WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                                          
 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте
 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

© Денис Махель,
2004-2018

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

05:59

Путеводитель по достопримечательностям города

Главная > Путеводитель > ул. Революционная

 

 

Страницы: 1, 2

ул. Революционная


Реконструкция Введенского храма

   Первоначально, по городскому плану 1779 года, эта улица получила название Рязанская, т.к. она вела из города в сторону Рязани. Но в середине XIX века, по неизвестным на сегодня причинам, она была переименована в Введенскую, по названию храма, который находился на этой улице. А название "Рязанская" получила до этого безымянная улица, известная сегодня как "Свободная".

Храм Введения Пресвятой Богородицы

Построен в 1776 году.
Не сохранился.

  Церковь с колокольней была выстроена в стиле близкому к барокко на средства веневских купцов Шаталовых и Зуевых.

   В статье "Церковь Введения  во храм  Пресвятыя Богородицы в Г. Веневе", вышедшей в 1874 году в Прибавлениях к Тульским Епархиальным ведомостям сказано, что архитектурный стиль трудно определить, скорее всего, храм строился по собственному проекту артели каменщиков, т.к. в то время жесткого надзора за строительством еще не существовало. "В очертаниях всего здания церкви и колокольни господствует прямая линия; нет никаких изгибов, кроме прямых же углов, окна и двери почти без украшений, колонны без капителей, целое здание вообще не представляет стройной соразмерности частей. Кругом церкви разбросаны вросшие в землю надгробные камни без всякого признака надписей, следы упразденнаго приходскаго кладбища."

   Это был один из трех основных храмов дореволюционного Венева. Главная достопримечательность Введенской улицы в прошлом. Приход составляла в основном Озеренская слобода. Церковь с таким названием впервые упоминается в 1633 году, в списке церквей сожженных татарами. Каменное здание построено на месте ветхого деревянного. При храме существовала воскресная школа. Перед революцией в церкви находились две интересные реликвии: большая резная икона св. Николая "глубокой древности" и Евангелие 1688г. издания.

  В 1845 году на средства Елизаветы Петровны Яньковой (1768-1861) и других жертвователей был сооружен и освящен предел св.Екатерины при Введенской церкви. Е.П. Янькова - помещица села Петрово, известная мемуаристка. Её внук Д.Д. Благово в 1885 году издал воспоминания Елизаветы Петровны отдельной книгой "Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений записанные и собранные ее внуком Д. Благово", переиздана в 1989 году в серии "Литературные памятники".


Янькова Е.П., 1794

   При Введенской церкви, по сообщению 1874 года, действовал замечательный хор, состоящий из учащихся Веневского духовного училища и некоторых местных чиновников. В 1912-1918 годах в церкви служил священник Нектаров Михаил Васильевич.

  В воспоминаниях веневских большевиков о 1917 годе упоминается "Введенское братство", возглавляемое духовенством при поддержки местной интеллигенции, выступало в союзе с "Народным правлением", пришедшим к власти после Февральской революции. На "Братство" был повешен ярлык монархической организации.

   По всей видимости, "Введенским братством" называли общественную организацию, официально известную как "Приходское попечительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы". Оно было создано в 1897 году, председателем Попечительства в 1901 году состоял инженер-поручик Петр Михайлович Сильванский. Помимо ремонта и улучшения самого храма, Попечительство занималось раздачей подарков бедным к религиозным праздникам, Рождества и Пасхи.

Место Введенской церкви сегодня
Место Введенской церкви, 2004

  Точная дата закрытия Введенской церкви не установлена, вполне может быть, что это произошло после 1935 года. Окончательно разобрано здание было в 1950-е годы.

Дом 11

  Бывшая сторожка Введенской церкви, вероятно, здесь жил сторож. В некоторых сторожках при церквях прихожане ожидали окончание службы.

  При советской власти дом разделили на две квартиры. В одной из них в 1930-1970-х годах проживала семья Калугиных.

   Сейчас здание оштукатурено, однако, старожилы утверждают, что до ВОВ оно было облицовано красным кирпичом. Забор палисадника и кирпичная пристройка явно не соответствуют архитектуре дома.

Дом 13

  За Введенской церковью располагался дом одного из последних священников Степана (Стефана) Васильевича Милова (1881-1942). В отличие от самого храма, этот дом сохранился. В Степан Васильевич окончил Тульскую Семинарию и в 1911 году начал службу в храме. В том же году он женился на дочери священника этого же храма Валентине Ивановне Крутицкой (р.1886). В 1913 году он был членом Отделения Епархиального Училищного совета, а так же работал законоучителем в Городском Приходском Женском училище.

 Вместе с ним проживала его жена (р.1885) и сын (р.1912). Из прислуги у них были: кухарка и няня для ребенка.

 При советской власти Миловым оставили только часть дома. Когда сбрасывали колокола, от одного из них откололся кусок, который Стефан Васильевич принес домой. Это стало известно активистам райсовета, которые не замедлили явиться для изъятия осколка. Сегодня его потомки проживают в Москве.

Милов С.В.
Милов С.В.
,
19
20-е годы

Страницы: 1, 2