WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:41

Электронная библиотека

 

 

КРЕСТЬЯНСКИЕ МАССЫ ШЛИ ЗА БОЛЬШЕВИКАМИ

Н. С. ИВАНОВА
"Это было в 1917...", сборник воспоминаний,
Тула, 1957

  1917 год. Измученные войной, голодом, угнетенные тысячи простых людей России поднялись на решительную борьбу с царизмом. В крупных городах, рабочих районах, по всей стране росло и ширилось мощное народное движение. Волна революционных настроений докатилась и до захолустного уездного городка Венева бывшей Тульской губернии. Как сотни и тысячи трудовых людей, я не могла не откликнуться на эти события и активно включилась в общественную жизнь.

   С первых дней Февральской революции мне пришлось работать в исполкоме Веневского Совета, общаться с большевиками, читать газеты, слушать ораторов на многочисленных в то время митингах и собраниях. Общение с большевиками, их правдивые выступления, смелая защита интересов трудящихся убедили меня в том, что только с ними мне по пути. В напряженные дни июля 1917 года, когда враги революции особенно рьяно клеветали на партию и Ленина, я связала свою судьбу с партией большевиков, вступив в ее ряды.

Работая в исполкоме Веневского Совета и некоторое время спустя секретарем в уездном комитете партии, бывая на партийных и общих собраниях, я близко наблюдала все, что делалось в городе, была в курсе всех событий, совершавшихся в волостях Веневского уезда.

Несмотря на то, что Венев и уезд были захолустьем, что рабочих здесь было мало, партия большевиков еще до революции развернула здесь работу. В селах уезда работали члены РСДРП (большевиков) П. С. Кубышкин, А. Г. Панков, Д. С. Соломенцев, П. В. Баулин, они вели революционную пропаганду среди крестьян.

Большинство гласных земской управы составляли эсеры и меньшевики. Председателем управы был эсер Серов, членами правления эсеры и кадеты Кулешов, Пряхин, Елизаров, Бурцев. Такое же засилье было и в Веневском исполкоме Совета, избранном в первые дни Февральской революции. В первом составе исполкома было всего четыре большевика: П. В. Баулин, С. М. Милейковский, А. Г. Панков и П. С. Кубышкин.

В мае 1917 года состоялся первый уездный крестьянский съезд. Основным вопросом был, конечно, земельный. Съезд вынес решение: вся земля должна безвозмездно перейти во. владение трудового народа. Председателем уездного исполкома был избран П. С. Кубышкин. Меньшевики, эсеры, кадеты: резко выступали против его избрания, прибегали к своему излюбленному методу клеветы на большевиков. Они отчаянно пытались приостановить растущее в массах влияние большевиков, не допустить отхода народа от их партий.

Перед большевиками — членами уездного исполкома встали большие и серьезные задачи. Надо было создавать большевистские организации в самом городе и уезде.

Большевики вели агитацию и пропаганду среди полупролетарских и крестьянских масс, среди прибывавших в деревню фронтовиков, требовавших немедленного изъятия земель у помещиков и раздачи их крестьянству, выдвигались и требования раздела помещичьего имущества.

Особенно напряженная обстановка сложилась к июльским дням, когда открыто создался блок буржуазных и «социалистических» партий. Он открыто выступил против дальнейшего-развития революции. Партия большевиков подвергалась травле, преследованиям. Создалось тревожное положение и в нашей уездной партийной организации. Но мы знали уже о решениях VI съезда партии, который нацелил всю нашу партию на подготовку вооруженного восстания, социалистическую революцию и завоевание диктатуры пролетариата.

Веневские большевики направили свои усилия на достижение этой цели, повели борьбу за создание самостоятельной Веневской организации большевиков. Она была образована в октябре 1917 года. Был избран временный городской комитет партии в составе М. И. Петрова, В. С. Бокарева, Г. А. Бочарова. Им было поручено объявить населению об образовавшейся Веневской организации РСДРП (большевиков) и призвать население к вступлению в ряды большевистской партии.

Очень напряженным было лето 1917 года. Крестьяне требовали земли, рабочие решительно высказывались за взятие власти Советами. Нельзя сказать, что широкие слои трудящихся смело пошли уже за большевиками, но перелом в их настроениях, отход от меньшевиков и эсеров резко обозначился.

Особенно сильно обострилась борьба в деревне. Крестьяне громили помещичьи усадьбы, захватывали земли. В уездный комитет партии пришло известие, что крестьяне захватили имение помещика Холтобинского. Враги революции подняли крик с «жестокости» крестьян, о «кровавых расправах мужичья». Но я помню, что не было ни одного случая кровавой расправы со стороны крестьянства. Временное же правительство и его комиссары на местах в своей расправе с крестьянами ничем не отличались от царских палачей. В октябре 1917 года Тульским губернским комиссаром Советиновым (меньшевиком) в Веневский уезд для подавления крестьянских волнений были направлены вооруженные казаки.

Помню, какая огромная радость охватила нас, небольшую группу большевиков, когда стало известно о совершившемся в Петрограде революционном перевороте, о завоевании власти большевиками. Но в нашем исполкоме численно преобладали пока меньшевики и эсеры. Поэтому уездный комитет партии принял решение организовать Временный исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов и президиум исполкома. Этот комитет и стал органом диктатуры пролетариата.

Ярко сохранились в моей памяти дни подготовки выборов в Учредительное собрание, созыв которого Временное правительство все время оттягивало. Большевики, как известно, принимали участие в этих выборах. Хотя наша партия и понимала, что Учредительное собрание — это подделка под народное представительство и что имеется лучшая форма организации власти трудящихся — Советы, все же исход выборов в Учредительное собрание по нашей губернии, как проверка влияния большевиков на трудящиеся массы, волновал нас — членов партии.

Как в самом городе, а также во всех населенных пунктах уезда проходили многочисленные собрания и митинги. На них выступали перед народом представители всех политических партий: меньшевики, эсеры, кадеты, большевики. На страницах уездной газеты «Веневский революционный вестник» разъяснялось населению города и деревни, «что даст нам Учредительное собрание».

Веневский комитет РСДРП (б) оказался в трудном положении. У нас не было опытных агитаторов. Пришлось обратиться со специальным письмом в Тульский комитет РСДРП (б) и просить командировать в Венев знающего и умелого лектора для агитации по выборам в Учредительное собрание. Имя Г. Н. Каминского было тогда известно уже в Тульской губернии. Его-то и просили мы прислать прочитать лекцию в г. Веневе и в Серебряных Прудах. К сожалению, т. Каминский не смог приехать к нам ввиду занятости работой и очень сложной обстановки в Туле.

Крайне нуждались мы и в агитационной литературе, в плакатах. Всего этого у нас было очень мало, в то время как эсеры буквально засыпали уезд предвыборной литературой и плакатами.

И все же мы ни на один день не прекращали агитации в массах: выступали на собраниях, разъясняли аграрную программу большевиков, призывали голосовать за список большевиков — список № 5.

Выборы проходили 19—21 ноября 1917 года. Всего выставлено было девять списков. За большевистский список голосовало абсолютное большинство избирателей уезда. Работа наша не прошла бесследно. Крестьянские массы начали понимать, что нечего ждать земли от меньшевиков и эсеров, которые за восемь месяцев своей власти не могли решить земельный вопрос.

Большевики в борьбе за укрепление Советской власти опирались на широкие народные массы. В ответ на провокационную деятельность уездного земского собрания, которое высказалось против новой власти, большевики 27 ноября 1917 г. созвали городское собрание солдат, рабочих и служащих Венева. На собрании был заслушан доклад Д. С. Соломенцева по поводу контрреволюционной деятельности уездного земского собрания. Была принята резолюция с протестом против этой деятельности контрреволюции.

28 ноября 1917 года Веневский комитет РСДРП (б) предложил рабочим завода, служащим учреждений, местному гарнизону, социалистическим партиям и профессиональным союзам избрать по одному представителю в Веневский Совет рабочих и солдатских депутатов. Первого декабря избранные представители трудящихся приняли решение о признании Советской власти в лице Совета рабочих и солдатских депутатов.

Веневский комитет РСДРП (б) совместно с Советом рабочих и солдатских депутатов обратился с воззванием ко всем трудящимся уезда, в котором призывал к поддержке партии большевиков. В воззвании разоблачалась контрреволюционная деятельность Веневской земской управы и сообщалось, что власть в Веневе перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.

Веневский комитет партии и Совет призвали крестьян уезда немедленно приступить во всех волостях к избранию Советов крестьянских депутатов, а также к выборам по одному депутату от 1000 избирателей на уездный съезд Советов для избрания общего исполнительного комитета Веневского уезда. «Это будет,— говорилось в обращении,— высшая власть в уезде, которая должна защищать интересы трудящихся и бороться с контрреволюцией. Поэтому нужно послать туда достойных людей, которые боролись бы за ваши права, счастье и свободу, которые поддерживали бы и укрепляли власть Совета Народных Комиссаров, власть Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

10 декабря 1917 года был созван первый уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, провозгласивший в уезде переход власти в руки рабочих и крестьян.

После провозглашения власти Советов часть эсеров и меньшевиков — участников съезда — покинула его. Вместе с кадетами они начали организовывать в уезде контрреволюционные мятежи, кулацкий саботаж. Этими предателями было созвано «демократическое совещание», где участвовали такой «демократ», как полковник Шербуренко — бывший воинский начальник, городской голова, председатель городской думы, председатель земской управы. Планы контрреволюционеров сводились к тому, чтобы Веневский уезд объявить на военном положении, арестовать всех большевиков, сосредоточить власть в руках «диктатора» полковника Шербуренко.

Но новоявленному диктатору не повезло: не было в городе силы, на которую он мог бы опереться. А уездный Совет имел опору в лице беднейшего крестьянства и рабочих гидротехнической обозной мастерской армии Северного фронта, прибывших в Венев из Пскова. Почувствовав это, господин Шербуренко и его компания не рискнули выступить, струсили.

Однако контрреволюция затаилась только на время. Когда в начале января 1918 года был созван второй уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, местная буржуазия пыталась организовать вооруженное выступление. Раздался колокольный набат как призыв к разгрому Совета. Застрельщиками этого черного дела были эсеры Ипатов, Пономарев, Калабин, Галкин, дьякон Бимбиреков, поп Нестеров и другие. Съезду пришлось прервать заседание и с помощью местного гарнизона ликвидировать вражеское выступление. Этот мятеж не помешал съезду решить вопросы об организации и укреплении волостных и сельских Советов, о ликвидации частной, торгово-промышленной и помещичьей собственности и передаче ее в руки государства.