WWW.VENEVA.RU   
                                                                        
 

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2022

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

10:35

Электронная библиотека

 

 

(с.6)

1981
Справка содержит
фактические ошибки

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Колокольня Никольской церкви г.Венев
Тульской обл.

   В маленьком районном центре Тульской области, в г.Веневе, сохранился интересный памятник провинциального классицизма – колокольня Никольской церкви.

   Колокольня квадратная в плане, имеет четыре яруса и увенчана куполом со шпилем. Нижний ярус украшен портиками с колоннами ионического ордера. Второй ярус также украшен колоннами, а в третьем и четвертом ярусах в декоре применены полукруглые пилястры того же ионического ордера. Полукруглый купол увенчивает четвертый ярус. Купол завершается шпилем с яблоком и крестом. Наружные стены колокольни облицованы местным мраморовидным серым известняком из близ расположенного Бяковского карьера.

   Строилась колокольня очень долго. С 1800 по 1860 год. Первый этап строительства колокольни: с 1801 по 1834 год. После городского пожара 1834 года два верхних яруса уже построенной колокольни, будучи деревянными, сгорели. К 1860 году завершается строительство верхних каменных ярусов колокольни. На последнем устанавливается шпиль с яблоком и крестом.

   Новая Никольская церковь, при которой была построена эта колокольня, до нашего времени не сохранилась.

   Необходимость сохранения этой вертикальной доминанты древнего Венева заставляет начинать реставрацию именно с этого памятника.

(с.7)

   Город Венев, один из древнейших в Тульском крае. Первое известие о нем относится к концу XIV века. Город Венева, а не Венев как он ранее назывался упоминается в числе владений рязанского боярина Солхмира, его сына Григория и внука Михаила [1]. Позднее Венев был куплен Великим Московским князем Василией II Темным, о чем свидетельствует договорная грамота Ивана III с Рязанским князем Иваном Васильевичем датированная июнем 1483 года: «А что купля отца нашего Великого князя Василия Васильевича за рекою Окою, Тешилов, и Венев, и Ростовец, и иная места и тем нашим землям с твоею рубеж от Оки» [2]. Таким образом, земли ранее входившие в Рязанское княжество во второй половине XV века отходят к Великому князю Московскому. В 1504 году Иван III в своей духовной грамоте (завещании) передает эти земли старшему сыну Василию III тем самым закрепляя их за наследником Московского Великокняжеского престола: «Даю ему г.Коломну з волостями, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами, г.Коширу с Заречьем, что за рекою за Окою, Тешилов, и Рославль, и Венев, и иные места по Рязанский рубеж» [3]. С XVI века Венев приобретает важное значение в обороне южных русских границ от  набегов Крымских татар. В 1571 году, когда Венев числится во владениях боярина Ивана Васильевича Шереметьева Большого (князя Ивана Федоровича Мстиславского - прим. Д.Махеля) и называется Городенском, являясь составной частью большой засечной черты, протянувшейся от Белева и Козельска до Переславля-Рязанского на Оке [4]. Сохранилось описание Венева (Городенска) от второй половины XVI века: «Город Городенск на реке Веневе под засечным лесом, поставлением боярина Иван Васильевича Шереметьева Большого. А у города одна стена прямо по горе от засечного лесу, мера ее 50 сажен, а другая стена – от княж Иванова двора вниз к реке Веневе и подле реки Веневы до другого взлазу, а мера ее 74 сажени, а третья стена вверх от реки от Веневы подле враг, а мера ее 57 сажень, а около города 200 сажень городень, а в ней 65 городень, да 65 пазушен, а высота городу по обламке полуторы сажени насыпан землею» [5]. Из приведенного (с.8) описания можно выяснить размеры и конфигурацию города-крепости, построенного воеводой Шереметьевым. Общая протяженность стен около 185 сажень, т.е. около 400 м. В плане крепость треугольная и огорожена тыном (изгородью) с бойницами для стрельбы. Длина изгороди около 430-450 м. Таков Венев во второй половине XVI века.

   В первой половине XVII века Венев находится в центре Веневско-Веркошевской засеки, соединявшейся с Каширской засекой, самой восточной из всех засек [6]. Хотя в первой половине XVII века строится Белгородская и Симбирская засечные черты, т.е. оборонительные сооружения засечных линий удалились к югу и востоку от Тулы на 300-400 километров, несмотря на это, крымским татарам все же удавалось прорываться отдельными отрядами, которые грабили окраинные русские земли. Из дозорной переписной книги по городу Веневу за 1636 год мы узнаем о нашествии крымцев на Венев в 1633 году, и о том, какие беды оно (нашествие) причинило городу. Из этого источника мы впервые узнаем о церквях и приходах г.Венева первой половины XVII века, поэтому мы приводим его полностью: «В прошлом де в 7141 (1633) августа во второй день приходил под город Веневу Крымский царевич сомногими людми и к городу приступал четырежды с огненным боем и на тех же де приступах и на вылазках посатских людей оброчные слободы тяглецов побито и поранено, живых взято 38 человек, и дворы и животы, и лавки разорили и пожгли и животину их всяку поймали и хлеб весь выточили, а достальной хлеб в гумнах сожгли и запустела де их от того разорения 42 места дворовых и ныне де их посатских людей всех около 30 дворов …

   На Веневе в городе церковь Соборная Великие Христовы Мученицы Параскевы, нарецаемые Пятницы деревяна клецки, да й церкви на паперти колоколница на ней пять колоколов.

   Да в старом остроге место церковное, что была церковь Преображения Господня и Спаса Исуса Христа и тое церковь сожгли татарове в приход крымского царевича в 7141 году.

(с.9)

   Да в стром остроге церковь Благовещения Причистой Богородицы, да пределе Великого Чудотворцы Николы деревяно клецки, а колокольнице четыре колокола пуда в полтретья.

   В старом же остроге место церковное, что была церковь Рождества Пречистой Богородицы, да Великого Мученика Христова Дмитрия Селунского и тое церковь сожгли татарове в приход крымского царевича.

   В старом же остроге место церковное пусто, что была церковь Христова Мученика Георгия и тое церковь в 7141 году в приход крымского царевича сожгли татарове.

   В старом же остроге место церковное пусто, что была церковь Святого Пророка Ильи,  образов и книг и колокол и всякого церковного строения нет все пожгли татарове.

   В казачей слободе, в Озеренской сотне место, что была церковь Введения Причистыя Богородицы да в пределе Святых Мучеников Фрола и Лавра и как приходил ко Веневе крумский царевич в 7141 году и тое церковь сожгли, а ныне том месте поставлена часовня, а в ней образ местной Введения Причистой Богородицы» [7].

   Из приведенного источника мы узнаем, что в 1633 году в Веневе были: одна соборная и шесть приходских церквей. Среди этих записей мы находим сообщение о Никольской церкви. Она существует, как предельная при церкви Благовещения. Существовавшие Веневские церкви все были деревянные и поэтому естественно были недолговечными. После нашествия крымских татар в Веневе уцелели всего две церкви: Соборная (Варвары Великомученицы (Великомученицы Параскевы Пятницы - прим. Д.Махеля)), деревянная клецкая с колокольней, да Благовещенская с предельной Николаевской, тоже деревянная клецкая с колокольней. Выписки из дозорной книги Венева за первую половину XVII века являются наиболее ранними источниками, сообщающими о церквях города. Дозорная книга позволяет идентифицировать названия церквей первой половины XVII века с приходами и церквями венева просуществовавшими до начала XX века.

(с.10)

   В дозорной книге Венева мы отыскали следы древней Никольской церкви. Следующее известие о Никольской церкви относится ко второй половине XVII века, когда Никольская церковь является основным храмом Никольско-Богоявленского монастыря (пустыни). В опубликованным Строевым списке иерархов и настоятелей упоминается настоятель Никольско-Богоявленского монастыря – Строитель Аврамий. Он управлял монастырем с 1675 по 1698 год [8]. Монастырь просуществовал недолго не более 100 лет, т.к. в 1764 году он был упразднен по указу императрицы Екатерины II в числе многих монастырей [9]. Сведения о монастыре очень ничтожны, но это можно понять, т.к. монастырь (пустынь) мал и незначителен. В истории Российской иерархии ему отведены всего лишь две строчки: «Венев-Никольский мужской упраздненный монастырь находится внутри города Венева» [10]. Несколько строчек отвел Веневскому Никольскому монастырю в своем исследовании В.В. Зверинский, сообщив о нем, следующее: «Николаевско-Богоявленская пустынь мужской монастырь, ныне приходская церковь в городе Веневе Тульской губернии. Существовал в 1666 году, когда в нем упоминается черный поп Гавриил, а в 1676-1698 годах им управляет строитель Авраамий. В 1764 году упразднен и тогда в нем были две каменные церкви» [11]. Эта последняя строчка сообщает о том, что в 1764 году в упраздненном монастыре уже существовали две каменные церкви. Одна из них была Никольская, построенная ранее 1764 года.

   Во второй половине XVII века Веневские приходы входили в Коломенско-Каширскую Епархию.

   В 1799 году Павел I упраздняет Коломенскую Епархию, а взамен основывается Епархия Тульская и Белевская. Последний епископ Коломенский становится первым епископом Тульским и Белевским [12].

   Одним из первых дел, которым приходится заниматься новой духовной консистории было прошение веневских купцов и мещан о разрешении постройки новой Никольской церкви. 26 октября 1800 года веневс- (л.11) кий купец Яков Максимович Бородин подал прошение в Тульскую духовную консисторию о разрешении построить на Красной площади города Венева новую Никольскую церковь. Прошение связано с якобы ухудшающимся состоянием старой Никольской церкви, в стенах которой появились трещины и просел иконостас. Приходские люди просят разрешить построить церковь того же наименования, с пределами Святого пророка Ильи и Преподобного Феодосия Суморина Тотемского чудотворца. После сломки старой церкви материал предполагалось использовать для строительства колокольни новой церкви, а до окончания строительства службу вести в старой Никольской церкви. Приходские люди просят дать храмозданную грамоту на строительство новой церкви, а также план и фасад для новой постройки. Прошение подписали более 200 купцов и мещан города Венева [13]. В деле также приводится справка о том, что на запрос консистории о времени постройки старой Никольской церкви никаких сведений не найдено, т.к. во время пожара в 1782 году сгорела часть церковных архивов и поэтому дату строительства церкви уточнить не возможно [14]. Местные жители утверждали, что церковь построена более 50 лет назад, т.е. в середине XVIII века [15], что подтверждается сведениями Зверинского о том, что после упразднения Никольско-Богоявленского монастыря осталось две каменные церкви. Следовательно, вполне вероятно, что Никольская церковь построена в середине XVIII века или не многим ранее. Почему возникло желание построить новую церковь не ясно, т.к. старая Никольская церковь, судя по донесению протоиерея Никольской церкви и Соборного протоиерея, за первую половину 1799 года, оказалась в хорошем состоянии: «Города Венева церковь Святого Николая Чудотворца с пределом пророка Ильи по присланной в консисторию от бывшего оного города со округою благочинного соборного протоиерея Филиппа Прокопиева за первую 1799 г. половину ведомости показано: каменного здания, стенами крепка, а кровля на настоящей железная, а на придельной и трапезе деревянная крепка, около оных ограда каменная, благолепием украшена добропорядоч- (с.12) но и ветхостей никаких нет» [16]. Текст свидетельствует о том, что старая Никольская церковь была в хорошем состоянии и не было необходимости строить новую церковь. Следует полагать, что строительство новой церкви было идеей состоятельного Веневского купечества и мещанства, желающих отделиться от остальных приходских людей, построив новую роскошную церковь с огромной колокольней. На предполагаемом месте строительства новой церкви, ранее по плану 1779 года, земля отводилась под постройку городскаго магистрата (см. фото I). Комиссия от духовенства признала место под постройку церкви пригодной: «А по свидетельству оказалось: оное место к построению церкви, как в разсуждении своей твердости, так и благопристойности способным» [17]. Рапорт об осмотре места под церковь отослан в канцелярию тульского губернатора на разрешение вопроса. В январе 1801 года из тульского губернского правления в духовную консисторию последовало предписание: «Губернское правление слушав предложение господина тайного советника сея губернии гражданского губернатора и кавалера, в коем прописываемая, что веневский купец Яков Бородин с согласия общества просил его об отводе места на Красной площади под построения церкви Николы Чудотворца, а как сие место по генеральному плану назначено под построение городового магистрата, о предписываем оной Веневсской грацкой думе, чтобы она под магистрат назначила другое пристойное место, представила к нему, которые ныне представляет, что она по рассмотренной расположения городе и пристойной для постройки магистрата мест назначает оные: 1) поблизости выстроенных каменных корпусов на грацкой земли в 41 квартале под 7, 2) на Хлебной площади. Представить зделаной всей упомянутой площади с назначением около оной строений план и для того сие правление определено, как из представленной от архитектора Сокольникова плана усматривается, что на площади есть некоторые строения, из коих два купены для церкви, к сломке, да и последние три должны (с.13) быть согласно Высойчайшего конфирмованного плана снесены, почему к построению церкви на означеной площади препятствия губернское правление не находит. В рассуждение чего велеть губернскому архитектору Сокольникову зделать другой таковой же план и назначить на обеих под построение церквей место особою краскою и представить в правление» [18].

   Нет необходимости говорить о важности приведенного текста, из которого явствует, что препятствия к постройке новой церкви на Красной площади города Венева были устранены, а самое главное, что приведенный текст позволяет назвать имя архитектора Сокольникова принимавшего участие в проектировании и строительстве Никольского храма и колокольни. Сокольников, бывший в течении почти четверти века Тульским губернским архитектором, имел имение в селе Холтобино, неподалеку от Венева, и несомненно к своему земляку обратились Веневцы с заказом на проектирование храма [19]. После предписания из Тульской губернской канцелярии об отсутствии препятствий к строительству храма духовная канцелярия Тульского епископа получает императорский (консисторский - прим. Д. Махеля) указ за №61 от 25 января 1801 года с разрешением построить новый храм по подобию и образцу греко-российских церквей [20].

   29 июля 1801 года состоялась закладка на Красной площади Венева новой Никольской церкви, о чем последовал рапорт в духовную консисторию: «По сим полученного мною из оной консистории сего года апреля 29 дня под №1105 об обложении мне в г.Веневе вместо приходящих в ветхость каменной Никольской вновь каменных сданием в том именование с двумя приделами во имя Пророка Божия Ильи и преподобного Феодосия Тотемского чудотворца церкви указа. Я во оный отправился и оную Николаевскую с приделами церковь на отведенном от гражданского начальства месте среди Красной площади, минувшего июня 29 дня с надлежащим молитвословием обложил. О чем Вашу Превосходительству почтеннейше рапортую… Преображенский протоиерей Георгий Васильев, июля 9 дня 1801 года» [21].

(с.14)

   Летом 1801 года началось строительство новой церкви и растянулось оно более чем на 40 лет, а с достройкой колокольни более чем на полвека. В 1811 году, в ведомостях о состоянии церквей, о Никольских церквях имеются следующие записи: «Церковь Святого Николая Чудотворца с перелом Пророка Ильи каменного здания. Хотя сия церковь снаружи и внутри имеет ветхости, но поелику на месте оной в черне уже отстроена новая церковь с пределами Святых пророка Илии и евангелиста Матфея, а пределы уже готовы к освещению, то по сему поправка ветхости оной церкви и не нужна» [22]. За прошедшие 10 лет с закладки церкви произошли значительные изменения. Трапезная с пределами: Ильинским и Матвеевским почти построена. Предел Феодосия Суморина Тотемского Чудотворца переименовали в предел евангелиста Матфея. Почему произошли такие перемены? Очевидно мы были правы, полагая, что строительство новой церкви проистекало из амбиций веневских купцов. Не доведя строительство церкви до половины купцы и мещани Никольского прихода поняли, что средств собранных на постройку новой церкви не хватает, а ведь они, кроме того, задумали построить грандиозную колокольню. Получилось по русской поговорке: «На рубль амбиции – на грош амуниции». И пришлось поэтому церковному старосте и заказчику Я. Н. Бороздину (Яков Максимович Бородин - прим. Д. Махеля) и Никольскому протоиерею Ф. Полюбину искать богатых покровителей. В Москве они привлекли на помощь строительству церкви богатого купца Матвея Ярцева, выходца из коломенских крестьян (из крестьян Коломенской слободы Венёвского уезда - прим. Д.Махеля), которому польстило быть благотворителем строительства новой церкви. В честь нового покровителя и был переименован предел Феодосия Тотемского в предел евангелиста Матфея, духовного патрона купца Ярцева [23]. Решено так же было строить церковь по частям. Первая очередь – трапезная с пределами Ильи и Матфея, затем основной престол Николы Чудотворца и колокольню. Из ранее приведенного отрывка следует полагать, что к 1811 году трапезная с пределами Ильи и Матфея в черне готова и было бы очевидно, что в 1812-1813 г.г. теплая трапезная могла быть освяще- (с.15) на. Помешали этому внешне-политические события. Началась война с наполеоновской Францией и уж было не до строительства церкви, т.к. военные действия проходили совсем рядом. Жители Венева приняли посильное участие в войне 1812 года. Полторы тысячи жителей города Венева (1500 ратников ополчения от всего Венёвского уезда - прим. Д. Махеля) ушли в народное ополчение [24]. С окончанием Отечественной войны строительство возобновилось. В память участия веневцев в народном ополчении и в память победы над наполеоновской армией было решено построить пятиярусную колокольню – самую высокую в Тульской губернии [25]. Мы не можем судить насколько точны эти предположения несколько легендарного характера в работах местных краеведов, т.к. в Тульском архиве не нашлось или не сохранилось письменных источников, подтверждающих мнения веневских краеведов о мемориальной постройке колокольни. Но строительство продолжалось и к концу 1816 года трапезная с пределами была готова. В Тульскую духовную консисторию посылается подробная опись внешнего вида и интерьера, а также находящихся в церкви вещей. Нас, в этом более чем подробном описании, занимающим более 20 страниц интересовали записи относящиеся к колокольни: «Оная новостроющаяся в городе Веневе Николаевская церковь начата строительством по благоволению Преосвященного Мефодия бывшего епископа Тульского и данному из тульской духовной консистории прошлого 1801 года генваря 25 дня Его Императорского Величества указу. Трапеза с восточной стороны ограничивается вчерне отстроенную настоящею церковею, с западной стороны галереею строещейся колокольни украшенною двадцатью четырьмя колоннами ионического ордера находящимися еще не в чистой отделке, сквозь которую галерею и вход с трех сторон в трапезную. Сходы в оных по причине не окончания строительства колокольни зделаны на время не в чистой отделке» [26]. К концу 1816 года была построена лишь теплая трапезная с двумя пределами. В январе 1817 г. трапезная с пределами была освещена, но не вся церковь, как считают авторы «путеводителя» по Веневу [27]. Из сообщения Никольского протоиерея Полюбина от 31 ян- (с.16) варя 1818 года мы узнаем об освящении трапезной церкви: «Города Венева новостроящаяся церковь Святого Николая Чудотворца. Настоящая церковь вчерне отстроена и иконостас для нее готовится, а два предела, с правой стороны: во имя Святого Пророка Ильи, с левой: Святого Апостола Евангелиста Матфея прошлого 1817 года генваря 27 и 28 дня освящены Преосвященным Симеоном епископом Тульским и находится в полной исправности, да старая Николаевская церковь еще существует, и в теплом оном Ильинском предел во время зимы совершаются богослужения» [28]. Эта запись сообщает об освещении престолов трапезной церкви и о том, что основной храм еще окончательно не отстроен и для него готовится иконостас. Сообщение о строительстве колокольни отсутствует и лишь через два года, в 1820 году в ведомостях о состоянии церквей города Венева есть несколько строчек о Никольской колокольне: «… а в колокольне престол Преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, купол на настоящей церкви покрыт белым, а олтарь и трапезная черным железом. В трапезе два предела отделаны и освящены. В настоящую готовится иконостас, а колокольня еще строением не окончена, ограды за неотделкою колокольни еще нет» [29]. При постройке колокольни в верхней части первого яруса было решено устроить предел Феодосия Тотемского, как и было запланировано ранее. Колокольня и основной храм еще не закончены отделкой. Неспешнойсть строительства объяснялась очевидно нехваткой средств на такую огромную постройку. Следующее известие о церквях Никольского прихода встречается в 1829 году.

   «Церковь зданием каменного, с таковою же колокольнею, новая, на колоколню не отстроен один железный купол. Престолов в ней три: настоящего холодного во имя Чюдотворцы Николая, еще не совсем отделана» [30]. Сведения в консисторию были посланы в январе 1830 года, но и к этому времени церковь и колокольня не были окончательно отстроены. Колокольня была отстроена к 1833-1834 г.г. и имела два каменных и два деревянных (два каменных и один деревянный - прим. Д. Махеля) ярусов. Последний ярус завершался куполом со шпилем (с.17) и крестом [31]. Но в таком виде колокольня просуществовала менее года. Разразившийся в 1834 году пожар уничтожил почти всю деревянную застройку города, пострадала при этом и колокольня Никольской церкви. При пожаре были уничтожены верхние деревянные яруса [32]. Городской пожар несомненно сильно затянул и строительство церкви и лишь в 1843 году 19 августа епископ Тульский Дамаскин освятил основной пристол Никольской церкви [33]. Церковь внутри и снаружи была прекрасно отделана местным мраморовидным известняком, который при полировке был похож на серый мрамор [34]. Обгоревшая же колокольная почти 25 лет простояла незавершенной. Не хватало средств чтобы достроить это величественное сооружение. Лишь к 1860 году было завершено строительство верхних ярусов колокольни из камня и был установлен железный шпиль с яблоком и крестом. В ярусе звона колокольни было установлено шесть колоколов, из них большой, отлитый в 1834 году по заказу купцов Бородина, Евдокимова и Кослындина (Костолындина - прим. Д. Махеля), весил 308 пудов и 24 фунта, а общий вес колоколов составлял 530 пудов. Время почти не изменило облика Никольской колокольни. Церковь и трапезная новой Никольской церкви были утрачены в 30-х годах XX века, а старая же Никольская церковь пережила свою новую преемницу, от которой осталась только величественная колокольня. Внутри колокольни городскими властями в советское время был установлен водонапорный бак городского водопровода, что сильно повредило межэтажное перекрытие,  т.к. были пробиты своды и был уничтожен предел Феодосия Тотемского. Но экстерьер колокольни поврежден незначительно и по-прежнему Никольская колокольня украшает Красную площадь города Венева, являясь одним из красивейших памятников Тульской области.

Искусствовед АРМ-3     /Роднин Н.Н./

(с.18)

Примечания

1. Бороздинский М.Г. и Укасин (Уклеин - прим. Д. Махеля) В.Н., ук.соч.стр. 1-2.
2. «Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV-XVI в.в.», стр. 283-285
3. Там же, стр. 353-355.
4. Коргалов В.В. стр.173.
5. «Писцовые книги XVI века», ук.соч.стр. 1538-1539.
6. Труды Тульской губерн. ученой архивной комиссии», стр. 127-128.
7. «Договорная и переписная книга», стр.2-5
8. Строев, ук.соч.  стр. 797.
9. Зверинский В.В., ук. соч. стр.220.
10. История российской иерархии, ук.соч. стр. 517.
11. Зверинский В.В., ук.соч. стр. 220.
12. Афремов, ук.соч. стр. 43.
13. ГАТО, ф.3., оп.1/1, ед.хр. 60, лл. 1-6.
14. Там же, л.7.
15. Там же, л.5.
16. Там же, л.8.
17. Там же, л.11.
18. Там же, л.12-13.
19. Бороздинский М.Г. ук. соч. стр.11.
20. ГАТО, ф.3 оп.1/2 ед.хр.60, л.19.
21. Там же, л.24.
22. ГАТО, ф.3, оп 2/2, ед.хр. 79 л.1.
23. Чуваков В., ук.соч. л.2-4.
24. Бороздинский М.Г., ук.соч.стр.6.
25. Там же, стр.8.
26. ГАТО, ф.3, оп.2/2, д.3508, л.3.
27. Бороздинский М.Г. ук.соч.стр.8.
28. ГАТО, ф.3, оп. 2/2 ед.хр. 5366, л.1.
29. ГАТО, ф.3, оп. 3/3 ед.хр. 76, л.2.
30. ГАТО, ф.3, оп. 3/3 ед.хр. 5111, л.1.
31. Чуваков В., ук.соч.стр.3.
32. Бороздинский М.Г. ук.соч.стр.10.
33. ГАТО, ф.3, оп. 4/4 ед.хр. 386, л.1.
34. Чуваков В., ук.соч.стр.4.

(с.19)

Источники

1. ГАТО, фонд 3 (консистория(
опись 1/1, ед.хранения: 60,70,
опись 2/2, ед.хран.: 70, 3508, 5366, 5368, 6310,
опись 3/3, ед.хран.: 75, 728, 5105, 5111, 5120,
фонд 84 опись 3, ед.хран. 35.

2. «Дозорная и переписная книга города Венева 1636 года», изд. Тула, 1889г.
3. «Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV-XVI в.в.» М.-Л. 1950г.
4. «Писцовые книги XVI века», изд. Калачова, Сиб. 1877г.
5. Труды Тульской губернской ученой архивной комиссии, книга II, Тула 1914-1915 г.г. (В статье «Несколько документов к истории Веневских засек в XVII веке»).

 

(с.20)

Библиография

1. Афремов И., Историческое обозрение Тульской губернии, М. 1850 г.
2. Бороздинский М.Г. и Уклеин В.Н., Венев (путеводитель), Тула 1974г.
3. Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т.т.  1-3. Спб. 1890-1897 г.г.
4. Исторический очерк г.Тулы, Тула 1888 г.
5. История Российской иерархии, т. 1-6., М. 1807-1815 г.г.
6. Каргалов В.В. На степной границе. М. 1974 г.
7. Кеппен П.И. Города и селения Тульской губернии в 1857 году., Спб 1858.
8. Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии, Вып. I , Тула 1888 г.
9. Православные монастыри Российской империи., М.1908г.
10. Приходы и церкви Тульской губернии, Тула 1895 год.
11. Прогулка по Коломенскому уезду. М. 1843г.
12. Сборник материалов для историко-статистического описания Тульской епархии, Выпуск I., Церкви г.Тулы , Тулы 1884г.
13. Тульский адрес-календарь, т.т. 1-3, Тула 1908-1911 г.г.
14. Тульские губернские ведомости, 1854 г., №28.
15. Тульские епархиальные ведомости с 1862 по 1920 г.г.
16. Тульская епархиальная палата древностей, Тула 1915г.
17. Тульская старина, Тула 1901 г.
18. Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, кн Ш, М.1848 г.
19. Чуваков В. К истории города Венева (неизданная статья).

Список сокращений

1. ГАТО – Государственный архив Тульской области.
2. ед.хр. – единица хранения.
3. Л. – лист в рукописных материалах.
4. оп. – опись.
5. ф. – фонд.

(с.21)

Список фотоиллюстраций

1. Фото 1. План Тульского наместничества городу Веневу 1779 года.
2. Фото 2. Никольская церковь с колокольней. Вид с северо-востока.
3. Фото 3. Никольская колокольня. Вид с запада.

Примечание: Все фотографии из фототеки музея истории архитектуры им. Щусева. Коллекция IV, №№1270, 1271, 1272. Фотографии 1920-х годов.