WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

09:29

Электронная библиотека

 

 

Тульские епархиальные ведомости за 1890 год

01.04.1890, №07

(с.136)

СПИСОКЪ ЦЕРКОВНЫХЪ СТАРОСТЪ,
утвержденныхъ на трехлетіе съ 1890 года.

По Веневскому уезду.

   По ведомству и. д. благочиннаго 1 округа, свящ. С. Раевскаго при церквахъ: 1) Одигитріевской с. Марыгина — помещикъ того же села, гвардіи штабъ-ротмнстръ Александра Александр. Павловъ, 2) Николаевской с. Харина — крест. собств. дер. Причали Косьма Кирилл. Соболева, 3) Спасской с. Аксиньина — помещикъ сельца Веина стат. советн. Андрей Харламп. Янъковъ, 4) Знаменской с.Исакова — крест. того же села Андрей Антон. Гришина, 5) Архангельской с. Тулубьева - крест. дер. Борыденокъ (Борозденок) Сергей Кирилл. Балдеихинъ, 6) Воскресенской с. Васильевскаго - крест. дер. Алешиной Роман Евф. Савушкинъ, 7) Скорбящиснской с. Алитова — крест. дер. Горшковскихъ Выселокъ Андрей Ефим. Ярцев, 8) Знаменской с. Хрусловки крест. сельца Малой Хрусловки Данилъ Прокоп. Сомохинъ, 9) Георгіевской с. Студенца - крест. собств. Ферапонтъ Коз. Копыловъ, 10) Параскевіевской с. Глебкова — крест. собств. дер. Никифоровки Иванъ Лук. Логиновъ, 11) Богородицерождественской с. Мильшина — крест. того же села Василiй Петр Мишинъ, 12) Богородице-Рождественской — с. Хавокъ — крест. того же села Александръ Косьм. Tерентьевъ, 13) Косьмо-Даміановской с. Медведокъ прихожанинъ Лука Филип. Мусатовъ, 14) Корсунской с.Семьяни — казенн. крест. дер. Бобровки Антонъ Ник. Пронякинъ, 15) Троицкой с. Гатей — крест. Никаноръ Иван. Ануровъ, 16) Богородице-Рождественской с. Поветкина—крест. собств. того же села Антонъ Никанор. Токаревъ, 17) Знаменской с. Діаконова — венев. купецъ Петръ Никол. Миленинъ, 18) Архангельской с. Карпо(с.137)ва — действит. стат. советн. Иванъ Иван. Лукъяновъ, 19) Казанской с. Клина - крест. собств. с. Большаго Клина Димитрій Ив. Семинъ, 20) Николаевской с. Верина — крест. дер. Потетиной Тихонъ Ив. Авчинниковъ.

   — По ведомству благочиннаго 2 округа, свящ. Ст. Яворскаго, при церквахъ: 1) Предтеченской с. Ивано-Озера — венев. купецъ Иванъ Вас. Дьяконовъ, 2) Сретенской с. Семеновскаго, — Нюховки тожъ —крест. собств. того же села Димитрiй Марк. Маркинъ. 3) Знаменской с. Знаменскаго — крест. того же села Харитонъ Ив. Полукаровъ, 4) Успенской с. Бороздина— крест. дер. Шириной Евгеній Абр. Митрюхинъ, 5) Одигитріевской с. Белколодезя — крест. сельца Подникольскаго Михаилъ Александр. Высельскій, 6) Введенской с. Юдина — крест. собств. того же села Егоръ Ив. Плаксинъ, 7) Смоленской с. Граворонокъ - крест. собств. дер. Пашковой Артемы Вас. Николаевъ, 8) Казанской с. Казанскаго — крест. собств. дер. Докторовой Антонъ Никит. Королевъ, 9) Троицкой с. Богородицкаго — г. Владиміръ Алексан. Елагинъ, 10) Одигитріевской с. Городенецъ — крест. собств. того же села Петръ Ермол. Зайцева, 11) Покровской с. Симакова—крест. собств. того же села Іеремія Андреевъ, 12) Богородице-Рождественской с. Подлубнаго, — Ясенокъ тожъ— крест. дер. Галыгиной Феодотъ Серг. Сарокинъ, 13) Одигитріевской с. Холтобина — крест. того же села Степанъ Ив. Жуковъ, 14) Казанский с. Подосинокъ — крест. собств. дер. Озерокъ Георгiй Ив. Усковъ, 15) Николаевской с. Истомина — крест. собств. того же села Алексей Ив. Моруновъ, 16) Архангельской с. Урусова - крест. собств. того же села Герасимъ Потап. Капрановъ, 17) Троицкой с. Шишлова — коллежск. советн. Владиміръ Алексан. Шумаровскій, 18) Николаевской с. Кормоваго — крест. того же села Тимофей Сем. Радинъ, 19) Казанской с. Осанова — крест. того же села Василій Алекс. Ереминъ, 20) Спасской с. Спасскаго — крест. того же села Григорій Евф. Кулешовъ, 21) въ Гремячевскомъ селеніи при церквахъ; а) Богоявленской въ Беломестной слободе — каз. крест. Иванъ Сем. Астаховъ, б) Покровской въ Пушкарской слободе — государственный крест. Антонъ Тим. Веселкинъ, (с.138) в) Троицкой въ Новоприборной слободе — казенн. крест. Павелъ Анан. Баранова, г) Троицкой въ Стрелецкой слободе - епифан. купецъ Иванъ Фед. Артемьевъ, и д) Николаевской въ Староказачьей слободе — каз. крест. Иванъ Прокоп. Кобзевъ.

   — По ведомству благочиннаго 3 округа, свящ. С. Леонардова, при церквахъ: 1) Николаевской с. Узунова — помещикъ, камеръ-юнкеръ Двора Его Императорскаго Величества Дмитрій Никол. Поповъ, 2) Троицкой с. Серебряныхъ Прудовъ крест. того же села Козьма Димитр. Заморинъ, 3) Николаевской с. Серебряныхъ-Прудовъ - крест. того же села Василій Тим. Гынинъ, 4) Успенской с. Мягкаго — каз: крест. того же села Евфимій Aгг. Галдинъ, 5) Богородице-Рождественской с. Клемова - крест. того же села Стефанъ Іак. Агаповъ. 6) Пресвятыя Богородицы Троеручицы с. Беззубова — князь тит. советн. Александръ Дмитр. Друцкій, 7) Николаеской с. Косяева—крест. собст. того же села Андрей Ив. Карташевъ, 8) Богородице-Рождественской с. Колемина — крест. собств. сельца Алферьева Димитрiй Mиx. Сорокинъ, 9) Христо-Рождественской с. Накаполова — помещикъ того же села, дворянинъ, губ. секр. Александръ Конст. Шуцкій, 10) Казанской с. Малыни — крест. собств. сельца Васильевскаго Матвей Сем. Родіоновъ, 11) Николаевской с. Тютькова — крест. собств. сельца Коровина Евфимій Троф. Агафоновъ, 12) Воскресенской с. Есипова — крест. собств. Павелъ Кондрат. Золотовъ, 13) Георгіевской с. Скородны — крест. собств. сельца Новомойгоры Михаилъ Mиx. Лисицынъ, 14) Архангельской с. Грибоедова — казен. крест. того же села Никита Андріан. Соломенцевъ, 15) Сергіевской с. Теплаго —крест. собств. того же села Иванъ Феодор. Темирязевъ, 16) Воскресенской с. Аннина— землевладелецъ, купецъ Павелъ Андр. Борисовъ, 17) Николаевской с. Краснаго - крест. того же села Макаръ Григор. Мартьяновъ, 18) Воскресенской с. Каренина- крест. собств. того же села Кириллъ Логгин. Ермолаевъ, 19) Успенской с. Дудина — крест. того же села Акимъ Ив. Мельниковъ.

 

15.04.1890, №08

(с.161)

г) Пожертвованія.

   Благочинный венев. 3 округа, свящ. С. Леонардовъ донесъ Его Высокопреосвященству, что по  сему округу поступили пожертвованія: 1) въ Казанскую д. с. Малыни: а) отъ детей умершаго помещика сего села Матфея Петр. Макеева, штабъ-офицеровъ Ивана и Сергія Матф. Макеевыхъ — две круглыхъ съ просечкою, позлащенныхъ хоругви, первая съ изображеніемъ съ одной стороны крещенія Господня, а съ другой — Казанской Божіей Матери, вторая — съ изображеніемъ на одной стороне Спасителя, а на другой — св. апост. Матфія, препод. Сергія и Глафиры девы, стоимостію въ 225 р.; б) отъ стат. советн. Михаила Матф. Макеева, ныне умершаго, по завещанію его: 1) плащаница, шитая золотомъ по бархату, съ венцемъ, украшеннымъ жемчугомъ и каменьями, съ шитьемъ золотыми буквами тропаря, съ изображеніемъ по угламъ евангелистовъ и съ золотыми кистями, при плащанице гробница, украшенная но сторонамъ позла-(с.162)щенною резьбою, съ стеклянымъ футляромъ, стоимостію на 900 р., и 2) три иконы, помещенныя въ одной позлащенной кіоте; въ верхней части кіоты - икона Спасителя съ серебрянымъ венцемъ, и на венце золотой крестъ 56 проб.; въ нижней части кіоты - съ правой стороны икона св. муч. Трифона съ венцемъ, украшеннымъ брилліантами, и съ левой — препод. Евфросиніи; стоимости сихъ иконъ не объявлено; в) отъ девицы, изъ дворянъ, Екатерины Матф. Макеевой — две иконы Казанской Божіей Матери - одна изъ нихъ въ серебряной ризе въ дорогой кіоте, стоимостію въ 175 р., другая икона къ недорогой ризе, но очень древней живописи, стоимости ея не объявлено, и г) отъ семейства умершаго помещика Матфія Петр. Макеева — два государственныхъ 4% непрерывно-доходныхъ билета, одинъ отъ 16 марта 1888 г. въ 300 р. на поминовеніе о упокоеніи Глафиры и Анны, а другой отъ 24 октября того же года въ 700 р. на поминовеніе о упокоеніи Матфія, Екатерины, Александры, Димитрія, Петра, Іуліаніи и Пелагіи, съ темъ, чтобы процентами съ сихъ билетовъ пользовался причтъ Казанской ц. с. Малыни - итого пожертвовано на 2300 р., и 2) въ Архангельскую ц. с. Баршева, отъ жены бывшаго двороваго человека, Евгеніи Стефановой Федотовой - деньгами 100 р., съ темъ, чтобы сіи деньги положены были въ государственный банкъ или отделеніе онаго вечнымъ вкладомъ, и процентами пользовались священноцерковнослужители за поминовеніе о упокоеніи сродниковъ ея Стефановой: Марка, Евдокіи, Параскевы, Игнатія и Павла. На рапортъ благочиннаго последовала резолюція Его Высокопреосвященства: „Въ консисторію — къ сведенію. О пожертвованіяхъ напечатать".

01.05.1890, №09

(c.182)

II. И3ВЕСТIЯ.

а) Признательные отзывы епархіальнаго начальства,

   И.д. благочиннаго венев. 1 округа, свящ. С. Раевскій донесъ Его Высокопреосвященству, что при Скорбященской ц. с. Алитова разбитый колоколъ въ 59 пуд. обмененъ на новый въ 100 пуд., на каковой предметъ пожертвовано: 1) Тихономъ Никол. Тереховымъ 100 руб., 2) Иваномъ Ал. Тереховымъ 100 р. , 3) Екатериною Ив. Зуевою 50 р., 4) братьями Алениными 50 р., крестьянами: 5) сельца Великаго Поля 50 р., 6) дер. Горшковскихъ Выселокъ 25 р., 7) Степаномъ Алекс. Боровлевымъ 22 р., 8) священникомъ К. и его семействомъ 16 р., крестьянами: 9) дер. Уваровки 15 р., 10) дер. Борзовки 13 р., 11) той же деревни 10 р., 12) Малаго Алитова 10 р., 13) Федоромъ Гр. Тереховымъ 10 р., 14) Алексадромъ Влад. Поляковымъ 10 р., 15) Максимомъ Гр. Руднецовскимъ 10 р., 16) Андреемь Ал. Ананскимъ 5 р., 17) Капитономъ Никол. Воронковымъ 6 р., 18) Николаемъ Гр. Тереховымъ 5 р., 19) Иваномъ Гр. Тереховымъ 5 р., 20) Митрофаномъ Гр. Тереховымъ 5 р., 21) Петромъ Гр. Тереховымъ 5 р., обществами: дер. Извариной: 22) однимъ 5 р., 23) другимъ 5 р., 24) дер. Кухтинки 5 р., 25) Воробьевыми 5 p., 26) сельца Кухтинки 5 р., 27) студенецкимъ волостнымъ правленіемъ 13 р. 20 к., 28) Ксенофонтомъ Никиф. Безкурниковымъ 5 р., 29) Михеемъ Дорофеевымъ 5 р., 30) Петромъ Тим. Богачевымъ 3 р., 31) Никитою Мих. Никитинымъ 3 р., 32)Василіемъ Феодуловымъ (c.183) 3 p. 33) Лукерьсю Ив. Безкурниковою 3 р., 34) Семеномъ Пет. Уваровскимъ 3 р., 35) урядникомъ Правдинымъ 3 р., д. Ледовъ: 36) Иваномъ Николаевымъ 3 р., 37) Василіемъ Тим. Федосовымъ 3 р., 38) Иваномъ Mиx. Буровымъ съ братомъ 4 р., 39) Николаемъ О. Никитинымъ 3 р. и другими, по мелочи, 348 р. 92 к., итого 950 р. 12 к. На рапортъ и. д. благочиннаго последовала резолюція Его Высокопреосвященства: „Въ консисторію къ сведенію. Жертвователямъ объявить признательность епархіальнаго начальства".

 

15.05.1890, №10

(c.209)

   — И.д. благочинная венев. 1 округа, свящ. С. Раевскій донесъ Его Высокопреосвященству, что въ Спасскую д. с. Аксіньина пожертвованы: 1) кашир. купцомъ Василіемъ Ф. Чукаевымъ полное священническое парчевое облаченіе на 60 р., 2) сестрами кашир. женскаго монастыряполное священническое облаченіе изъ парчи и подризникъ изъ шерстяной матеріи на 65 р., 3) церк. старостою, стат. советн. Андреемъ Харл. Яньковымъ полное священническое бархатное облаченіе и два изъ шелковой матеріи подризника на 150 р., 4) прихожаниномъ землевладельцемъ сельца Софьина Александромъ Никиф. Щедровымъ полное священническое бархатное облаченіе на 93 р. и 5) лицомъ, пожелавшимъ остаться въ неизвестности, два шелковыхъ подризника на 50 р., итого на 418 р. На рапорте благочинная последевала резолюция Его Высокопреосвященства: „Въ консисторію — къ сведенію. О пожертвованіи напечатать, а жертвователямъ объявить признательность епархіал. начальства".

(c.209)

б) Пожертвованія.

   По донесенію благочинная веневскихъ градскихъ церквей, свящ. I. Родникева, въ соборную  Воскресенскую, г. Венева, церковь церк. старостою, купцомъ Василіемъ Ив. Марковым и прихожанами, крестьянами Городенской слободы, въ память  чудесная спасенія Государя Императора Александра Александровича и Его Августейшая Семейства отъ угрожавшей Ихъ жизни опасности 17 октября 1888 г., пріобретена  новая люстра, для замены ветхой хрустальной, на пожертвованныя церковнымъ старостою изъ собственныхъ средствъ 225 руб. и крестьянами 250 р., итого на 475 руб.

 

01.06.1890, №11

(c.375)

ЕПАРХІАЛЬНАЯ ХРОНИКА.

...

(с.376)

Село Юдино венев. — Мая 24. — По  благословенію Его Высокопреосвященства въ. этотъ день происходила здесь закладка новаго каменнаго  храма Введенія Пресв. Богородицы съ. двумя приделами: во имя Св.  Николая Чудотворца и Покрова Пресв. Богородицы. Всенощное подъ этотъ день, литургію на самый день закладки и молитвенное освященіе начала храмозданія совершилъ благочинный, свящ. Ст. Яворскій съ местнымъ и несколькими соседними священниками. Такъ какъ съ 1755 года существующій деревянный храмъ давно уже сталъ слишкомъ тесенъ для прихода въ 650 душъ муж. п., то давно и чувствовалась потребность въ новомъ более поместительномъ храме. Удовлетворить этой потребности удалось местному священнику М.В. Павловскому только теперь, когда помещикомъ села Юдина сделался Н.В. Небольсинъ, принявши въ деле построенія новой каменной церкви самое живое участіе. Прихожане — крестьяне, съ своей стороны, постановили во все время постройки - церкви жертвовать на это по 50 коп. въ годъ отъ каждой души.

 

01.07.1890, №13

(c.271)

б) Пожертвованія.
...

   — Исправляющій должность благочиннаго венев. 1 округа, свящ. С. Раевскій донесъ Его Высокопреосвещенству, что въ Воскресенскую ц. с. Васильевскаго графинею Александрою Феодор. Барановою пожертвовано священническое и діаконское облаченіе, стоимостію въ З00 руб., для поминовенія за упокой мужа ея Алексея Павловича Баранова. На рапорте благочиннаго последовала резолюція Его Высокопреосвященства: „Въ консисторію — къ сведенію. О пожертвованіи напечатать".

 

01.08.1890, №15

(c.409)

б) Признательные отзывы епархіальнаго начальства.

...

— И. д. благочиннаго венев. 1 округа, свящ. С. Раевскій донесъ Его Высокопреосвященству, что въ Богородицерождествеискуго ц. с. Хавокъ бывшій церковный староста, крестьянинъ Иванъ Саввинъ пожертвовалъ икону св. благовернаго великаго князя Александра Невскаго съ изображеніемъ на ней лика Нерукотвореннаго Спаса и святыхъ, празднуемыхъ 17 октября, въ кіоте съ позлащенною резьбою стоимостію въ 200 р., а прихожанами и посторонними лицами, пожелавшими остаться въ неизвестности, пожертвовано, чрезъ того же Саввина, на росписаніе стенъ теплаго придельнаго храма во имя св. великомученика Георгія 300 р., которые имъ, Саввинымъ, и употреблены на этотъ предметъ. Вследствіе сего  рапорта определеніемъ консисторіи, утвержденнымъ Его Высокопреосвященствомъ, постановлено: о пожертвованіи а) бывшимъ церковнымъ старостою Саввинымъ прописанной иконы св. благовернаго великаго князя Александра Невскаго въ приходскую церковь и б) прихожанами и посторонними жертвователями 300 р. (с.410) на роснисаніе придельнаго храма въ с. Хавкахъ напечатать въ Епархіальныхъ Ведомостяхъ, съ объявленіемъ признательности епархіальнаго начальства бывшему церковному старосте Саввину за стараніе его о благоукрашеніи храма и прихожанамъ за пожертвованіе чрезъ него, Саввина, прописанныхъ денегъ на тотъ же предметъ.

 

Прибавления к ТЕВ, 15.09.1890, №18

(c.204)

СУЕВЕРНЫЙ ОБЫЧАЙ ВЪ ВЕНЕВСКОМЪ УЕЗДЕ.

   Въ некоторыхъ селахъ веневскаго уезда, приблизительно около Серебряныхъ Прудовъ, искони существуете суеверный обычай прыгать черезъ огонь подъ праздникъ преполовенія Господня. Вечеромъ подъ праздникъ, лишь только зайдетъ солнышко и погаритъ заря, целая вереница мущинъ, женщинъ, парней, девицъ и ребятишекъ спешатъ въ поле; тамъ раскладываютъ хворостъ, зажигаютъ его и начинается прыганіе черезъ огонь, именуемый въ народе „священнымъ". Прыгаютъ по большей части парни; все же прочіе, тамъ присутствующее, поднимаютъ смехъ и т.д.

   Въ некоторыхъ местахъ обрядъ этотъ сопровождается пляскою, песнями и неприличными шутками. Зарево отъ огня далеко бываетъ видно и путникъ издали легко сочтетъ его за пожаръ. До полночи, а иногда и за полночь народъ не возвращается съ поля. Уходя домой, женщины берутъ золу отъ огня, несутъ ее домой, разводятъ въ воде и даютъ пить скоту, больше коровамъ, чтобы оне приносили хорошій плодъ. Некоторыя изъ женщинъ по (с.205) своей простоте съ особымъ тщаніемъ въ тряпочкахъ хранятъ эту золу и, когда скотина заболитъ, посыпаютъ ею кормъ.

   По всему вероятію, этотъ суеверный обрядъ ведеть свое начало изъ глубокой древности — оть временъ язычества, когда народъ считалъ огонь за бога, поклонялся ему и устанавливалъ въ честь его разныя празднества. Только то удивительно, что онъ такъ долго держится. Некоторые священники, по разсказу самого народа, старались уничтожить этотъ обычай, но они ничего не могли сделать. Главная причина этому заключается въ томъ, что народъ, у котораго хотели искоренить этотъ обычай, соблазнялся видомъ огня отъ соседнихъ селъ и деревень и опять по старому разводилъ себе  огонекъ въ поле. Существованіе собственныхъ лесовъ между крестьянами въ той захолустной местности много способствовало укорениться этому обычаю. Если кто нибудь запрещалъ прыгать сквозь огонь въ поляхъ, то народъ тайкомъ уходилъ въ леса и тамъ совершалъ свое празднество въ честь огня. Въ селе М-комъ въ народе сохраняется такой разсказъ. Когда-то „наши старики разсказывали", былъ сильный падежъ на скотъ. Много тогда пало лошадей и коровъ и вспомнила одна баба про золу, которая хранится у нея „въ пуньке". „Семъ, говоритъ, я возьму этой золнцы, посыплю ее въ кормъ скоту, авось будетъ лучше". Дала баба своей скотине отведать кормъ, смешанный съ золою, умыла скотину, и тотчасъ всякая хворь по всему селу пропала.

   Свящ. села Прони, епиф. уезда, Іоаннъ Покровскій.

Отъ редакціи Т. Е. В. Не видно, чтобы авторъ обращался за справками о предмете своего сообщенія къ священникамъ техъ приходовъ, въ которыхъ доселе держится описываемый „суеверный обычай". Странно, что о действіяхъ некоторыхъ священниковъ, старавшихся уничтожить этотъ обычай, авторъ узнаетъ не отъ самихъ священниковъ, а отъ народа. Потомъ говоритъ о чьихъ-то запрещеніяхъ; не видно, чтобы это были запрещенія местныхъ пастырей. Приводится нелепый народный разсказъ, сохраняемый въ какомъ-то селе М—комъ, вероятно, (с.206) Недалеко отъ села Серебряныхъ Прудовъ. Все это, казалось бы, должно вызвать со стороны сельскихъ пастырей указаннаго района отзывъ: такъ ли это есть на самомъ деле? Не ужели, не смотря на все старанія пастырей, остается доселе неодолимымъ столь грубый суеверный обычай?

 

01.10.1890, №19

(c.456)

б) Разныя известія.

   Утверждены церковными старостами на трехлетіе съ 1890 года: ... в) по ведомству благочиннаго веневскаго 3 округа священника С. Леонардова при Казанской, села Малыни, церкви — крестьянинъ Никаноръ Алексеевъ Головянусинъ;

 

Прибавления к ТЕВ, 15.10.1890, №20

(c.292)

Дополнение к статье “Суеверный обычай в Веневском уезде”, помещенной в №18 “Тульских епархиальных ведомостей” за 1890 г.

   Пять лет я был священником в селе Мягком Веневского уезда, состоящем от Серебряных Прудов на расстоянии четырех верст, и пять лет я боролся с суеверным обычаем, укоренившимся в простом народе, прыгать через огонь вечером под праздник Преполовения, и ничего не сделал. “Что же вы нам не даете хода и запрещаете повеселиться и прыгать через огонь”, бывало, скажет кто-нибудь из народа, “когда в соседних селах не уничтожают этого”. С моей стороны были приняты всевозможные меры к искоренению этого обычая. И в церкви, и в домах, и в школе я внушал бросить этот обычай, объясняя вред, от него происходящий, но оказался бессильным в борьбе с этим упорным суеверием. Нельзя сказать, чтобы народ был недоверчив ко мне. В Мягком удалось мне уничтожить обычай наряжаться на свадьбе и разыгрывать из себя роль шута. Насколько (c.293) этот обычай был нелеп, можно судить по тому, что женщин наряжались в мужские одежды, а мужчины в женские и, идя по селу, кувыркались и выделывали разные штуки, возбуждая в народе смех. Этот обычай в настоящее время еще держится в селах: Клемове, Беззубове, Косяеве и Калемине.

   Что же касается до обычая прыгать через огонь, то он существует в селах: Серебряных Прудах, Мягком, Дудине, в Красном, в Толстых, в Курепине и в деревнях, причисленных к этим селам, особенно в деревне Благодать, прихода села Дудина. Село Мягкое раскинуто на пригорке, с трех сторон окружено реками Осетром и Березиной, а с четвертой – лесами, принадлежащими крестьянам села Мягкого. Под праздник Преполовения вечером из окон моего дома всегда бывало видно огней пять или шесть в разных местах и заметно было, как они мелькали: будто на секунду скроются, потом опять засветятся … Это – момент, когда происходило прыгание. Спросишь любого человека в Мягком: “Для чего это жгут огни и прыгают через них?” Вам ответят: “Чтобы коровка получше принесла теленочка и чтобы прочая скотинка была сыта”.

   Живя в Мягком и удивляясь тому, что там существует такой грубый суеверный обычай, я спрашивал у народа, особенно у стариков: “Ужели в этом селе не было пастырей, которые бы вам разъяснили этот обычай и указали вред от него?” Мне отвечали: “Мало ли старались об этом священники, но не могли ничего сделать с нашим народом. О. Феодор больше всех старался уничтожить у нас прыгание через огонь. Он сам давал наставление, просил старосту разгонять народ с поля, но ничего не помогло…”

   Раз я под Преполовение вечером, когда в соседних селах на полях жгли огни и прыгали через них, обошел кругом всего села Мягкого, далеко смотрел вдаль и остался доволен, что на мягковском поле не было огня. За две недели до Преполовения я стал объяснять народу вред от суеверного обычая прыгать через огонь и думал, что народ бросил эту (c.294) привычку. Утром мне передают, что в лесу под названием “Житовка”, принадлежащим мягковским крестьянам, происходило прыгание через огонь.

   Желательно, чтоб пастыри от поименованных мною сел высказали свое суждение о существующем там обычае прыгать через огонь…

  Села Прони, епиф. уезда, свящ. Іоаннъ Покровскій.

 

01.11.1890, №21

(c.471)

в) Разныя известія.

   По резолюціи Его Высокопреосвященства учитель веневскаго духов. училища Владимiръ Генерозовъ утвержденъ въ должности церковнаго старосты при Введенской ц. в г. Веневе.

 

15.11.1890, №22

(c.507)

I. ИЗВЕCTIЯ

а) Награды.

Государь Императоръ, по внесенному оберъ-прокуроромъ Св. Синода въ комитетъ министровъ, вследствіе ходатайства Его Высокопреосвященства, представленію, Всемилостивейше соизволилъ, согласно положенiю сего комитета, пожаловать въ 9-й день февраля текущаго года медали съ надписью „за усердіе" за заслуги по духовному ведомству: I. Для ношенія на шее: ... б) Серебряныя; на аннинской ленте: церков. старосте Соборной; г. Венева, церкви, веневскому купцу Василію Маркову, за пожертвованіе имъ на возобновление и украшеніе приходскаго храма и на пріобретеніе для него ризницы и утвари всего 12677 р. ...

(с.508)

II. Для ношенія на груди серебряныя: ... На Станиславской ленте: 1) Церковному старосте Казанской ц. с. Большаго Клина, веневскаго уезда, крестьянину Николаю Семину, за деятельное попеченіе о поддержаніи и украшеніи приходскаго храма въ теченіи двенадцатилетней службы въ должности ст. и за пожертвованіе на нужды и украшеніе храма изъ собственныхъ средствъ 1050 р. ...

 — Государь Императоръ, по внесенному оберъ-прокуроромъ Св. Синода въ комитета министровъ, вследствіе ходатайства Его Высокопреосвященства, представленію, Всемилостивейше соизволилъ, согласно положенію сего комитета, пожаловать въ 23 день іюня сего года медали съ надписью: „за усердіе" за заслуги по духовному ведомству: церковнымъ старостамъ: ... (с.509) ... II. Для ношенія на груди: а) Золотыя на Станиславской ленте: ... 2) Казанской ц. с. Осанова, веневскаго у., крестьянину Василію Еремину, за тридцатилетнюю полезную и усердную службу церкви, увеличеніе церковныхъ доходовъ и благопопечительность о возобновленiи и украшеніи храма, съ пожертвованіемъ изъ своихъ средствъ, на нужды храма 400 р. 3) Успенской ц. с. Мягкаго, веневскаго уезда, крест. Евфиму Галдину, за тридцатисемилетнюю службу въ должности церков. старосты, попеченіемъ котораго обновленъ и украшенъ храмъ, снабженъ ризницею и утварью, увеличены церковные доходы, собрано пожертвованій отъ разныхъ благотворителей 1330 р. и употреблено изъ собственнаго достоянія на нужды храма 825 руб.