WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:35

Электронная библиотека

 

 

Тульские епархиальные ведомости за 1895 год

1-15.10.1895, №19

Часть неофициальная

(с.604)

Изъ журнала обозренія некоторыхъ церквей Тульскаго Уезда 26-28 Августа 1895 г.

Село Торхово. Храмъ во имя Грузинскія Иконы Божіей Матери устроенъ еще въ 1753 году, зданіемъ каменный, очень просторный, чистый, съ хорошимъ иконостасомъ и постенною иконописью, вообще очень благовидно украшенъ, благодаря заботамъ местнаго священника. Въ селе Торхове есть школа, которая содержится посредственно; грамотныхъ въ приходе довольно много. Метрическія книги, приходо-расходныя, Богуслужебный Дневникъ и Летопись Торховской и соединенной съ нею Дорофеевской, а также и Рудневской церквей вполне исправны и свидетельствованы за 1-е полугодіе местнымъ Благочиннымъ. Пеніе довольно стройное. При благословеніи народа разъясняема была потребность съ малыхъ летъ ходить въ церковь въ воскресенье.

Село Волынцево. Георгіевскій храмъ въ селе Волынцеве довольно высокій и вместительный; прекрасный иконостасъ и постенная иконопись, обиліе света; чистота и порядокъ и весь вообще благолепный видъ храма производитъ хорошее впечатленіе. Детей обучаетъ грамоте псаломщикъ, подъ его же руководствомъ организованъ довольно хорошій хоръ изъ прихожанъ, который стройно пропелъ входное "Достойно" и проч. Въ алтаре обращено вниманіе на то, что запасные Св. Дары были представлены въ сосуде, а не въ дарохранительнице. При благословеніи прихожанъ выражено удовольствіе, что въ храме много детей и также внушаемо было съ малыхъ летъ приводить ихъ въ храмъ, чтобы они пріучались правильно исполнять четвертую заповедь. Церковное письмоводство какъ села Волынцева, такъ и села Казановки ведется тщательно и исправно.

Веневъ Монастырь. Храмъ села Венева Монастыря очень древній, былъ прежде монастырскою церковію; монастырь упраздненъ летъ 100 тому назадъ. Кроме самаго названія села другихъ памятниковъ существованія монастыря очень мало сохранилось. Храмъ двухэтажный; верхній холодный во имя Успенія Пресвятыя Богородицы, а нижній съ двумя престолами: во имя Святителя Николая Чудотвоца и во имя Богоявленія Господня. Отъ всего храма веетъ глубокою древностію; верхній этажъ довольно высокій, съ небольшими низкими окнами, дающими мало света, постенная иконопись очень темная, по новленная въ конце прошлаго столетія. По осмотре храма и святаго алтаря осмотрено древнехранилище храма, где разложены замечательныя древностію вещи: Евангеліе печатанное во Львове въ 1636 году; Евангеліе печатанное во Львове 1657 года; Апостолъ печатанный при Патріархе Филарете 1621 года; Октоихъ печатный при Алексее Михаиловиче, священническія облаченія, железные венцы, схимонашеская одежда, посохъ настоятельскій, по преданію подаренный Преподобнымъ Сергіемъ, во время его путешествія въ Рязань, игумену монастыря Петру; архимандритская митра малиноваго бархата безъ верхнихъ украшеній, воздухи шитые золотомъ и серебромъ по шелку. По окончаніи осмотра древностей, всеми присутствующими было пропето «Святый Боже». Благодаря заботамъ местнаго священника І. Успенскаго, въ селе Веневе Монастыре организованъ изъ учениковъ училища и любителей прихожанъ стройный хоръ, который во время обозренія храма хорошо пропелъ: «Хвали душе моя Господа», «Коль возлюблена селенія», «въ Рождестве девство сохранила еси». Певчіе соседняго села Квашнина пропели: «Заступница Усердная», и «подъ Твою милость». Въ нижнемъ храме, который благодаря низкимъ сводамъ является более мрачнымъ, чемъ верхній, обращено особенное вниманіе на гробницы Пимена Новгородскаго Архіепископа, погребеннаго въ 1571 году и удельнаго Князя Смоленскаго Юрія Святославовича въ 1408 году. Такъ какъ на бывшемъ настоятельскомъ месте теперь стоитъ свечной ящикъ, замечено, что тамъ удобнее стоять чтецамъ и певцамъ, которые теперь стоятъ у стены.

Въ приходе села Венева Монастыря имеется две земскихъ школы, въ которыхъ въ минувшемъ учебномъ году обучалось - въ одной 60 учениковъ, а въ другой 54, въ 1894 году въ селе Богоявленскомъ открыта церковно-приходская школа на 60 человекъ.

Письмоводство церковное села Венева Монастыря и соседняго Квашнина ведется исправно. На пути въ село Веневъ Монастырь, въ деревне Аннине построена въ память Императора Александра II крестьяниномъ Кузнецовымъ каменная довольно просторная часовня. Къ проезду Владыки около нея собралось много народу. Въ разговоре поселяне не утаили, что у нихъ въ кабаке можно встретить не только мужчинъ, но и женщинъ. Это вызвало соответствующее наставленіе присутствующимъ съ обязательствомъ передать другимъ сказанное.

Г. Веневъ. При своемъ сравнительно малолюдстве (тысячъ до 4-хъ) изобилуетъ церквами, которыхъ съ двумя домовыми восемь; но самостоятельные причты имеются: при Соборной церкви двухклирный, Николаевской двухклирный, при Введенской и Кладбищенской по одноклирпому причту; при домовой Духовнаго училища священникомъ состоящій учитель русскаго языка Н. Нечаевъ. Спасопреображенская и домовая при земской больнице приписаны къ Соборной церкви, къ ней же приписана церковь села Березова; еще две градскія церкви - Покровская и Богоявленская приписаны къ Николаевской церкви; въ последней Богоявленской богослуженіе совершается только въ храмовые праздники. Къ Введенской церкви приписана Флоровская села Свиридова. Благодаря усердію жителей и стараніямъ заведующихъ храмами, все они очень хорошо украшены и блестятъ позолотою. Главный иконостасъ Соборной церкви очень изященъ и украшенъ богато, и вся вообще церковь отличается своимъ благолепіемъ и чистотою. Въ Соборъ Владыка прибылъ часовъ въ 5 при торжественномъ звоне всехъ Веневскихъ градскихъ церквей. При входе въ церковную ограду былъ встреченъ всемъ городскимъ духовенствомъ, во главе съ соборнымъ протоіереемъ Ивановскимъ, церковнымъ старостою В. Маковымъ, Исправникомъ, городскимъ Головою П. Зайцевымъ и множествомъ народа. После обычной положенной встречи, въ ответъ на приветственную речь протоіерея Ивановскаго Владыка выразилъ свою радость видеть Веневскихъ гражданъ, которые преданы Св. Церкви, что видно и изъ приготовленій ихъ къ встрече своего Архипастыря и изъ множества собравшагося народа, желавшаго принять святительское благословеніе. Изъ Собора Владыка отбылъ въ помещенiе Смотрителя Духовнаго училища, всенощное бденіе Владыка слушалъ въ училищной церкви при довольно стройномъ пеніи учениковъ училища. 27 Августа Преосвященный совершалъ литургію въ Соборной церкви при многочисленномъ стеченіи народа. После литургіи Владыка преподалъ наставленіе. Изъ Собора Владыка отправился въ домъ местнаго протоіерея и отдохнувъ немного, продолжалъ обозревать Веневскіе храмы въ сопровожденіи Благочиннаго Родникова и протоіерея І. Никольскаго, Веневскаго градскаго Головы и местнаго Исправника.

Николаевская церковь отличается своею вместительностію, архитектурою и особенно внутреннею отделкою. Величественный настоящій храмъ, облицованъ мраморомъ, светлый, просторный съ прекраснымъ иконостасомъ замечательной работы. При осмотре алтаря Владыка обратилъ вниманіе причта и старосты на стоявшую на горнемъ месте подъ сенію плащаницу и разъяснилъ, что здесь ей не место, и она должна быть перенесена въ другое место; украшавшія алтарь колонны въ некоторыхъ местахъ дали трещины и резко выделяются при общемъ величіи храма, это Владыка велелъ исправить и вообще заботиться о поддержке благолепія храма и не запускать его. Въ придельномъ храме съ правой и левой стороны въ нишахъ Владыка увидалъ резныя изображенія Спасителя и Св. Чудотворца Николая. На замечаніе Владыки, что подобныя изображенія не должны быть допускаемы въ православныхъ храмахъ, местные священники объяснили, что они очень чтимы въ народе и изъ храма не выносятся; Владыка посоветовалъ заменить ихъ живописными настолько тождественными съ резными, чтобы для народа незаметна была замена однихъ другими. Около Николаевской церкви находится принадлежащее ей каменное небольшое помещеніе, въ которомъ открыта свечная лавка; Владыка осмотрелъ ее, при этомъ заметилъ, что свечная лавка должна быть при свечномъ складе, который и долженъ бы помещаться здесь. Это помещеніе действительно и предполагалось подъ свечной складъ, и должно вскоре быть занято подъ свечной складъ. Покровская приписная къ Николаевской церковь небольшая, старинная, построена въ первой половине прошлаго столетія; такъ какъ она ремонтировалась, то положенной Архіерейской встречи не было. При осмотре ремонта оказалось, что ремонтъ производится на пожертвованія прихожанъ, но эти пожертвованія въ приходорасходныя книги не записываются. Владыка разъяснилъ причту и старосте, что по закону все пожертвованія должны вноситься въ приходо-расходныя книги. Въ этой же церкви Владыка заметилъ неправильпость изображенія Св. Николая съ мечемъ въ правой руке и запрестольную икону резную по доске съ фигурою Пилата.

Введенская церковь вместительна, не отличается особымъ богатствомъ украшеній, но содержится въ приличномъ виде; иконостасъ (многоярусный) въ настоящей довольно ветхъ, иконы древняго письма, благообразны. Въ алтаре на горнемъ месте также стоитъ плащаница; Преосвященный сделалъ распоряженіе о перенесеніи ея въ другое место; относительно резнаго изображенія Св. Николая, Преосвященный заметилъ то же, что и относительно изображенія Спасителя.

Кладбищенская церковь находится черезъ площадь отъ города; кладбище покрыто деревьями и кустарникомъ и находится въ хорошемъ порядке; заботами церковнаго старосты А. Завьялова въ настоящее время обносится каменною оградою. При посещеніи Владыкою Кладбищенской церкви городской голова особенно рекомендовалъ его какъ усерднаго старосту по украшенію храма и благоустройству кладбища. Кладбищенскій храмъ безприходный, не очень вместительный, но светлый, чистый, вполне благоустроенъ. Вместо обычнаго многолетія прихожанамъ по распоряженію Владыки, здесь было провозглашено «Вечная память» здесь покоющимся. Во всехъ церквахъ при посещеніи ихъ Владыкою было большое стеченіе народа; несмотря на то, что Владыка везде благословлялъ множество народа, желающихъ получить святительское благословеніе было везде очень много, много было и здесь, хотя церковь безприходная. Владыка благословляя народъ преподалъ наставленіе, что священная обязанность каждаго посещать время отъ времени и этотъ храмъ и молиться за усопшихъ своихъ сродвиковъ. Кладбищенскою церковью закончилъ Владыка обозреніе Веневскихъ градскихъ церквей и въ четыре часа отбылъ въ село Прудищи, находящееся въ 10-ти верстахъ отъ г. Венева. Здесь Владыка довольно долго беседовалъ съ собравшимся духовенствомъ (было 11 священниковъ) о пастырскихъ обязанностяхъ, благословилъ народъ и посетилъ местную школу; часу въ восьмомъ вечера возвратился въ Веневъ.

Село Хавки. 28 Августа Его Преосвященство обозревалъ церковь въ селе Хавкахъ, Веневскаго уезда. Каменный храмъ въ означенномъ селе во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, очень просторный, вполне достаточный для сего многолюднаго прихода (1200 душъ мужескаго пола) хотя и не отличается богатствомъ украшеній, но вполне благолепный, въ изобиліи украшенъ иконами и постенною хорошею иконописью; содержится опрятно. Въ селе Хавкахъ имеется земская школа, ученики которой довольно стройно пропели входное "Достойно" эктенію и многолетіе. Въ означенное село Его Преосвященство прибылъ съ 6 часовъ утра, былъ встреченъ Благочиннымъ С. Раевскимъ и ключаремъ Тульскаго Кафедральнаго Собора протоіереемъ І. Никольскимъ, местнымъ священникомъ и многими прихожанами несмотря на равнее время и дождливую погоду. После обычной встречи Его Преосвященство обозревалъ въ алтаре Св. Престолъ, Антиминсъ, св. Мvро и запасные Св. Дары; благословилъ членовъ причта, церковнаго старосту, которыхъ изволилъ спрашивать о количестве церковнаго дохода и о продаже свечъ. Первыхъ по заявленію старосты поступаетъ до 15 рублей въ месяцъ, а вторыхъ расходуется въ годъ пудовъ 10. Обращаясь къ народу Преосвященный разъяснилъ, что въ понедельниъ (28 Августа въ понедельникъ) на богослуженіи воспоминаются «Безплотныя силы», къ которымъ должно прибегать съ молитвою, и какъ поэтому грешатъ те, которые разделяютъ дни на тяжелые, какъ понедельникъ и легкіе. После благословенія Преосвященный отбылъ въ село Семьянь.

Село Семьянь. Величественный каменный храмъ села Семьяни стоитъ на возвышенномъ месте и издали производитъ хорошее впечатленіе, внутри же храма бедность и неблагоустроенность. Въ настоящей нетъ постенной иконописи, когда то выбеленныя стены отъ времени потемнели. По объясненію Благочиннаго упадокъ храма зависитъ отъ бедности прихожанъ, хотя ихъ въ приходе более 500 душъ мужескаго пола; школы въ приходе нетъ, такъ что входное «Достойно» пелъ одинъ только псаломщикъ. Печальный видъ храма, монотонное пеніе псаломщика и малое количество прихожанъ произвели удручающее впечатленіе на Владыку. Преосвященный приказалъ Благочинному озаботиться благоустройствомъ храма. Обратившись къ псаломщику, Владыка заметилъ, что если бы онъ въ продолженіи 9-ти летней своей службы хотя по одному бы въ годъ прихожанину обучалъ пенію, то и тогда онъ имелъ уже 9 помощниковъ. При благословеніи прихожанъ Владыка заметилъ, что по храму ихъ можно судить и о прихожанахъ, что не свидетельствуетъ о нихъ съ хорошей стороны.

Село Богородицкое. Каменный храмъ, хорошей архитектуры содержится въ замечательной чистоте и образцовомъ порядке. Настоящая при отсутствіи постенной иконописи, хорошо выбелена, иконостасъ съ иконами хорошаго письма и по местамъ позолоченъ. Благолепіе этого храма поддерживается местною помещицею дочерью генералъ-маіора М.Д. Игнатьевою, на ея же средства содержится школа. После обычной встречи при довольно стройномъ пеніи псаломщика съ несколькими прихожанами Владыка обозревалъ алтарь, св. Престолъ и проч., разспрашивалъ местнаго священника о его службе, церковнаго старосту, который состоитъ на службе уже 23 года. Узнавъ, что храмъ устроенъ сравнительно недавно (въ 1836 году), Владыка спросилъ, где иконы изъ прежняго храма, такъ какъ невидно сколько нибудь древнихъ иконъ, при чемъ оказалось, что сведеній о прежнемъ храме мало сохранилось, но объясненію г-жи Игнатьевой онъ былъ проданъ въ какое то другое село. Въ назиданіе собравшемуся въ довольно большомъ числе народу Владыка разъяснилъ слова св. Апостола Павла «Не весте ли яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ». После благословенія прихожанъ Владыка отбылъ въ Борщевскую Крестовоздвиженскую Общину для совершенія литургіи.

Борщевская женская Община открыта въ 1892 году, а прежде была въ зависимости отъ Серпуховскаго Владычняго монастыря. Главнымъ средствомъ содержанія Общины служитъ земля въ количестве 134 десятинъ, въ настоящее время въ Общине проживаетъ до 70 сестеръ. Храмъ общины во имя «Воздвиженія Креста Господня» довольно тесный, хорошо украшенъ и содержится въ примерномъ порядке и чистоте.

Около храма Владыка былъ встреченъ Начальницею общины монахинею Аполлинаріею съ сестрами и после положенной встречи совершилъ литургію въ сослуженіи ключаря Тульскаго Кафедральнаго Собора протоіерея I. Никольскего, протоіерея Веневскаго градскаго Собора A. Ивановскаго, Благочиннаго Веневскихъ градскихъ церквей І. Родникова и местнаго священника Введенскаго, при архіерейскомъ хоре и сестеръ Общины. При семъ служеніи былъ рукоположенъ въ священника діаконъ Д. Ивановскій и посвященъ въ стихарь псаломщикъ Кладбищенской Веневской церкви І. Георгіевскій. После литургіи не оставилъ Владыка безъ соответствующаго наставленія и сестеръ общины. Обративъ вниманіе ихъ на черную одежду, Владыка разъяснилъ значеніе ея приблизительно въ следующихъ словахъ: въ светскомъ обществе, преимущественно у богатыхъ, есть обычай носить черное одеяніе трауръ, после кончины близкихъ родныхъ; этимъ они выражаютъ, что близкій для нихъ человекъ умеръ; такъ и вы, надевая черное одеяніе, этимъ свидетельствуете, что прежнее въ васъ умерло, какъ бы погребено въ могиле и вы становитесь совсемъ другими; прежде была завистлива, горда - теперь будь довольна, всемъ смиренна послушлива... Затемъ Владыка благословилъ сестеръ, ученицъ общинной школы и направился въ помещеніе начальницы; но на пути остановленъ былъ большою толпою народа, который за теснотою въ церкви не могъ получить святительское благословеніе. Несмотря на дождливую погоду Владыка по дороге около полчаса благословлялъ народъ изъ соседней деревни, разспрашивалъ ихъ объ урожае; выразилъ свое одобреніе за пожертвованіе ими камня на постройку предполагаемаго новаго храма для общины. У начальницы Владыка оставался около часа, беседуя съ собравшимися священниками и собравшимися благотворителями общины. Предъ отъездомъ Владыка самъ осматривалъ и указалъ место, где долженъ быть устроенъ новый храмъ.

Село Карники Богородицкаго уезда, лежащее на границе трехъ уездовъ: Богородицкаго, Веневскаго и Тульскаго съ количествомъ 1253 души мужескаго пола и 1246 женскаго пола, каменный храмъ довольно вместительный, постенная иконопись очень хороша, а также и иконостасъ; внутренній видъ храма вполне приличный. Въ приходе имеются три школы грамоты и одна земская. Подъ руководствомъ местнаго псаломщика Вознесенскаго организованъ очень хорошій хоръ, который стройно пелъ при встрече Владыки. У детей Владыка спрашивалъ молитвы, значеніе священныхъ изображеній въ храме. Благолепный храмъ, хорошее пеніе и правильные ответы детей на вопросы Владыки свидетельствуютъ, что приходъ села Карникъ благоустроенъ.

Село Мещерское Тульскаго уезда. Каменный храмъ села Мещерскаго хорошо украшенъ, особенно изяществомъ отличается иконостасъ; въ храме заметны порядокъ и чистота. Детей прихожанъ обучаетъ грамоте священникъ А. Каменскій. Владыка встреченъ былъ кроме местнаго, пятью священниками соседнихъ селъ, пели ученики Новосельской школы съ собравшимися псаломщиками подъ руководствомъ учительницы. По осмотре св. Престола Владыка благословилъ духовенство. Особенное вниманіе обратилъ Владыка на то обстоятельство, что при встречахъ его во многихъ церквахъ священники и діаконы не точно произносятъ положенную ектенью и многолетіе; то же случилось и здесь: діаконъ села Ананскаго - Казанскій при произношеніи многолетія некоторыя слова пропустилъ. Въ селе Мещерскомъ были свидетельствованы церковные документы селъ: Мещерскаго, Теплаго, Ананскаго, Романова, Тимирева, Гамова, Новаго. Метрическія и обыскныя книги ведутся тщательно и исправно; допущенныя описки оговорены, значительныхъ помарокъ и подчистокъ нетъ; какъ отдельныя статьи, такъ и итоги месячные и годичные за 1894 годъ подписаны членами причта и за первое полугодіе сего года свидетельствованы Благочинными; въ метрическихъ книгахъ села Романова Тульскаго уезда очень часто отсутствуетъ подпись діакова, какъ подъ отдельными статьями, такъ и подъ месячными итогами, есть итоги неподписанные священникомъ и даже всемъ причтомъ. Въ III части Метрическихъ книгъ села Новаго статья за 1894 годъ подъ № 5 женскаго пола написана на наклеенной бумажке. По объясненію псаломщика, который ведетъ письмоводство церковное, въ этомъ месте былъ подведенъ итогъ, а после оказалось нужнымъ еще статью написать, поэтому написанный итогъ былъ заклеенъ и на этой бумажке написана была статья. Въ статье подъ 10 мужескаго пола той же части за тотъ же годъ имя и фамилія написаны на подчищенномъ месте. Приходо-расходныя книги ведутся исправно, подписи представителей отъ прихожанъ при ежемесячномъ счете церковныхъ денегъ во всехъ книгахъ есть. Во многихъ приходо-расходныхъ книгахъ приходъ и расходъ записывается не по мере поступленія и расходованія денегъ, а въ конце месяца, какъ это видно изъ того, что при осмотре ихъ 28 Августа оне закончены Іюлемъ месяцемъ. На крупные расходы преимущественно покупку свечей имеются оправдательные документы - расчетныя книжки, на мелочные же оправдательныхъ документовъ нетъ. Летописи во всехъ церквахъ ведутся; во многихъ изъ нихъ отделы: о школахъ, церковно-приходскихъ попечительствахъ, библіотекахъ, о ризнице и церковной утвари, о кладбищахъ не пишутся. Богослужебные дневники пишутся во всехъ церквахъ; во многихъ нетъ подписей членовъ причта подъ записью о совершенныхъ богослуженіяхъ. Изъ села Мещерскаго по пути въ г. Тулу Владыка обозревалъ обычнымъ порядкомъ церковь села Частаго и въ 6 часовъ вечера прибылъ въ Тулу.