|
Село Хавки
Денис Махель
2004-2022

План генерального межевания, 1790
Хавки одно из крупнейших сел уезда, лежит в четырех верстах от Венева
по Богородицкому тракту (В XVIII веке - Крапивенская дорога).
"Лежит на правой стороне оврага Веселого и по обе сторона озера безымянного".
Впервые упоминается в царской жалованной грамоте Венев-монастырю 1566 года,
согласно текста грамоты село уже существовало по писцовым книгам 1551 года: "... селцо Хавково,
деревня Отскоки, на болших селищах, а изстари то селцо и деревня были
Никольского ж манастыря, ..."8
Древность села Хавок может
подтвердить его свободная беспорядочная планировка, имеющая название - кучевая.
В центральной России кучевая планировка была распространена среди первых
славянских поселенцев с VIII по XV
столетие. На беспорядок селения обратил внимание
преподаватель веневского духовного училища
Иван Андреевич Хитров в 1899 году:
"Состоя более чем из 300-т дворов, с.
Хавки расположено в таком беспорядке, что едва ли во всей губернии
найдется другое селение, в этом отношении похожее на него. Слобод,
обычных в других селах и деревнях, здесь нет: дворы крестьян стоят друг
к другу как попало, без всякого порядка: и задом, и, передом, и боком, и
накось. Вблизи дворов и опять в полнейшем беспорядке стоят и амбары, и
риги, и сараи и погребицы; тут же, особенно в осеннее время, набросаны
бывают и солома и дрова. Такая скученность селения объясняется стремлением
крестьян выгадать побольше места для выпаса скота6.
По сведениям Малицкого П.И.,
в конце XVI столетия в Хавках существовало два деревянных храма: во имя св. вмчк. Георгия и во имя святой великомученицы Параскевы. О судьбе этих храмов
ничего не известно1.
Свое название село получило от
речки Хавки, ныне несуществующей. Встречается вариант названия - "Хавково".
Однако, преподаватель веневского духовного училища Иван Андреевич Хитров,
записал другую
версию происхождения названия: "Пред селом с южной стороны находится большая
ложбина, которая до сих пор называется «Хавкою». В прежнее - - время в этой лощине, говорят они,
часто блудили крестьяне и другие проезжие во время зимних вьюг и метелей
и нередко замерзали. Заводил несчастных в эту лощину, по их понятию,
домовой и там хапал их, т. е. забирал в свои руки, отсюда лощина эта
называлась Хапалкою или Хавкою, а от нее и село получило название Хавки"6.
В писцовой книги Тульского уезда 1646 года упомянуты несколько фамилий хавских
крестьян: Бедлглаз,
Бердин, Конов, Мосалитов, Кузовлев, Суров, Челядинов, Неустроев, Гончаров,
Деряковы, Кошелев, Окороков, Г(н)евышев, Кулик, Лучников, Наклесткин, Полегаев2.
В том же источники упоминается церковь Георгия Страстотерпца. В 1678 году уже
существовала деревянная церковь Пресвятой Богородицы. В том же году упоминаются
следующие фамилии: Мосолитин,
Зуев, Кузовлев, Неустроев, Тананыкин, Полоковин, Лушников, Бушмин, земский
дьячек Сенька Кузьмин, Челединов, Сидикины, Наклешин, Шпирев, Шутов,
Рюрюкин, Берлеков, Семаков, Сарычов. В той же переписной книги 1678 года
сказано, что среди хавских мастеровых много печников, а у беглых крестьян
указано место их пребывания2.

Старая Большая Богородицкая дорога мощенная булыжником вблизи
села Хавки, 2004
Из трудов Д.Г. Гедеонова известно, что
недалеко от Хавок в сторону засеки, еще в середине
XIX века существовали урочища:
Святые и Золотые ворота3. До 1764 года село Хавки и деревня Сливки были вотчинами
Николаевского Венева монастыря, известного с 1407
года. Так как монастырь принадлежал Тульскому уезду, то и его вотчины так же
были в Тульском уезде. В 1764 году в ходе реформы Екатерины II
монастыри лишились земельных владений с крепостными, и стали принадлежать
"ведомству государственной коллегии экономии", позже Казенной палате.

Нежилое здание рядом с храмом
в Хавках, 2004
Крестьяне выплачивали лишь ежегодный оброк,
что положительно сказалось на их экономической активности. К примеру, в 1816
году упоминается мучная мельница на реке Хавки на двух подставах, принадлежащая
жителям села. В конце XVIII века в
Хавках было развито ткачество холстов и сукна на продажу. Главная улица села до революции называлась Тармосинская слобода,
фамилия "Тармосины" была широко распространена на этой
улице.
В 1855 году, во время Крымской
войны, в Веневском уезде была сформирована
Дружина №89 Государственного подвижного ополчения. Рота №2 этой
дружины под командованием прапорщика Сергея Александровича Янькова до
момента отправки в Крым около двух месяцев квартировалась в селе Хавки.
16 июня 1855 в Хавках произошел большой пожар. В 5-30
ночи ударила молния в один из домов, который загорелся, огонь быстро
распространился, сгорело около 60-ти домов, целая слобода. Во время
борьбы с пожаром отличились некоторые ратники, в том числе урядник
Михаил Казьмин сын Жарков.
В 1874 году жители села регулярно отсылали деньги
голодающим крестьянам Дергуновской волости Николаевского уезда Самарской
губернии, переселенцам из Хавок7.

Курлович В.П., 1911
До революции здесь существовала мужская
земская школа и женская церковно-приходская школа. Сохранившееся здание
построено не ранее 1904 года. В советское время в здании
земского училища разместилась семилетняя сельская школа. В 1910
году в старшем отделении Земской школы преподавал учитель Боженов, в двух младших - учительница Дмитриевская Валентина
Николаевна, всего
обучалось 65 мальчиков4.
С работы в Хавском училище (1886-1904) начал свой трудовой путь
Курлович Василий Петрович,
основатель веневской учительской династии. Позднее он
возглавлял Городское училище.

Церковь Рождества Богородицы в с.Хавки.
Ещё целы купола и ворота. 1960-е
Из собрания фотографий работника Венёвского
РАЙПО ...
Сохранилось здание Богородицерождественской
церкви (1751). Она имела пять
куполов. Каменный храм построен на средства московского купца
Козьмы (Косма) Матвеева (ок.1707-1770-е),
выходца из села Хавки. Императрица Елизавета Петровна для покрытия
государственных расходов вводит в 1747 году "табачный откуп", что-то вроде
разрешения на монопольное право торговли табаком,
который был отдан купцу Матвееву К.М.5

Богородицерождественская церковь, 10.01.2021
К началу
50-х годов XVIII века он уже владел в Московском
уезде
красочной, сургучной, каразейной
фабрикой, держит табачный откуп. В том же 1751 году Матвеев покупает имение в Московской губернии
село Рязаново с прилегающими к нему землями
(сельцо Климово и дер. Остафьево). Он и его жена
владеют им до 1775 года.
Усадьба Остафьево была и остается
притягательным местом для всех, кому дорога
русская история и культура.
В 1930 году в Тульской области
особенно усилилось гонение на церковь. В Веневе был создан "штаб райсовета
воинствующих безбожников", который организовал в районе акцию "антирождественские
дни", в ходе которой закрывались храмы, снимались колокола, унижали священников.
И лишь в селе Хавки, по информации газеты "Деревенская
правда" №9 за 1930г., штаб получил отпор: "Кулаки
и попы сорвали антирелигиозные собрания".

Кубышкин П.С.
Еще один выходец из села Хавки
Петр Степанович
Кубышкин прославился своей политической деятельностью. Член РСДРП(б), фактически
руководил уездом с весны 1917 по лето 1918 года. Принимал участие в
революционных событиях на территории Веневского уезда в 1905
году, в феврале 1917 и октябре 1917. После "февральской"
революции занял должность комиссара Временного правительства и
возглавил Уездный исполнительный комитет, взявший власть в уезде
в свои руки. Летом 1918 года Кубышкин вместе с другими
активистами ушел добровольцем на фронт. После гражданской войны
проживал в Веневе.
Во время
коллективизации 1930-х годов в селе был создан колхоз "Трудовик".
Старожилы утверждают, что иконостас церкви села Хавок в
советское время был перевезен в церковь села Новоселебное Киреевского района
Тульской области.
Население
села по годам, человек |
1790 |
1816 |
1858 |
1918 |
1998 |
2004 |
1380 |
1592 |
1521 |
1400 |
130 |
117 |
По клировым
ведомостям 1916 года в селе числиться 3069
жителей, вероятно, в них закралась ошибка,
потому что это даже больше некоторых уездных городов Тульской
губернии.
Источники:
1. Приходы и церкви Тульской епархии:
извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. -
Тула: 1895
2. "Тульский уезд в XVII веке. Его вид и население
по писцовым и переписным книгам", Е. Щепкин, М.-1892
3. Гедеонов Д.Г. Веневские древности //
Тульские губернские ведомости, 1854
4. ГАТО Ф.9 оп.1/т.2 д.2252 Доклады членов учительских
советов Веневского уезда о проведенных экзаменах в 1910 г.
5. Соловьев С.М.
"История России с древнейших времен", т.22
6. Хитров И.А. село
Хавки // Русские крестьяне. Жизнь.
Быт. Нравы.
Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. Том 6 - 2008
7.
Отчет попечительства венёв.
у. с. Хавок за 1874 г. // Тульские епархиальные ведомости №3 за
01.02.1875 - сс. 45, 46
8. Жалованная несудимая грамота царя Ивана (IV)
Васильевича Тульскому Николы Чудотворца Веневу монастырю, февраля
7074 года. // Белоцерковский Г.М. Тула и Тульский уезд в
XVI-XVII вв, приложение XX., Киев -
1915 |