WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                  
                                                           

Главная
История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте

 

 

 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

 

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

09:21

Электронная библиотека

 

 

Село Анишино богато своими традициями

Ильин В.Ю.,
председатель районного клуба краеведов

   Село Анишино расположено при речке Любанке на старом почтовом тракте Тула-Венев. Здесь стояла почтовая станция с шестью сменными лошадьми. Проезд в конце XIX века был недешев: за пару лошадей брали 1 рубль 82 копейки, за тройку - 2 руб. 73 коп., экипаж стоил по 12 копеек с версты; плюс брались еще прогонные и поверстные - по 5 копеек с версты и с лошади. Итого до Тулы дорога обходилась путешественникам чуть выше 8 рублей, до Венева - более 6 рублей с полтиной. Не каждый мог с шиком промчаться на почтовых - большинство ходило пешком, с ночевкой в том же Анишино...

   Но это уже данные 1894 года, а само Анишино возникло гораздо раньше. В писцовой книге 7096-7097 гг. (1587-1589) – первая дата шла на Руси от сотворения мира - в издании Российского Географического общества 1877 г. во втором отделении первой книги в XI-м разделе «Тула и Тульский уезд» сказано, что в приход Венев-Монастыря в стане Старое Городище входит деревня Анишина, в которой паханой «доброй земли» - 50 четей, наездом паханой (нерегулярно) - 20 четей, перелеску - 40 четей, да лесом по оврагам (луга) - 100 копен, или 20 четей. Итого по самым скромным меркам (размеры четей-четвертей бывшей условной единицы более 2 гектаров - менялись каждый век) земли было только в Анишино за 150 га с учетом трехпольного севооборота (пахалась каждый год другая треть земли).

   До Ивана IV Грозного земли помещикам не раздавались вообще, да и монастыри в глубинке ими особо не баловали. Можно утверждать, что это был дар Ивана Грозного, хотя какие-то царские земли были у монастыря и раньше.
Владения обители подтвердил жалованной грамотой монастырю 1621 года и царь Михаил Федорович.

   Анишинцы вместе с жителями других-сел и деревень обители исправно отрабатывали на монастырь и поставляли продуктовый оброк (рубу) как монастырю, так и вышестоящим Верховным инстанциям - Звенигородскому Савво-Сторожевскому монастырю при Алексее Михайловиче, дому патриарха Иоакима при Федоре Алексеевиче; а с отменой патриаршества – экономической комиссии Священного Синода; при этом они хоть и считались не монастырскими, а экономическими крестьянами, монахов они продолжали кормить так же, как и раньше, и целиком зависели от воли настоятеля эконома.

   И даже после закрытия обители в 1782 году оброк и деньги с них исправно поступали в экономию в Санкт-Петербурге (а потом и в Епархию). Это положение изменил лишь Николай I, объединивший всех крестьян разных государственных ведомств в «казеннее крестьяне». Но разницу в этом заметили лишь те, кто раньше платил меньше податей.

   При Николае поняли, что работников надо учить. Периодически возникали «школы казенных мальчиков» в Дедиловских Выселках и Филатове, Детей бесплатно учили священники или их дети, еще не получившие прихода после окончания семинарии. В Анишино же регулярное образование пришло только при Александре II.

   В 1862 году здесь было решено открыть народную школу министерства имуществ. Через епархиальную прессу был объявлен конкурс на замещение должности учителя, его место занял выпускник Тульской семинарии И.И. Успенский, который впоследствии стал первым священником прихода и одарил Никольский храм мозаичной иконой св. Елизаветы в память умершей жены.

   Но с той поры учителя в Анишино уже не переводились. Они приезжали и уезжали, сменяя друг друга, и продолжали учить крестьянских детей, к той поре уже никому не подчиненных, кроме родителей. Родители долгое время содержали и учителей, и школу, ставшую в конце века земской и получившую поддержку общества. Дольше всех в ней проработала Е. С. Воздвиженская - с 1897 по 1917 год она выпустила 255 учеников со льготой (грамотным мальчикам в армии давались послабления) и 200 девочек с аттестатами, которые редко когда им годились. Но она еще учила и после революции, и многие старые анишинцы помнят ее фамилию.

   Менялось постепенно и лицо деревни. В 1884 году на самом крутом повороте тульской дороги появилась крытая железом каменная часовня во имя святого Александра Невского. Очевидно, строить ее начали раньше, поскольку она возводилась в память 25-летия царствования императора Александра II (с 19 февраля 1855 года); но к моменту постройки он был уже как три года убит. Выстроил ее на свои деньги крестьянин Ф. Е. Кузнецов. Возможно, в это время он был старостой прихода, поскольку в 1908-1910 году старостой Венев-Монастыря был его сын Федор Филиппович. И был он, скорее всего, одним из самых зажиточных крестьян деревни. Да, именно деревни, а не села, хотя жители после строительства часовни стали его именовать так. Но настоящей церкви тут никогда не было, поэтому не могло быть и села, т.е. деревни с церковью.

   Но зато здесь был волостной центр, куда, кроме современной территории округа, входили и волынцевские земли Имелось в деревне и свое сельское общество (одно из 12 на волость), решавшее на сходах насущные вопросы своей жизни и сбора средств на необходимые траты. Так что вопросы частичного самоуправления были не чужды и империи. Помогало их нуждам и приходское попечительство храма под руководством Я.Р. Проплетина.

   В 1894 году волостное правление, выбираемое делегатами всех сельских обществ, возглавлял старшина Т. Полукаров, а председателем волостного суда был Е. Петрухин. Народа в подчинении хватало. Одно Анишино с 1835 года по 1917-й выросло с 545 человек на 57 дворов до 1077 жителей на 135 дворов. Но мужчины за все время так и не смогли ни разу догнать по численности женскую половину. Но зато все они обогнали филатовцев, бывшей самой крупной деревней волости более 100 лет. А вот школьников было не так много - от 52 человек в 1894 году до 80 в 1917. Но это были хорошие цифры для села.

   Про советский период жизни села Анишино лучше расскажет новое поколение краеведов. А вот сегодняшних краеведов Анишинской школы я бы попросил поделиться с читателями газеты материалами со страниц своих прекрасных альбомов. Им есть, что сказать.