"В юго-восточной части Красной площади,
довольно круто спускающейся к живописнейшей долине реки Веневки, смотрят на нас из далекого прошлого стройная шатровая
колокольня и как бы спрятавшаяся за нею Богоявленская церковь."
В. Н. Уклеин1
Открытие и закрытие
Если бы в Венёве уцелел только один Богоявленский храм, этого уже было
бы достаточно для небольшого города. Богоявленская и
Казанская церкви - все, что осталось от Богоявленского
монастыря. Своим появлением монастырь обязан пограничному положению Венёва. Река Веневка в XVI-XVII веках разделяла "русскую сторону" и
"полевую", была границей между Русским государством и Диким полем.
Самая драматическая осада города разыгралась в августе 1633 года, когда в ходе
Смоленской войны крымский хан, союзник польского короля, разорил русские "украинные
города". Крымчаки прорвали внешние укрепления Венёва, но
взять главную крепость не смогли. Горожане погибшие во время осады были
захоронены в большой братской могиле. Вскоре вокруг братской могилы был основан
мужской Богоявленский монастырь2.
Сегодня в память о тех события установлен большой железный крест.
В переписи 1646 года монастырь ещё не значится3. Первое документальное свидетельство о
его существовании
относится к 1666 году, когда был упомянут черный поп Гавриил
настоятель "Богоявленской пустыни"4.
В подворной переписи 1677 года записано: "На Веневе на посаде монастырь Богоявления Господня,
а за тем монастырем причтом и бобыльскими дворами слежения нет."5
Монастырь просуществовал около 100 лет, и был
упразднен по императорскому указу Екатерины II о
секуляризации монастырского имущества от 26 февраля (8 марта)
1764 года. У Богоявленского монастыря, как и у всех
остальных, было отобрано имущество, которое им приносило доходы. Монастыри
вошедшие в "штаты" стали получать финансирование из Казны. Списки
самих "штатов" монастырей были составлены ещё в 1762 году. Наш монастырь
оказался "заштатным" без казенных денег. Но монастырь не был закрыт мгновенно.
По всей видимости, ещё какое-то время он существовал на
пожертвования. После ликвидации монастыря, два его бывших храма были приписаны к
Николаевской церкви6.
Между 1782 и 1795 годом в венёвские купцы записались
семьи Базаровых и Кортуковых. Они прибыли из так называемых "церковников"14.
По всей видимости, это были семьи торговцев приписанных к Богоявленскому
монастырю, а после его упразднения им пришлось вступить в городское общество.
Панорама города, Денис Ворсобин, 2018
Строения
Монашеские кельи и святые
ворота были деревянными, и
пришли в ветхость в начале XIX века. Сохранились два каменных храма. На первый взгляд
их датировать просто, используя информацию из текста
выбитого на
фасадах. На плите вмонтированной в южную стену Казанской церкви ещё в конце XIX века можно было прочитать надпись: «1764
года майя в 10 де. постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы
Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице
Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благовер[н]ом Государе и великом князе
Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина»2.
Архитектор Владимир Николаевич Уклеин (1898-1986) безуспешно пытался отыскать упомянутую плиту с текстом в конце 1960-х1. Священник
Арсений Иванович Каменский (ок.1832-1898)
в своей статье 1878 года пересказывал предание, что предшественницей
Казанской церкви была одноименная часовня, располагавшаяся на Казанской
улице. В часовне хранилась почитаемая резная икона (деревянная
скульптура) "Христос в темнице"6.
Закладной камень в Богоявленской церкви на Красной площади
г.Венёва, ок.1990
Фотография из фондов Венёвского краеведческого музея
На Богоявленской церкви текст сильно
пострадал, но его ещё можно прочитать: "176? году постройся сия
колокольня по обещанию купца Ивана Иванова сына Барадина". В середине XIX
века Венев посещал историк Иван Петрович Сахаров, который записал, что
Богоявленскую церковь построил купец Иван Бородин в 1766 году. Сахаров
вполне мог прочитать информацию на закладном камне колокольни1.
Иван Иванович Бородин (р.1695) был богатым
купцом, отцом Андрея Ивановича Бородина
(1716-1783), который совместно с
Емельяном Ивановичем Боровковым
(1728-1781) выстроил Казанскую церковь. В документах XIX
века иногда встречается, что оба храма были окончены в 1775 году15.
Но надписи на камнях церквей кажутся более достоверными.
Оба храма построили (1764 и 1766) уже
после 1762 года, когда "штаты" были составлены и Богоявленский монастырь
посчитали "заштатным", без финансирования. Искусствовед
Владимир Иванович Плужников (1938-2020) датировал Богоявленскую церковь
1696-1701 годами12.
Элементы древнерусского зодчества конца XVII
века можно найти и у Казанской церкви1.
Видимо, в 1760-х годах монастырские храмы всего лишь приобрели законченный вид, дошедший до
нас.
Не известно точно чем владел монастырь во
время своего существования. В 1721 году пашенный солдат Стрелецкой
слободы Евтроп Кириллович Окороков
получил в "вечное содержание" от веневского Богоявленского монастыря
место у Зарайского моста, выстроил новую мельницу на трех
поставах, получившую название "Лубянка"7.
Его сын Иван (1721-после 1783) на базе отцовской мельницы в 1752 году
организовал парусиновую мануфактуру. В самом конце
XVIII века факт передачи мельницы в "вечное содержание" был
оспорен и мельница оказалась в собственности Тульского успенского
девичья монастыря.
Существует версия, что и здание
Каменных палат могло относиться к монастырю2.
Хотя сегодня они близко расположены, нужно
учитывать, что до перепланировки города 1779 года между монастырем и
палатами пролегала большая Рязанская дорога, ведущая от главным ворот
крепости к Зарайскому мосту.
По устной информации жителей, источник в Малой
Городенской слободе имел название "Монастырский источник", а на
месте сегодняшнего стадиона существовал яблоневый сад, называемый
"монастырским садом". Яблони вымерзли во время сильных морозов около
1948 года.
Казанская церковь, Марат Садыков,
05.06.2004
Сивиллы
При историческом взгляде
на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не
только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности,
передаточным местом юго-западной русской образованности.
Н. И. Троицкий2
Главной достопримечательностью упраздненного
Богоявленского монастыря для историка и богослова Николая Ивановича
Троицкого
(1851-1920) было изображение сивилл Дельфики и
Хивики в правом клиросе Казанского храма. Сивиллы -
древние
прорицательницы предсказавшие пришествие Христа.
Они не были святыми и изображались иногда в католических храмах.
Наиболее известны сивиллы кисти Микеланджело в
Сикстинской капелле в Риме. До наших дней
фрески Казанского храма не сохранилась,
поэтому приведем описание из статьи Троицкого 1895 года.
Сивилла Дельфика представлена в виде девы, с непокрытой головой и открытым
лицом, волосы распущены и свободно падают на плечи. Стан одет в тунику, красивые
складки которой замыкаются узорным воротом плотно около шеи. Поверх туники
широкий плащ, расположенный также крупными висячими складками, пышно окутывает
всю фигуру от плеч до ступней ног, обутых в красные глухие сапоги. Правая рука
ее приподнята и с открытой ладонью, знак, что она произносит речь; а левая
приложена к сердцу, как бы в знак заверения в истинности произносимого
пророчества. Рисунок, изящный во всех отношениях, отлично представляет
классическую оратриссу-пророчицу. Над ее головой помещается и само ее
пророчество в виде надписи мелким полууставом [5;384], такого содержания: «З Сивилла именем Делфика сице рекла в чистую деву Бог
вселится того уразумеют людие Господа своего сей приидет Господь ради твоего
избавления просветит верных сердца и вечно наследствует».
Сивилла Хивика также дева, но сравнительно старшего возраста. Голова открыта,
волосы на темени перевиты, но в косы не заплетены и свободно спускаются назад; в
переплете волос вставлены три продолговатых листа какого-то растения; легкое,
прозрачное покрывало головы, свободно отброшенное назад, широкими и красивыми складками развевается за плечами, Стан
одет в синюю тунику, но ворот не замкнут (по-восточному?), так что грудь
остается полуоткрытой на середине; поверх туники — широкий красный плащ,
спускающийся до ног. Правая рука протянута вверх, ладонь полуоткрыта, три пальца
прижаты, а большой и указательный впрямь, к небу; левая рука опущена, но что в
ней—неизвестно (она сохранилась только до кисти, равно не сохранились и ступни
ног). И этот рисунок отличается художественной постановкой во всех чертах и
также представляет оратрис-супророчицу. Над главой и этой Сивиллы имеется также
полууставная надпись; «4 севилла именем Хивика сице рекла будет девица во
младых летех честна и велика от всех жен и родов и блаженство примет на своих
руках велия царя понесет приведени будут трои цари и поклонятся ему 3 дары
совершенно верою»2.
Изображение Богоявленской церкви ок.1800, фрагмент
рисунка "Вид города Венёва ..."13
Бывший монастырь
В своей
статье священник Арсений Иванович Каменский описывает, что в 1870-х
годах служба совершалась по воскресеньям и в праздничные дни, а так же
когда священникам заблагорассудится. В летнее время действовал холодный
Богоявленский храм, а в зимнее - теплый Казанский. На памяти Каменского Казанскую церковь использовали
в качестве полковой6.
Богоявленская и Казанская церкви, фрагмент панорамы города, 1892
В 1860-70-х
годах у Богоявленского храма был свой староста.
1863-1868 купец Василий
Васильевич Аникеев8, 9
(1863, 1866)
1872-1877 купец (с 1875 - мещ.) Алексей
Платонович Брежнев10, 11
(1872, 1875)
После 1875 года отдельный
староста Богоявленской церкви не упоминается. Скорее всего его функции
были возложены на старосту Николаевского храма.
В 1875 году веневский купец Брежнев в пользу
церкви оставил капитал в 500 рублей серебром на вечныя времена из 7%,
хранящийся в веневском городском общественном банке6.
После 1917
Богоявленская церковь и Николаевская колокольня,
Эдуард Нистратов, 1990-е
В начале 1930-х
годов, когда почти все храмы города были закрыты, службы в
Казанской церкви временно были возобновлены. Со слов дочери
художника
Николая Андреевича Лунева
(1914-1998), её отец и мать венчались в ноябре 1934 в
Казанской церкви16
(надо учитывать, что Лунев в 1960-х рисуя
Покровскую церковь подписывал "Казанская").
В 1939 году в Казанской церкви была установлена пилорама.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года
№1327 Богояленской церкви был присвоен статус
памятника республиканского значения, что в настоящее время
соответствует статусу федерального. В 1980-х годах в Богоявленской церкви
действовал пункт приёма стеклотары.
Казанская и Богоявленская церкви,
Денис Махель, 11.04.2004
В
1999 году при Богоявленском храме был образован приход и
назначен священник Олег Алейников. За двадцать лет оба храма
приведены в великолепный вид, благоустроен Монастырский
источник. При храме действует воскресная школа.
Казанская и Богоявленская церкви,
Денис Махель, 23.03.2015