труде (Тиц А.А.
«Русское каменное зодчество XVII века») веневский дом назван (без указания
источника) «кирпичными палатами архиерея в г.Веневе». Сведения эти ошибочны
уже потому, что в (с.16) Веневе никогда не было архиерея. Тем не менее принадлежность
палат духовному ведомству возможна: в Тульском областном Государственном
архиве (фонд 147, т. I) хранится «Записка о монастырях Тульской губернии».
Ни фамилии ее автора, ни даже написания в записке не указаны. Сотрудники
архива узнают в почерке записки руку известного историографа Тульского
края И. Сахарова; время написания — первая треть XIX столетия. В записке приводятся сведения о Богоявленском мужском
монастыре, находившемся в старину в Веневе и упраздненном в 1764 году.
Главным храмом монастыря названа Богоявленская церковь, стоящая теперь
на Красной площади неподалеку от Каменных палат. Не исключено поэтому,
что палаты входили в состав монастырских построек и служили то ли домом
настоятеля, то ли главным административным зданием монастыря. Об этом говорит,
быть может, и рисунок кирпичного узорья на лопатках первого этажа, отдаленно
напоминающий форму креста.
Каменные палаты — двухэтажное нарядное каменное
здание, почти симметричное в плане (не сразу заметить, что северное крыло
дома короче южного). Крупные ризалиты (части здания, выступающие за основную
линию фасада) посередине восточного и западного фасадов придают зданию
-богатую пластичность и известную долю монументальности. Горизонтальная
тяга на уровне пола второго этажа четко делит дом по высоте на две части.
Архитектурное убранство подчеркивает главенствующее значение верхнего «господского
этажа»: углы здания и ризалитов укреплены пучками полуколонн, «дудочек»,
высокие окна украшены сандариками (небольшие карнизы или фронтоны над дверьми
или окнами) «разорванной формы». Нижний — служебный — этаж украшен значительно
скромнее: лопатками по углам и плоскими окопными наличниками. Одномаршевая
лестница на второй этаж вынесена из основного объема и размещена вдоль
южного фасада, придавая ему характер, типичный для XVII века4.
(с.17)
Каменные палаты на Красной площади в г.Веневе.
XVII в.
Архитектура палат говорит о том, что они строились
в начальный период стилевого перепутья, когда древнерусское зодчество уже
уходило со сцены, а композиционные принципы архитектуры нового века еще
не закрепили свои господствующие позиции. От ухода позднего средневековья
еще сохранилась терпимость к некоторой ассиметрии фасадов и вынос лестницы
на второй этаж из основного объема. О принципах Нового века говорит трехчастность
фасадов, акцентирование главной композиционной оси устройством ризалита
и мансарды (жилое помещение над крышей), введение элементов ордерной системы
(колонны, пилястры и т д.). Об архитектурном перепутье того времени говорит
недопонимание зодчим еще новых для него форм и деталей, приведших к наивным
ошибкам при их применении.
Суммируя, можно с уверенностью предполагать, что Каменные палаты
в обстановке небольшого провинци- (с.18) ального города, каким был Венев на рубеже XVII—XVIII столетий, являлись предметом законной гордости и восхищения
любящих свой древний город веневцев...
В заключение скажем, что палаты на веневской Красной площади — единственный выявленный пока
в Тульской области памятник каменного гражданского зодчества XVII—начала
XVIII столетий, он заслуживает детального научного обследования, изучения
и сохранения.
КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
...
(с.41)
Ярусные церкви. Последним по времени типом
храмов позднего средневековья являются так называемые ярусные церкви, в
которых два - три, реже четыре архитектурных объема поставлены друг на
друга. Наиболее интересным примером церквей этого типа, сохранившихся в
Тульском крае, может служить Богоявленская церковь на Красной площади в
Веневе.
(с.42)
Сведения о ее построении весьма скудны, во многом вполне
неясны, а порою и противоречивы. Дореволюционная литература воздерживалась
от датировки памятника, ограничиваясь досадной фразой: когда и как церковь
была построена, не известно, дополняя это как бы в утешение словами: «Церковь
вместе с колокольнею очень древней архитектуры».
(с.43)
Богоявленская церковь в г.Веневе.
XVIII в.
Судя по архитектурным формам и декоративным деталям,
храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII—XVIII столетий,
не будь некоторых обстоятельств.
Как, мы, уже знаем из описания единственного в Тульском
крае гражданского здания эпохи позднего средневековья — так называемых
Каменных палат в Ве- (с.44)неве, в Тульском областном архиве хранится записка о
монастырях Тульской губернии. В ней, в частности, сообщается: «Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно.
В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским
купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная
и неоконченная». Стоит заметить, что Бородин был старостой одной из веневских
богатых церквей.
Сведения, сообщаемые в записке, нельзя понимать дословно: Бородин,
вероятно, провел очередной ремонт церкви, может быть, даже разобрал и заменил
некото- (с.45) рые наиболее обветшавшие части, но о полной разборке капитального
здания церкви не могло быть и речи. Да и восстанавливать древнерусские
архитектурные формы во второй половине XVIII столетия никто бы уже не стал.
Просторные двухъярусные церкви, полные света и воздуха,
нравились прихожанам и сразу же нашли широкое признание. План Богоявленской
церкви повторяет обычную схему — к собственно церкви примыкают: с востока
— аспида (алтарный выступ), а с запада — трапезная, в которой служили зимой
и в студеную пору; высокую двухъярусную церковь не нагреешь.
В архитектуре храма сочетаются формы конца XVII
столетия с более пышным декором наступившего нового века. Углы первого
яруса оформлены пучками колонок, углы восьмерика подчеркнуты узкими жгутиками;
оконные проемы украшены богатыми наличниками, уж слишком пышными для рубежа
двух столетий. Богатые порталы украшают вход в церковь.
Восьмерик, второго яруса увенчал граненым фонариком
и луковичкой главкой; в верхней его части протянут декоративный пояс из
лепных раковин и розеток9.
***
...
***
(с.47)
Наряду с уже описанными памятниками зодчества позднего
средневековья в Тульском, крае числит- (с.48) ся еще около десяти церквей, хотя
и построенных в XVII — в начале XVIII столетия утратившим по тем или иным.
причинам облик и характер архитектуры того времени. Чаще всего идет речь
о зданиях многократно и нещадно перестроенных и переделанных
(церковь в селел Кочаки, Николо-Жупань), или о постройках
полностью обветшавших (старый собор в Алексине, Казанская
церковь в Веневе, Успенская в Епифани и церкви в Хомякове, Темряни и
Першине), а то и руинированных (церкви в Городенце и Сныхове).
Но и в архитектуре внимательному и зоркому наблюдателю
может посчастливиться найти — иногда совсем, неожиданно — фрагменты форм
и деталей безжалостно (с.49) сколотых наличников, виртуозно выполненное кирпичное
узорочье, колонки-дудочки по углам зданий и т. п.
Без щемящей боли нельзя смотреть на гибнущую красоту
дивных творений наших далеких предков — талантливых и безымянных зодчих.
ПРИМЕЧАНИЯ
4. Гражданская архитектура
Тулы и области еще в достаточной степени не изучена. При обследовании
застройки городов могут быть выявлены и другие сооружения XVII
века. Так, например, в Алексине рядом с новым успенским
собором обнаружена казначейская палата, относящаяся к этому времени.
9. В.И. Плужников датирует церковь 1696-1701 гг. См.
Плужников В.И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве
начала XVIII в.//Русское искусство
в первой четверти XVII века. Материалы
и исследования/Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1974. С. 97. |