WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

10:39

Электронная библиотека

 

 

Газета "Пламя" (Венев) за 1922 год
Отдельные заметки из газеты

Год изд. V-й.

ПЛАМЯ

№11 (596) Воскресенье, 12 марта 1922 г.

(с.2)

Местная жизнь.

Ещё разновидность спекуляции.

   «Война родит героев.» Должно быть и спекуляция родит тоже своего рода героев. Уж думается к каким способам не прибегали наши спекулянты чтобы зашибить деньгу, но до таких форелей еще не доходили. Распоряжение правительства о продаже построек дало им широкое поле деятельности: стали появляться «посредники». Вот случай:

   Один гражданин города Венева, имеющий приличный домик, решил продать таковой с тем, чтобы получить немножко деньжонок на пропитание и мало-мальско сносную хибару. Сейчас же явились охотники и предложили ему паршивенький домик и частичку деньженок за его очень хороший дом. Голод не тетка и наш гражданин пошел на эту сделку: продал свой дом получил лачугу, и немного денег и рад радехонек. Кажется очень просто, но тут то вот и зарыта собака … Дело в том, что с гражданина продавшего этот дом, сумели сорвать 12 «миллионов», купив лачугу за 13, а ему сдав ее за 25. Как же это получилось ? А вот как …

   Как гражданин, продавший свой дом, так и владелица лачуги очень нуждались. Учтя это к ним явился некто К. и предложил продать ему свою избушку на 13 миллионов, на что она согласилась и сделала с ним домашнее условие.

   Эта то лачуга, купленная за 13 миллионов была дана владельцу приличного домика, но уже за 25 «миллионов» с прибавлением таковой же суммы денег за его дом … Итак господин К. колупнул тут ни мало, ни много 12 миллионов!

   И что удивительно и там и тут молчат об этом!

   Лучше бы было, если бы граждане продающие или покупающие свои строения обращались за разъяснениями в Бюро Юстиции и этим они оградили бы себя от подобных «посредников» и узнали бы, что все сделки, совершенные домашним образом считаются не действительными.

С.

(с.4)

Тираж - 1000 экз. Ответственный редактор Ф.Набоков

 

№14 (596) Воскресенье, 2 апреля 1922 г.

(с.3)

Воззвание патриарха Тихона о помощи голодающим.

   Леденящие душу ужасы мы переживаем при чтении известий о положении голодающих: «Голодные не едят уже более суррогатов, их давно уже нет. Падаль для голодного населения стала лакомством, но этого лакомства нельзя уже более достать. По дорогам и оврагам, в снегу находят десятки умерших голодных. …»

Патриарх Тихон.

(с.4)

Тираж - 700 экз. Ответственный редактор Ф.Набоков

 

№20 (605) Воскресенье, 14 мая 1922 г.

(с.1)

Как проходит работа по изъятию церковных ценностей в нашем уезде.

Пора запомнить.

   Около месяца продолжается работа по изъятию церковных ценностей, и вот теперь не смотря на все трудности этой работы и на всю сложность и ответственность за успешное ее выполнение. Это тяжелая работа подходит к концу, еще одно усилие, одно напряжение и мы знаем: Наш уезд выполнил свой революционный гражданский долг. …

Из работы уездной подъкомиссии.
(по городу)

   Задачей Уподкомиссии успешное проведение в жизнь постановления об изъятии церковных ценностей; таким образом чтобы самое изъятие не было понятно верующим населением как акт борьбы с религиозными убеждениями.

   Сама организация этой работы по целому ряду причин в нашем уезде запоздала почему и работа началась только 14 апреля учитывая важность работы подкомиссии широко осветила этот вопрос перед трудящимися и установила одобрительное отношение трудящихся к этому нужному мероприятию. На многолюдном собрании рабочих служащих и граждан города была единогласно принята резолюция о повсеместном содействии работам комиссии. Резолюция одобряет постановления советской власти направленное к спасению голодающих от мучительной смерти.

   Далее комиссии постановляет созвать священников церквей города Венева, и по 1 представителю от приходов. Комиссия имела в виду что духовенство примет активнейшее участие во всей этой работе, покажет себя действительным носителем христианского учения, вспомнит слова писания «вера без добрых дел мертва», увидит что сдача церковных ценностей на спасение человеческой жизни есть в высшей степени доброе дело.

   Но пастари вместо ожидаемого содействия стали изыскивать все способы дабы уклониться от выполнения великого долга христианской церкви, служит[ь] страждующему. Особенно проявил себя свящ. Крутицкий, он во всю величину обнаружил свою … овечьей шкурой волчью натуру. Он агитировал, что церковные ценности голодающим не дадут и поэтому голодающие все равно помрут, затем в надежде на срыв работ он что ему сдесь делать нечего и покинул собрание, но скоро к полнейшему стыду своему вернулся, так как надежды его на то, что за ним последуют и  другие не оправдались.

   Во время его черной каиновой работы ему аплодировал базарный заправила Н. Ипатов, заявивший себя собственником церковного имуществ, следовало бы ему прежде чем говорить это знать, что церковное имущество является собственностью государства и декретом об отд. церкви от государства верующим передано, только в пользование.

   В характеристике этих обоих лиц необходимо добавить, что Крутицкий уже сидел в тюрьме за агитацию против советской власти, а Ипатов тоже сидел в тюрьме за призыв посредством звона в набат к восстанию  (это было в 1918 г.).

   В конце концов на этом заседание согласно выраженного духовенством желания было решено написать воззвание к священнослужителям и гражданам города и уезда призывающее к успешной сдаче ценностей. Это воззвание духовенства подписать отказалось не смотря на то что само его желало. В процессе работы по определению подлежащего изъятию духовенством сознавая что отсутствие того или иного предмета не отразилось бы на отправлении богослужения с пеной у рта отстаивало его необходимость и наконец заявило, что оно против изъятия ничего не имеет но само делать ничего не будет. И вот наконец 14 апреля к работе было приступлено. Воззвание подкомиссии было оглашено в церквях, но и здесь свящ. Николаевской города Венева церкви Остроумов по усердствовал он так «пропевая» воззвание что мало кто его расслышал и понял и никакого слова по этому поводу Остроумовым сказано не было,  по окончании работ  в городе 29 апреля подкомиссия имея в виду отношение к работе духовенства решила проверить фактическое изъятие и по поверке оказалось Соборной церковью не сдано 3 ризы. Введенской и кладбищенской тоже некоторые вещи, а вот Николаевская церков[ь] укрыла около пуда серебра.

   На настоятеля этой церкви Крутицкого составлен акт для предания суду. Стыдно воровать у голодного, грустно нам напоминать Вам духовным отцам притчу о самарянине грустно напоминать о милосердии Вам призванным поселять мелосердие и любовь свое пастве.

По уезду.

   Работа продолжается успешно сдача ценностей проходит хорошо в связи с изданием приказа о скорейшем окончании этой работы таковую предлагается закончить числа 12-15 мая.

Пред. подкомиссии АЛИФАНОВ.

Идет работа по из’ятию ценностей

   За время начала работ комиссии с 14 апреля по 8 мая 1922 г. поступило в Уфинотдел серебряных вещей.

По городу Веневу.

   Николаевской ц. 2 п 12 ф 70 з 66 д, Кладбищенской ц. 1 п. 18 ф. 29 з 68 д, Введенской ц. 2 п. 22 ф. 71 з 10 д., Спасо-преображ. ц. 1 п. 10 ф. 55  з 22 д, Покровской м Казанской цер. 7 ф. 9 з 24 д, Соборной ц. 2 п. 28 ф. 26 з. 37 д.

По уезду.

   Богородице рожд. Ц. с. Поветкина 2 ф. 10 з. 72 д., Богородицкой ц. с. Хавок 19 ф. 30 з. 72 д., Успенской ц. с. Щучья 1 ф. 10 з. 72 д., Михайло Арханг. Ц. с. Тулубьево – Милохово и при сем к ней Казанской церк. С. Тулубьева Безобразова 1 п. 10 ф. 10 з., Николаевской ц. с.   Харина и припис. К ней Предтеченской церк. С. Ступино 13 ф. 51 з. 72 д., Покровской ц. с. Прудищ 4 ф. 82 з. 48 д., Корсунской церк. С. Семьянь 8 ф. 43 з. 88 д., Воскресенской церк. С. Васильевского 9 ф. 59 з. 48 дол., Скорбящинской ц. с. Алитова 1 п. 57 з., ц. Флор-Лавры с. Свиридова 12 ф. 15 з., Николаевской ц. с. Березова 5 ф. 58 з., Знаменской ц. с. Шилова 7 ф. 3 з. 72 д., Николаевской церк. С. Потетина 9 ф. 17 з. 48 д., Михайло-Арханг. Ц. с. Карпова 20 ф. 59 з., Казанской ц. с. Казанское Шелудяки 4 ф. 84 з. 24 д., Карсунской ц. с. Семьянь 3 ф. 26 з. 72 д., Михайло Арханг. церк.  С. Грибовок 1 ф. 57 з., Богородице-рожд. ц. с. Мильшина 8 ф. 57 з. 72 д., Казанской церк. С. Большого Клина 22 ф. 70 з. 48 д., Михайло-Арханг.   ц. с. Карпова 2 ф. 46 з. 24 д., Георгиевской ц. с. Студенецы 25 ф. 16 з. 48    д.,Параскевской ц. с. Глебково 22 ф.  30 д.

   Итого 17 п. 34 ф. 9 з. 27 д.

   Из них отправлено в Тулгу финотдел 6 пуд. 28 фун. 28 з. 61 д., остальное количество подготавливается к немедленной отправке.

Позор одним, признание другим.

    В настоящее время, когда все сознательные граждане единым порывом стремятся спасти трудящиеся массы Поволжья от голодной смерти, отчисляя известные части пайков и жалования, сдавая лишние церковные ценности, часть духовенства нашего уезда совместно с трудящимися стала на сторону спасения Поволжья.

   Пример этой части духовенства дает нам Благочинный гор. Венева о. Сретенский, который один из первых сдал церковные ценности и поместил обращение Каширского и Веневского епископа о сдаче этих ценностей в нашей газете. Но вот несколько фактов другого отношения к изъятию ценностей духовенства нашего уезда, при попытке к побегу и сопротивлению удит держащий под страхом всю округу известный бандит Милешкин, и вот батя села Юдина, не сдавший еще до сего времени ценностей, открывает сбор на похороны этого бандита Милешкина.

   Вот другой пример. – В Веневе «батя» Крутицкий возымел желание (с.2) спровоцировать совещание уездной комиссии с церковным советами, думая, что ценности  не пойдут голодающим, говоря, что власть не дает свободы, ушел с собрания и думал за собою увлеч других. Но этого не случилось.

   Еще факт. Сдача ценностей началась и в волостях.

   И вот один батя – хороший пьяница – вез ценности в Венев. До Венева ехал спокойно. А как приехал в город, увидел проходящих старушек, стал лить крокодиловы слезы о том, что – де жаль ему разставаться с церковным серебром.

   Позор и презрение. «Князьям церква», преследующими интересы контрреволюции, а не пользу ближнему, позор тому из нисшего духовенства, кто скорее и охотнее помогает жертвует ценности на спасение голодны.

   Благодарность и признательность тем, кто первым откликается на стоны голодных и зовет к помощи других.

Веневец.

Около изъятия ценности.

   В ночь на 16 апреля из церкви с. Свиридова Клинской вол. Похищены ценности всего около 12 ф. серебра следствие установило симуляцию кражи заподозрены церковный староста Юрцов члены церковного совета Белов, Беспалов, Якунин, которые заключены под стражу до суда.

---

   23 апр. В церкви с. Истомина Холтобинской волости обнаружена кража серебряных вещей всего весом около 5 ф. Следствие обнаружило симуляцию … Пятницкий, церковный староста ..виков, Сом..нов, которые заключены под стражу до суда.

(с.3)

Патриарх Тихон перед судом Рев. Трибунала.

   Воззвание патриарха Тихона (в мире Василия Ивановича Белавина) о несдаче церковных ценностей, вызвало ряд насилий, привело к ненужным жертвам и целой ряд лиц на скамью подсудимых.

(с.4)

Объявление.

   Веневский эвакстол при отделе Управления Веневского Уисполкома доводит до сведения, что им с 11 по 22 мая с.г. включительно будет производится регистрация Турецких граждан, в том числе бывших военно и гражданских пленных.

   На регистрацию обязаны явиться как желающие выехать на родину, так и желающие остаться в Р.С.Ф.С.Р.

10.V.22г. №1888.

За завотдупр. (подпись).
Секретарь (подпись).

Тираж - 700 экз. Ответственный редактор Ф.Набоков