|
По ходатайству Тульского губернского земства об
ускорении разрешением ходатайства о проведении шоссе от г.Венева к
станции Лаптево Московско-Курской железной дороги,
1887-1888
ГАТО Ф.90 оп.1 т.43
д.36254
(л.1б)
ЗЕМСТВО
ТУЛЬСКОЙ
ГУБЕРНСКОЙ ЗЕМСКОЙ
УПРАВЫ
Февраля 11 дня 1887 года
№535
Господину Исправляющему должность
Тульскаго Губернатора
В виду вновь возбужденнаго
Веневским Уездным Земским Собранием ходатайства о проведении шоссе от
города Венева к станции Лаптево Московско-Курской железной дороги,
Губернское Земское Собрание по разсмотрении представленнаго о том
доклада Губернской Управы и письменнаго заявления Губернских гласных
Веневскаго уезда постановлением своим, состоявшимся 18 декабря
прошедшаго 1886 года, поручило Управе ходатайствовать пред
Правительством об ускорении (л.1б об.)
разрешения, сделаннаго уже представления Губернскаго Земскаго Собрания о
включении вышеупомянутой линии из г.Венева на станцию Лаптево в первую
очередь сети Земских шоссейных дорог.
О ходатайстве Губернскаго Земскаго
Собрания по настоящему предмету, Губернскою Управою, на основании
постановления Собрания, состоявшегося 16 декабря 1883 года, было
сообщено бывшему Тульскому Губернатору отношением от 27 марта 1884 года
за №1346, при чем Губернская Управа просила Его Превосходительство
оказать особенное его ходатайство пред Господином Министром Путей
Сообщения об утверждении и включении в первую очередь сети Земских
шоссейных дорог упомянутой шоссейной линии от г.Венева
(л.2) к станции
Лаптево Моск. Курск. Желез. Дороги. Вместе в тем в том же отношении
своем Управа объясняла следующее: «Вышеозначенная линия, проектированная
по уездам Веневскому и Тульскому, всего на протяжении 38 верст, была
включена в первую очередь Земских шоссейных дорог по постановлению
Губернскаго Земскаго Собрания, состоявшегося 23 ноября 1873 года. Но в
то время, при разсмотрении и утверждении общей сети Земских шоссейных
дорог, г.Министр Путей Сообщения, отношением от 25 августа 1875 года
№4813, уведомил относительно помянутой линии, что имеется предложение о
проведении паровой ветви от Моск. Курск. Жел. Дор. к Веневу.
Следовательно, случае осуществления этого предложения, может уже не
будет (л.2об.) надобности в устройстве
шоссе.
По этому вопросу постановлением
Собрания от 18 декабря 1881 года, было поручено Управе войти в сношение
с Министерством Путей Сообщения, внесением же означеннаго участка в
очередь проэктируемых шоссейных линий повременить, до ответа из
Министерства. Затем, по сделанному Управою сношению, Департамент
шоссейных и водяных сообщений уведомил, что упомянутый вопрос об
устройстве паровой ветви возбужден был в 1874 году правлением общества
означенной дороги, ходатайством о разрешении ему провести на счет
общества изыскания для постройки упомянутой ветви. После того, а именно
в 1879 году Правление общества Моск. Курск. Жел. Дороги сообщило, что
дело о постройке Веневской (л.3) ветви
приостановлено по случаю военнаго времени и что по изменившимся
обстоятельствам упомянутый вопрос должен быть снова обсужден и будет
представлен на разсмотрение общаго Собрания, но с тех пор ни каких
заявлений от Правления Общества Моск. Курск. Жел. Дороги о дальнейшем
ходе этого дела в Министерство Путей Сообщения не поступало и переписки
не производилось.
Таким образом из вышеизложеннаго
было видно, что выше упомянутая линия поставлена была на очередь с
самого начала предложения устройства Земских шоссейных дорог в Тульской
Губернии и ежели постройка шоссе по этой линии до сего времени не
осуществилась, то единственно за неутверждением оной Министерством
(л.3об.) Путей Сообщения и в виду бывшего
предположения устроить от Венева к Лаптеву ветвь железной дороги. Но как
можно судить по вышеприведенному отзыву Департамента шоссейных и водных
сообщений, предположение это совершенно оставлено, вследствие чего
Веневский уезд, как равно и самый город Венев, не имеют положительно ни
какого удобнаго сообщения с Лаптевской станциею. А между тем
необходимость таковаго сообщения и, следовательно, устройство
правильнаго и безпрепятственнаго пути с каждым годом делается более и
более ощутительным по нижеследующим фактическим данным:
1) Веневские купцы с сентября по март
месяц ежегодно отправляют в Москву и С.-Петербург от 240 до 300 вагонов
разнаго (л.4) хлеба в месяц, сверх того
торговый дом в Риге Томас Клейгильс скупает в Венев и Веневском уезде и
сам нагружает в Лаптеве от 200 до 300 вагонов разнаго хлеба.
2) Считая вагон в 600 пудов,
оказывается, что в течение вышеуказаннаго промежутка времени нагружается
на станцию Лаптево разнаго хлеб, скупленнаго в Веневском уезде и городе
Веневе, до 360 000 пудов в месяц.
3) Кроме хлеба, из г.Венева
нагружается для отправки по железной дороге на станцию Лаптево до 300
вагонов с яблоками, примерно, на 300 000 пуд. в год белаго камня. При
отсутствии правильно-устроеннаго пути, как в весеннее время, так и в
особенности осенью, сообщение от Венева к Лаптеву
(л.4об.) становится почти не возможным, и дорога по этому
направлению делается совершенно не проездною, тогда как главная продажа
хлеба производится местными жителями преимущественно осенью, почему
отсутствие правильнаго сообщения наносит значительный ущерб торговым
оборотам, ибо, будучи поставлены в необходимость платить за провоз не
менее 15 коп. с пуда на вышеуказанном разстоянии, Веневские торговцы
лишены всякой возможности продавать хлеб по настоящей его цене, и это
последнее обстоятельство влияет в значительной степени на застой хлебной
торговли.
Не смотря на то, что Губернское
Земское Собрание с особенным участием относилось всегда к неоднократным
ходатайствам Веневскаго Уезднаго Земства (л.5)
об устройстве шоссе по линии Венев-Лаптево, это ходатайство тем не менее
до сего времени остается не осуществленным, по причинам совершенно не
зависящим от Земства, а между тем означенная дорога с каждым годом
приходит более и более в упадок и особенно в той ея части, которая
пролегает по Тульском уезду. В этом последнем случае следует обратить
особенное внимание на то обстоятельство, что движение при вышеозначенном
состоянии пути прекращается иногда на целыя недели и местное население
несет чрезвычайные через это убытки, тратит понапрасну физические силы и
здоровье, калечит лошадей, ломает экипажи и телеги, а иногда
(л.5об.) платит неустойку за
несвоевременную доставку грузов на станцию."
Между тем, насущная потребность в
проведении шоссейной дороги от Венева к Лаптеву, как видно из заявления,
представленнаго в Губернское Собрание Губернским гласными от Веневскаго
уезда не только не уменьшилось, а с каждым годом возрастает, с одной
стороны по случаю постоянно увеличивающегося передвижения грузов по этой
дороге, а с другой, в следствие постепеннаго ухудшения полотна дороги.
Неблагоприятныя последствия, которым подвергается Веневский уезд,
вследствие отсутствия хорошаго сообщения со станциею Лаптево, служащей
главным пунктом, чрез который отправляется весь избыток хлеба для
отправки его в Москву (л.6) и далее, еще
рельефнее и гибельнее отразились на уезде осенью прошедшаго года, когда
по случаю дурной погоды сообщение с означенною станциею из г.Венева
совершенно прекратилось и по случаю произшедшаго от того застоя местной
торговли все владельцы и крестьяне лишились возможности к сбыту своего
хлеба и других сельских произведений, а последние, кроме того, и
заработков, через что неизбежно как владельцы, так и крестьяне, будучи и
без того обременены недоимками, оказались в невозможности правильно
взносить следующия с них повинности.
На основании всего вышеизложеннаго
Губернская Земская Управа имеет честь покорнейше просить Ваше
Превосходительство войти с представлением к
(л.6об.) господину Министру Путей Сообщения об ускорении
разрешения Его Высокопревосходительством вышеизложеннаго ходатайства
Губернскаго Земскаго Собрания, возбужденнаго в 1884 году о внесении в
первую очередь Земских шоссейных дорог вышеупомянутого шоссе от г.Венева
к станции Лаптево Московско-Курской железной дороги и о последующем по
сему Губернскую Управу уведомить.
Председатель …
Секретарь …
(л.9)
МИНИСТЕРСТВО
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ
ШОССЕЙНЫХ И ВОДЯНЫХ
СООБЩЕНИЙ
В С.-Петербурге
16 января 1888 г.
№285
Господину Тульскому Губернатору
От 17 февраля 1887 г. №538,
исправляющий должность Тульскаго губернатора сообщил возбужденное
земством Тульской губернии ходатайство о разрешении включить шоссе от
Венева к ст.Лаптево Московско-Курской железной дороги в первую очередь
сети земских дорог, устраиваемых названным земством на остатки
шоссейнаго сбора, взимаемаго на находящихся в заведывании онаго казенных
шоссейных дорогах.
С своей стороны инспектор шоссейных
дорог Тульской и др. губерний уведомил, что Тульское губернское земство
еще не окончило разрешенной ему постройки шоссированнаго тракта от
Ясенок на Крапивну, Одоев и Белев. Между тем тракт этот, кроме значения
для передвижения войск, удовлетворяет (л.9об.)
потребностям трех уездов Тульской губернии, в то время когда
проектируемое земством шоссе от Лаптево до Венева соответствует
надобностям одного только Веневскаго уезда. Притом у Тульскаго
губернскаго земства не имеется достаточных свободных средств на
устройство новых шоссе, так как, хотя остатки шоссейнаго сбора и
простираются до суммы 467 т.р., но капитал этот обезпечивает окончание
участка шоссированнаго тракта от Крапивны до Белева. Скорейшая постройка
помянутаго пути, по мнению действ. Стат. Сов. Головачева, ем более
необходима, что шоссейный сбор на участке от Ясенок до Крапивны
незначителен и может увеличится только после окончания свей линии от
Ясенок до Белева, ныне же Крапивенское земство, содержащее оконченный
участок, должно прибавлять на расходы по сему содержанию из собственных
средств.
В виду вышеизложеннаго, я не нахожу
ныне достаточных оснований к удовлетво (л.10)рению ходатайства Тульскаго губернскаго земства о включении шоссе от
г.Венева к ст.Лаптево в первую очередь сети земских дорог,
предполагаемых к устройству на остатки от шоссейнаго сбора, о чем и имею
честь уведомить Ваше Превосходительство на отношение №538.
Министр путей сообщения,
Генерал-адъютант …
Директор …
|