WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2025

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

00:21

Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда

Главная > Путеводитель > Хавки

 

 

Село Хавки

Денис Махель
2004-20
22


План генерального межевания, 1790

  Хавки одно из крупнейших сел уезда, лежит в четырех верстах от Венева по Богородицкому тракту (В XVIII веке - Крапивенская дорога). "Лежит на правой стороне оврага Веселого и по обе сторона озера безымянного". Впервые упоминается в царской жалованной грамоте Венев-монастырю 1566 года, согласно текста грамоты село уже существовало по писцовым книгам 1551 года: "... селцо Хавково, деревня Отскоки, на болших селищах, а изстари то селцо и деревня были Никольского ж манастыря, ..."8

   Древность села Хавок может подтвердить его свободная беспорядочная планировка, имеющая название - кучевая. В центральной России кучевая планировка была распространена среди первых славянских поселенцев с VIII по XV столетие. На беспорядок селения обратил внимание преподаватель веневского духовного училища Иван Андреевич Хитров в 1899 году: "Состоя более чем из 300-т дворов, с. Хавки расположено в таком беспорядке, что едва ли во всей губернии найдется другое селение, в этом отношении похожее на него. Слобод, обычных в других селах и деревнях, здесь нет: дворы крестьян стоят друг к другу как попало, без всякого порядка: и задом, и, передом, и боком, и накось. Вблизи дворов и опять в полнейшем беспорядке стоят и амбары, и риги, и сараи и погребицы; тут же, особенно в осеннее время, набросаны бывают и солома и дрова. Такая скученность селения объясняется стремлением крестьян выгадать побольше места для выпаса скота6.

   По сведениям Малицкого П.И., в конце XVI столетия в Хавках существовало два деревянных храма: во имя св. вмчк. Георгия и во имя святой великомученицы Параскевы. О судьбе этих храмов ничего не известно1

   Свое название село получило от речки Хавки, ныне несуществующей. Встречается вариант названия - "Хавково". Однако, преподаватель веневского духовного училища Иван Андреевич Хитров, записал другую версию происхождения названия: "Пред селом с южной стороны находится большая ложбина, которая до сих пор называется «Хавкою». В прежнее - - время в этой лощине, говорят они, часто блудили крестьяне и другие проезжие во время зимних вьюг и метелей и нередко замерзали. Заводил несчастных в эту лощину, по их понятию, домовой и там хапал их, т. е. забирал в свои руки, отсюда лощина эта называлась Хапалкою или Хавкою, а от нее и село получило название Хавки"6.

   В писцовой книги Тульского уезда 1646 года упомянуты несколько фамилий хавских крестьян: Бедлглаз, Бердин, Конов, Мосалитов, Кузовлев, Суров, Челядинов, Неустроев, Гончаров, Деряковы, Кошелев, Окороков, Г(н)евышев, Кулик, Лучников, Наклесткин, Полегаев2. В том же источники упоминается церковь Георгия Страстотерпца. В 1678 году уже существовала деревянная церковь Пресвятой Богородицы. В том же году упоминаются следующие фамилии: Мосолитин, Зуев, Кузовлев, Неустроев, Тананыкин, Полоковин, Лушников, Бушмин, земский дьячек Сенька Кузьмин,  Челединов, Сидикины, Наклешин, Шпирев, Шутов, Рюрюкин, Берлеков, Семаков, Сарычов. В той же переписной книги 1678 года сказано, что среди хавских мастеровых много печников, а у беглых крестьян указано место их пребывания2.


Старая Большая Богородицкая дорога мощенная булыжником вблизи села Хавки, 2004

   Из трудов Д.Г. Гедеонова известно, что недалеко от Хавок в сторону засеки, еще в середине XIX века существовали урочища: Святые и Золотые ворота3. До 1764 года село Хавки и деревня Сливки были вотчинами Николаевского Венева монастыря, известного с 1407 года. Так как монастырь принадлежал Тульскому уезду, то и его вотчины так же были в Тульском уезде. В 1764 году в ходе реформы Екатерины II монастыри лишились земельных владений с крепостными, и стали принадлежать  "ведомству государственной коллегии экономии", позже Казенной палате.


Нежилое здание рядом с храмом в Хавках, 2004

    Крестьяне выплачивали лишь ежегодный оброк, что положительно сказалось на их экономической активности. К примеру, в 1816 году упоминается мучная мельница на реке Хавки на двух подставах, принадлежащая жителям села. В конце XVIII века в Хавках было развито ткачество холстов и сукна на продажу. Главная улица села до революции называлась Тармосинская слобода, фамилия "Тармосины"  была широко распространена на этой улице.

  В 1855 году, во время Крымской войны, в Веневском уезде была сформирована Дружина №89 Государственного подвижного ополчения. Рота №2 этой дружины под командованием прапорщика Сергея Александровича Янькова до момента отправки в Крым около двух месяцев квартировалась в селе Хавки. 16 июня 1855 в Хавках произошел большой пожар. В 5-30 ночи ударила молния в один из домов, который загорелся, огонь быстро распространился, сгорело около 60-ти домов, целая слобода. Во время борьбы с пожаром отличились некоторые ратники, в том числе урядник Михаил Казьмин сын Жарков.

  В 1874 году жители села регулярно отсылали деньги голодающим крестьянам Дергуновской волости Николаевского уезда Самарской губернии, переселенцам из Хавок7.


Курлович В.П., 1911

   До революции здесь существовала мужская земская школа и женская церковно-приходская школа. Сохранившееся здание построено не ранее 1904 года. В советское время в здании земского училища разместилась семилетняя сельская школа. В 1910 году в старшем отделении Земской школы преподавал учитель Боженов, в двух младших - учительница Дмитриевская Валентина Николаевна, всего обучалось 65 мальчиков4.

  С работы в Хавском училище (1886-1904) начал свой трудовой путь Курлович Василий Петрович, основатель веневской учительской династии. Позднее он возглавлял Городское училище.


Церковь Рождества Богородицы в с.Хавки. Ещё целы купола и ворота. 1960-е
Из собрания фотографий работника Венёвского РАЙПО ...

   Сохранилось здание Богородицерождественской церкви (1751). Она имела пять куполов. Каменный храм построен на средства московского купца Козьмы (Косма) Матвеева (ок.1707-1770-е), выходца из села Хавки. Императрица Елизавета Петровна для покрытия государственных расходов вводит в 1747 году "табачный откуп", что-то вроде разрешения на монопольное право торговли табаком, который был отдан купцу Матвееву К.М.5


Богородицерождественская церковь, 10.01.2021

   К началу 50-х годов XVIII века он уже владел в Московском уезде красочной, сургучной, каразейной фабрикой, держит табачный откуп. В том же 1751 году Матвеев покупает имение в Московской губернии село Рязаново с прилегающими к нему землями (сельцо Климово и дер. Остафьево). Он и его жена владеют им до 1775 года. Усадьба Остафьево была и остается притягательным местом для всех, кому дорога русская история и культура.

   В 1930 году в Тульской области особенно усилилось гонение на церковь. В Веневе был создан "штаб райсовета воинствующих безбожников", который организовал в районе акцию "антирождественские дни", в ходе которой закрывались храмы, снимались колокола, унижали священников. И лишь в селе Хавки, по информации газеты "Деревенская правда" №9 за 1930г., штаб получил отпор: "Кулаки и попы сорвали антирелигиозные собрания".

Кубышкин П.С.
Кубышкин П.С.

  Еще один выходец из села Хавки Петр Степанович Кубышкин прославился своей политической деятельностью. Член РСДРП(б), фактически руководил уездом с весны 1917 по лето 1918 года. Принимал участие в революционных событиях на территории Веневского уезда в 1905 году, в феврале 1917 и октябре 1917. После "февральской" революции занял должность комиссара Временного правительства и возглавил Уездный исполнительный комитет, взявший власть в уезде в свои руки. Летом 1918 года Кубышкин вместе с другими активистами ушел добровольцем на фронт. После гражданской войны проживал в Веневе.

   Во время коллективизации 1930-х годов в селе был создан колхоз "Трудовик".

  Старожилы утверждают, что иконостас церкви села Хавок в советское время был перевезен в церковь села Новоселебное Киреевского района Тульской области.

Население села по годам, человек
1790 1816 1858 1918 1998 2004
1380 1592 1521 1400 130 117

По клировым ведомостям 1916 года в селе числиться 3069 жителей, вероятно, в них закралась ошибка, потому что это даже больше некоторых уездных городов Тульской губернии.

Источники:
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895
2. "Тульский уезд в XVII веке. Его вид и население по писцовым и переписным книгам", Е. Щепкин, М.-1892
3. Гедеонов Д.Г. Веневские древности // Тульские губернские ведомости, 1854

4. ГАТО Ф.9 оп.1/т.2 д.2252 Доклады членов учительских советов Веневского уезда о проведенных экзаменах в 1910 г.
5. Соловьев С.М. "История России с древнейших времен", т.22
6.
Хитров И.А. село Хавки // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. Том 6 - 2008
7. Отчет попечительства венёв. у. с. Хавок за 1874 г. // Тульские епархиальные ведомости №3 за 01.02.1875 - сс. 45, 46
8. Жалованная несудимая грамота царя Ивана (IV) Васильевича Тульскому Николы Чудотворца  Веневу монастырю, февраля 7074 года. // Белоцерковский Г.М. Тула и Тульский уезд в XVI-XVII вв, приложение XX., Киев - 1915