WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

19:17

Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда

Главная > Путеводитель > Хавки

 

 

Село Хавки

Денис Махель
2004-20
22


План генерального межевания, 1790

  Хавки одно из крупнейших сел уезда, лежит в четырех верстах от Венева по Богородицкому тракту (В XVIII веке - Крапивенская дорога). "Лежит на правой стороне оврага Веселого и по обе сторона озера безымянного". Впервые упоминается в царской жалованной грамоте Венев-монастырю 1566 года, согласно текста грамоты село уже существовало по писцовым книгам 1551 года: "... селцо Хавково, деревня Отскоки, на болших селищах, а изстари то селцо и деревня были Никольского ж манастыря, ..."8

   Древность села Хавок может подтвердить его свободная беспорядочная планировка, имеющая название - кучевая. В центральной России кучевая планировка была распространена среди первых славянских поселенцев с VIII по XV столетие. На беспорядок селения обратил внимание преподаватель веневского духовного училища Иван Андреевич Хитров в 1899 году: "Состоя более чем из 300-т дворов, с. Хавки расположено в таком беспорядке, что едва ли во всей губернии найдется другое селение, в этом отношении похожее на него. Слобод, обычных в других селах и деревнях, здесь нет: дворы крестьян стоят друг к другу как попало, без всякого порядка: и задом, и, передом, и боком, и накось. Вблизи дворов и опять в полнейшем беспорядке стоят и амбары, и риги, и сараи и погребицы; тут же, особенно в осеннее время, набросаны бывают и солома и дрова. Такая скученность селения объясняется стремлением крестьян выгадать побольше места для выпаса скота6.

   По сведениям Малицкого П.И., в конце XVI столетия в Хавках существовало два деревянных храма: во имя св. вмчк. Георгия и во имя святой великомученицы Параскевы. О судьбе этих храмов ничего не известно1

   Свое название село получило от речки Хавки, ныне несуществующей. Встречается вариант названия - "Хавково". Однако, преподаватель веневского духовного училища Иван Андреевич Хитров, записал другую версию происхождения названия: "Пред селом с южной стороны находится большая ложбина, которая до сих пор называется «Хавкою». В прежнее - - время в этой лощине, говорят они, часто блудили крестьяне и другие проезжие во время зимних вьюг и метелей и нередко замерзали. Заводил несчастных в эту лощину, по их понятию, домовой и там хапал их, т. е. забирал в свои руки, отсюда лощина эта называлась Хапалкою или Хавкою, а от нее и село получило название Хавки"6.

   В писцовой книги Тульского уезда 1646 года упомянуты несколько фамилий хавских крестьян: Бедлглаз, Бердин, Конов, Мосалитов, Кузовлев, Суров, Челядинов, Неустроев, Гончаров, Деряковы, Кошелев, Окороков, Г(н)евышев, Кулик, Лучников, Наклесткин, Полегаев2. В том же источники упоминается церковь Георгия Страстотерпца. В 1678 году уже существовала деревянная церковь Пресвятой Богородицы. В том же году упоминаются следующие фамилии: Мосолитин, Зуев, Кузовлев, Неустроев, Тананыкин, Полоковин, Лушников, Бушмин, земский дьячек Сенька Кузьмин,  Челединов, Сидикины, Наклешин, Шпирев, Шутов, Рюрюкин, Берлеков, Семаков, Сарычов. В той же переписной книги 1678 года сказано, что среди хавских мастеровых много печников, а у беглых крестьян указано место их пребывания2.


Старая Большая Богородицкая дорога мощенная булыжником вблизи села Хавки, 2004

   Из трудов Д.Г. Гедеонова известно, что недалеко от Хавок в сторону засеки, еще в середине XIX века существовали урочища: Святые и Золотые ворота3. До 1764 года село Хавки и деревня Сливки были вотчинами Николаевского Венева монастыря, известного с 1407 года. Так как монастырь принадлежал Тульскому уезду, то и его вотчины так же были в Тульском уезде. В 1764 году в ходе реформы Екатерины II монастыри лишились земельных владений с крепостными, и стали принадлежать  "ведомству государственной коллегии экономии", позже Казенной палате.


Нежилое здание рядом с храмом в Хавках, 2004

    Крестьяне выплачивали лишь ежегодный оброк, что положительно сказалось на их экономической активности. К примеру, в 1816 году упоминается мучная мельница на реке Хавки на двух подставах, принадлежащая жителям села. В конце XVIII века в Хавках было развито ткачество холстов и сукна на продажу. Главная улица села до революции называлась Тармосинская слобода, фамилия "Тармосины"  была широко распространена на этой улице.

  В 1855 году, во время Крымской войны, в Веневском уезде была сформирована Дружина №89 Государственного подвижного ополчения. Рота №2 этой дружины под командованием прапорщика Сергея Александровича Янькова до момента отправки в Крым около двух месяцев квартировалась в селе Хавки. 16 июня 1855 в Хавках произошел большой пожар. В 5-30 ночи ударила молния в один из домов, который загорелся, огонь быстро распространился, сгорело около 60-ти домов, целая слобода. Во время борьбы с пожаром отличились некоторые ратники, в том числе урядник Михаил Казьмин сын Жарков.

  В 1874 году жители села регулярно отсылали деньги голодающим крестьянам Дергуновской волости Николаевского уезда Самарской губернии, переселенцам из Хавок7.


Курлович В.П., 1911

   До революции здесь существовала мужская земская школа и женская церковно-приходская школа. Сохранившееся здание построено не ранее 1904 года. В советское время в здании земского училища разместилась семилетняя сельская школа. В 1910 году в старшем отделении Земской школы преподавал учитель Боженов, в двух младших - учительница Дмитриевская Валентина Николаевна, всего обучалось 65 мальчиков4.

  С работы в Хавском училище (1886-1904) начал свой трудовой путь Курлович Василий Петрович, основатель веневской учительской династии. Позднее он возглавлял Городское училище.

 


Богородицерождественская церковь, 10.01.2021

   Сохранилось здание Богородицерождественской церкви (1751). Она имела пять куполов. Каменный храм построен на средства московского купца Козьмы (Косма) Матвеева (ок.1707-1770-е), выходца из села Хавки. Императрица Елизавета Петровна для покрытия государственных расходов вводит в 1747 году "табачный откуп", что-то вроде разрешения на монопольное право торговли табаком, который был отдан купцу Матвееву К.М.5

   К началу 50-х годов XVIII века он уже владел в Московском уезде красочной, сургучной, каразейной фабрикой, держит табачный откуп. В том же 1751 году Матвеев покупает имение в Московской губернии село Рязаново с прилегающими к нему землями (сельцо Климово и дер. Остафьево). Он и его жена владеют им до 1775 года. Усадьба Остафьево была и остается притягательным местом для всех, кому дорога русская история и культура.

   В 1930 году в Тульской области особенно усилилось гонение на церковь. В Веневе был создан "штаб райсовета воинствующих безбожников", который организовал в районе акцию "антирождественские дни", в ходе которой закрывались храмы, снимались колокола, унижали священников. И лишь в селе Хавки, по информации газеты "Деревенская правда" №9 за 1930г., штаб получил отпор: "Кулаки и попы сорвали антирелигиозные собрания".

Кубышкин П.С.
Кубышкин П.С.

  Еще один выходец из села Хавки Петр Степанович Кубышкин прославился своей политической деятельностью. Член РСДРП(б), фактически руководил уездом с весны 1917 по лето 1918 года. Принимал участие в революционных событиях на территории Веневского уезда в 1905 году, в феврале 1917 и октябре 1917. После "февральской" революции занял должность комиссара Временного правительства и возглавил Уездный исполнительный комитет, взявший власть в уезде в свои руки. Летом 1918 года Кубышкин вместе с другими активистами ушел добровольцем на фронт. После гражданской войны проживал в Веневе.

   Во время коллективизации 1930-х годов в селе был создан колхоз "Трудовик".

  Старожилы утверждают, что иконостас церкви села Хавок в советское время был перевезен в церковь села Новоселебное Киреевского района Тульской области.

Население села по годам, человек
1790 1816 1858 1918 1998 2004
1380 1592 1521 1400 130 117

По клировым ведомостям 1916 года в селе числиться 3069 жителей, вероятно, в них закралась ошибка, потому что это даже больше некоторых уездных городов Тульской губернии.

Источники:
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895
2. "Тульский уезд в XVII веке. Его вид и население по писцовым и переписным книгам", Е. Щепкин, М.-1892
3. Гедеонов Д.Г. Веневские древности // Тульские губернские ведомости, 1854

4. ГАТО Ф.9 оп.1/т.2 д.2252 Доклады членов учительских советов Веневского уезда о проведенных экзаменах в 1910 г.
5. Соловьев С.М. "История России с древнейших времен", т.22
6.
Хитров И.А. село Хавки // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. Том 6 - 2008
7. Отчет попечительства венёв. у. с. Хавок за 1874 г. // Тульские епархиальные ведомости №3 за 01.02.1875 - сс. 45, 46
8. Жалованная несудимая грамота царя Ивана (IV) Васильевича Тульскому Николы Чудотворца  Веневу монастырю, февраля 7074 года. // Белоцерковский Г.М. Тула и Тульский уезд в XVI-XVII вв, приложение XX., Киев - 1915