WWW.VENEVA.RU
                             

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

                  

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

Счетчики

© Денис Махель,
2004-2021

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

04:23

 

Богоявленский монастырь

Денис Махель
2020-2021


Казанская и Богоявленская церкви, Илья Герасимов, 2018

"В юго-восточной части Красной площади, довольно круто спускающейся к живописнейшей долине реки Веневки, смотрят на нас из далекого прошлого стройная шатровая колокольня и как бы спрятавшаяся за нею Богоявленская церковь."
В. Н. Уклеин
1

Открытие и закрытие

   Если бы в Венёве уцелел только один Богоявленский храм, этого уже было бы достаточно для небольшого города. Богоявленская и Казанская церкви - все, что осталось от городского Богоявленского монастыря. Своим появлением монастырь обязан пограничному положению Венёва. Река Веневка в XVI-XVII веках разделяла "русскую сторону" и "полевую", была границей между Русским государством и Диким полем. Самая драматическая осада города разыгралась в августе 1633 года, когда в ходе Смоленской войны крымский хан, союзник польского короля, разорил русские "украинные города". Крымчаки прорвали внешние укрепления Венёва, но взять главную крепость не смогли. Горожане погибшие во время осады были захоронены в большой братской могиле. Вскоре вокруг братской могилы был основан мужской Богоявленский монастырь2. Сегодня в память о тех события установлен большой железный крест.

   В переписи 1646 года монастырь ещё не значится3. Первое документальное свидетельство о его существовании относится к 1666 году, когда был упомянут черный поп Гавриил настоятель "Богоявленской пустыни"4. В подворной переписи 1677 года записано: "На Веневе на посаде монастырь Богоявления Господня, а за тем монастырем причтом и бобыльскими дворами слежения нет."5

   Монастырь просуществовал около 100 лет, и был упразднен по императорскому указу Екатерины II о секуляризации монастырского имущества от 26 февраля (8 марта) 1764 года. У Богоявленского монастыря, как и у всех остальных, было отобрано имущество, которое им приносило доходы. Монастыри вошедшие в "штаты" стали получать финансирование из Казны. Списки самих "штатов" монастырей были составлены ещё в 1762 году. Наш монастырь оказался "заштатным" без казенных денег. Но монастырь не был закрыт мгновенно. По всей видимости, ещё какое-то время он существовал на пожертвования. После ликвидации монастыря, два его бывших храма были приписаны к Николаевской церкви6.


Панорама города, Денис Ворсобин, 2018

Строения

   Монашеские кельи и святые ворота были деревянными, и пришли в ветхость в начале XIX века. Сохранились два каменных храма. На первый взгляд их датировать просто, используя информацию из текста выбитого на фасадах. На плите вмонтированной в южную стену Казанской церкви ещё в конце XIX века можно было прочитать надпись: «1764 года майя в 10 де. постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благовер[н]ом Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина»2. Архитектор Владимир Николаевич Уклеин (1898-1986) безуспешно пытался отыскать упомянутую плиту с текстом в конце 1960-х1. Священник Арсений Иванович Каменский (ок.1832-1898) в своей статье 1878 года пересказывал предание, что предшественницей Казанской церкви была одноименная часовня, располагавшаяся на Казанской улице. В часовне хранилась почитаемая резная икона (деревянная скульптура) "Христос в темнице"6.


Закладной камень в Богоявленской церкви на Красной площади г.Венёва, ок.1990
Фотография из фондов Венёвского краеведческого музея

   На Богоявленской церкви текст сильно пострадал, но его ещё можно прочитать: "176? году постройся сия колокольня по обещанию купца Ивана Иванова сына Барадина". В середине XIX века Венев посещал историк Иван Петрович Сахаров, который записал, что Богоявленскую церковь построил купец Иван Бородин в 1766 году. Сахаров вполне мог прочитать информацию на закладном камне колокольни1. Иван Иванович Бородин (р.1695) был богатым купцом, отцом Андрея Ивановича Бородина (1716-1783), который совместно с Емельяном Ивановичем Боровковым (1728-1781) выстроил Казанскую церковь.

   Оба храма построили (1764 и 1766) уже после 1762 года, когда "штаты" были составлены и Богоявленский монастырь посчитали "заштатным", без финансирования. Искусствовед Владимир Иванович Плужников (1938-2020) датировал Богоявленскую церковь 1696-1701 годами12. Элементы древнерусского зодчества конца XVII века можно найти и у Казанской церкви1. Видимо, в 1760-х годах монастырские храмы всего лишь приобрели законченный вид, дошедший до нас.

   Не известно точно чем владел монастырь во время своего существования.  В 1721 году пашенный солдат Стрелецкой слободы Евтроп Кириллович Окороков получил в "вечное содержание" от веневского Богоявленского монастыря место у Зарайского моста,  выстроил новую мельницу на трех поставах, получившую название "Лубянка"7.  Его сын Иван (1721-после 1783) на базе отцовской мельницы в 1752 году организовал парусиновую мануфактуру. В самом конце XVIII века факт передачи мельницы в "вечное содержание" был оспорен и мельница оказалась в собственности Тульского успенского девичья монастыря.

   Существует версия, что и здание Каменных палат могло относиться к монастырю2. Хотя сегодня они близко расположены, нужно учитывать, что до перепланировки города 1779 года между монастырем и палатами пролегала большая Рязанская дорога, ведущая от главным ворот крепости к Зарайскому мосту.

  По устной информации жителей, источник в Малой Городенской слободе имел название "Монастырский источник", а на месте сегодняшнего стадиона существовал яблоневый сад, называемый "монастырским садом". Яблони вымерзли во время сильных морозов около 1948 года.


Казанская церковь, Марат Садыков, 05.06.2004

Сивиллы

При историческом взгляде на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности.
Н. И. Троицкий
2

   Главной достопримечательностью упраздненного Богоявленского монастыря для историка и богослова Николая Ивановича Троицкого (1851-1920) было изображение Сивилл Дельфики и Хивики в правом клиросе Казанского храма. Сивиллы - восточные прорицательницы предсказавшие пришествие Христа. Они почитаются в католической церкви, но в православии их могли изобразить лишь при входе и на дверях храма. До наших дней старинная роспись не сохранилась, поэтому приведем описание из статьи Троицкого 1895 года.

   Сивилла Дельфика представлена в виде девы, с непокрытой головой и открытым лицом, волосы распущены и свободно падают на плечи. Стан одет в тунику, красивые складки которой замыкаются узорным воротом плотно около шеи. Поверх туники широкий плащ, расположенный также крупными висячими складками, пышно окутывает всю фигуру от плеч до ступней ног, обутых в красные глухие сапоги. Правая рука ее приподнята и с открытой ладонью, знак, что она произносит речь; а левая приложена к сердцу, как бы в знак заверения в истинности произносимого пророчества. Рисунок, изящный во всех отношениях, отлично представляет классическую оратриссу-пророчицу. Над ее головой помещается и само ее пророчество в виде надписи мелким полууставом [5;384], такого содержания: «З Сивилла именем Делфика сице рекла в чистую деву Бог вселится того уразумеют людие Господа своего сей приидет Господь ради твоего избавления просветит верных сердца и вечно наследствует».

   Сивилла Хивика также дева, но сравнительно старшего возраста. Голова открыта, волосы на темени перевиты, но в косы не заплетены и свободно спускаются назад; в переплете волос вставлены три продолговатых листа какого-то растения; легкое, прозрачное покрывало головы, свободно отброшенное назад, широкими и красивыми складками развевается за плечами, Стан одет в синюю тунику, но ворот не замкнут (по-восточному?), так что грудь остается полуоткрытой на середине; поверх туники — широкий красный плащ, спускающийся до ног. Правая рука протянута вверх, ладонь полуоткрыта, три пальца прижаты, а большой и указательный впрямь, к небу; левая рука опущена, но что в ней—неизвестно (она сохранилась только до кисти, равно не сохранились и ступни ног). И этот рисунок отличается художественной постановкой во всех чертах и также представляет оратрис-супророчицу. Над главой и этой Сивиллы имеется также полууставная надпись; «4 севилла именем Хивика сице рекла будет девица во младых летех честна и велика от всех жен и родов и блаженство примет на своих руках велия царя понесет приведени будут трои цари и поклонятся ему 3 дары со­вершенно верою»2.

Бывший монастырь

   В своей статье священник Арсений Иванович Каменский описывает, что в 1870-х годах служба совершалась по воскресеньям и в праздничные дни, а так же когда священникам заблагорассудится. В летнее время действовал холодный Богоявленский храм, а в зимнее - теплый Казанский. На памяти Каменского Казанскую церковь использовали в качестве полковой 6.


Богоявленская и Казанская церкви, фрагмент панорамы города, 1892

  В 1860-70-х годах у Богоявленского храма был свой староста.

1863-1868 купец Василий Васильевич Аникеев8, 9 (1863, 1866)
1872-1877
купец (с 1875 - мещ.) Алексей Платонович Брежнев10, 11 (1872, 1875)

   После 1875 года отдельный староста Богоявленской церкви не упоминается. Скорее всего его функции были возложены на старосту Николаевского храма.

В 1875 году веневский купец Брежнев в пользу церкви оставил капитал в 500 рублей серебром на вечныя времена из 7%, хранящийся в веневском городском общественном банке6.

После 1917


Богоявленская церковь и Николаевская колокольня, Эдуард Нистратов, 1990-е

   В начале 1930-х годов, когда почти все храмы города были закрыты, службы в Казанской церкви временно были возобновлены. В 1939 году здесь была установлена пилорама. В 1980-х годах в Богоявленской церкви действовал пункт приёма стеклотары.


Казанская и Богоявленская церкви, Денис Махель, 11.04.2004

   В 1999 году при Богоявленском храме был образован приход и назначен священник Олег Алейников. За двадцать лет оба храма приведены в великолепный вид, благоустроен Монастырский источник. При храме действует воскресная школа.


Казанская и Богоявленская церкви, Денис Махель, 23.03.2015

Источники:

1. Уклеин В. Н. От Оки до Куликова поля: О зодчестве и зодчих / Худож. В. С. Матвеев. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1970. — 136 с.
2.
Троицкий Н. И. Веневский Богоявленский (упраздненный) монастырь и его достопримечательности, ок.1895
3.
РГАДА Ф.1209 Оп.1 ч.1 кн.493 лл.876-887 "Подворная перепись посадских людей г.Венева, 1646 год"
4.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. - СПб., 1877 - сс.797, 798
5. РГАДА Ф.1209 оп.1 ч.2 кн.14251, лл.1-13 "Подворная перепись Венева 1677 года"
6. Николаевская церковь в г.Веневе // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1878, №№22, 23, 24
7. ГАТО ф.55 оп.1 д.205 "Прошение Веневского солдата Окорокова о разрешении ему построить мельницу на р. Веневке, 1721 год"
8. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1863 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №8, 15.04.1863, с.84
9. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1866 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №4, 15.02.1866, с.36
10. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1872 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №15, 01.08.1872, с.280
11. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1875 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №5, 07.03.1875, с.79
12. Плужников В.И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в.//Русское искусство в первой четверти XVII века. Материалы и исследования/Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1974 - с. 97