карта сайта
                           

 

 

                                                      WWW.VENEVA.RU   
                                                                        
 

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

Главная
История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте

 

 

 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

 

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:10

Электронная библиотека

 

 

ЗА ВЕНЕВ МОНАСТЫРЬ

Троицкий Н.И.
газета "Тульские губернские ведомости",
 1897, N 217

   Года два тому назад, от имени Крестовоздвиженской женской общины, что при сельце Борщевом (Тульск. губ., Веневск. у.) появилось "Воззвание к Христолюбивым благотворителям" такого содержания:

   "С благословения и утверждения Св. Синода, в конце 1892 г. открыта при сельце Борщевом, Тульской губернии, Крестовоздвиженская женская община в память чудесного спасения Августейшей Семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года. Вместо крайне тесной и неудобной для молящихся церкви, начальницею, в видах благоустроения общины и удовлетворения самых насущных потребностей молящихся, испрошено у епархиального начальства разрешение на построение нового храма. Но, при крайней бедности окрестных жителей и скудости средств общины, является величайшая необходимость в посторонней помощи. Надеясь на Владычицу Небесную, в честь Иверской иконы Коей имеет быть сооружен храм, община, именем Божией Матери, просит христолюбивых жертвователей и доброхотных дателей оказать свою посильную помощь на построение нового храма, в котором вечно будут возноситься горячие молитвы к Богу и Царице Небесной о спасении всех, принесших свою лепту на это благое дело".

   Бесспорно, устроение надлежащего храма для общины - "дело благое", весьма благое дело и устройство самой общины. - Не будем здесь повторять того, какое значение монастыри имели в колонизации окраин отечества, какое имели они воздействие на культурное развитие русского народа, наконец, на склад и характер его жизни и литературы: все это хорошо известно всякому сколько-нибудь образованному человеку. Нет, не говоря о заслугах монастырей отечеству, мы прямо готовы от души приветствовать созидание Борщевской общины и искренно желаем ей процветания, но именно не для нее самой только, а и для прилегающего к ней края.

   Такое желание наше побуждает нас высказать и свои соображения о наилучшем благоустройстве общины. На наш взгляд, вместо того, чтобы, не имея собственных средств, обращаться к "христолюбивым жертвователям" и просить их, "именем Божией Матери", следовало бы повнимательнее осмотреться около своей обители и воспользоваться тем, чем воспользоваться можно и должно именно для благоустройства общины, и даже наибольшего, нежели какое имеется в виду в "Воззвании" ее.

   Дело в том, что в семи-восьми верстах от Борщевого находится село Венев монастырь, в котором существует еще прежний монастырский (теперь приходской) храм во имя Успения Пр. Богородицы и св. Николая Чудотворца, каменный, двухъярусный, в типе Московско-Ярославской архитектуры. Он построен в 1700 году и доселе остается отлично сохранившимся. Храм этот - прекрасный памятник древнейшего из монастырей во всем Тульском крае. Вместо того, чтобы ему оставаться приходским, почему бы ему опять не стать монастырским? - Мы говорим, стало быть, о перенесении Борщевской общины в Венев монастырь, иначе - о восстановлении древнейшего и достопамятнейшего Венева монастыря.

   В самом деле, и название "Венев монастырь", доселе сохранившееся за этим селом, и храм в виде соборной монастырской церкви, и особое отношение к нему жителей окрестных и даже отдаленных, и разного рода легенды с историческими воспоминаниями о некогда бывших здесь злосчастных обитателях - князе Юрии Смоленском и митрополите Пимене, коих могилы отмечены здесь особыми надгробными памятниками, - все это невольно обращает на Венев монастырь особое внимание и заставляет желать, чтобы была восстановлена издревле бывшая здесь иноческая обитель; таковой обители здесь соответствует я поэтическая местность села-монастыря, с открытым горизонтом, обрамленным вековечным лесом-засекой. А между тем, к осуществлению мысли о восстановлении Венева монастыря вовсе нет серьезных препятствий.

   В семи-восьми верстах от Венева монастыря, как сказано, поместилась община, требующая для своего благоустройства еще очень и очень многого, кроме храма. Между тем, здесь, в Веневом монастыре храм уже готов и весьма хороший. - Община вовсе еще неизвестна в народе, а Венев монастырь доселе пользуется особенным народным вниманием, что сказывается особенно в престольные его праздники, преимущественно в день Успения. - Община отброшена в сторону от большой дороги, а Венев монастырь в версте от почтового тракта из Тулы в Венев. А это обстоятельстве имеет свое особое значение и для общины, и для народа: кто пойдет в храм общины в Борщевую, существующую там где-то, в стороне, вдали от хорошей дороги, без всякого убежища для путников? - А мимо Венева монастыря день и ночь постоянно идут и едут всякие люди, и по житейским надобностям, и богомольцы из разных стран, и пр. Будь здесь община: и она имела бы несравненно больше средств, и народ, посещая храм ее, имел бы от общины несравненную душевную пользу. - Кстати о пользе душевной. Близ села Венева монастыря на самой большой (почтовой) дороге есть слобода Дедиловские Выселки, в которой находятся и сектанты: само собою понятно, в таком месте воздействие на народ монастыря, с его ежедневными и благолепными службами, по строгому церковному чину, что так любят люди, придерживающиеся старинных обычаев и взглядов, было бы, конечно, весьма благотворно. Да это было бы благотворно и для целого края. При монастыре могли бы быть школа, больница, гостиница и пр. А что и для кого может быть в какой-то Борщевой, в захолустье? на кого и каким образом будет воздействовать монастырь там, если только когда-либо община там сможет стать монастырем?

   Но спросят: если община перейдет в Венев монастырь, что же будет там в Борщевой? - разумеется, там может быть то, что угодно общине - скит, хутор, форма для ведения хозяйства на монастырской земле, как это имел некогда и Венев монастырь, коему принадлежали села: Хавки, Медведки и пр., где монастырь имел свое хозяйство; или - как это есть теперь у других женских монастырей Тульской епархии (Успенского-Тульского, Никитского-Каширского и Крестовоздвиженского-Белевского). - А что касается деревянных келий теперешней общины, то их весьма нетрудно перевезти в с. Венев монастырь: на это, конечно, легко согласятся теперешние прихожане, без всякого сомнения, горячо желающие видеть в пределах своего местожительства снова восстановленным тот монастырь, о котором они еще доселе сохраняют благочестивое патриотическое воспоминание.

   Возможно, однако, и такое недоумение: будет ли достаточно удобств чисто бытовых и вообще благоприятных условий для существования восстановленного Венева монастыря. Без сомнения, если прежде Венев монастырь просуществовал с начала XV-го века до конца XVIII-го, т.е. около 400 лет при благоприятных условиях, то тем более теперь он может существовать с достаточными удобствами. И уже без всякого сомнения, здесь, в Веневском монастыре, для Борщевской общины будет несравненно более удобств, чем какими она пользуется на теперешнем месте своего пребывания. Венев монастырь находится в полуверсте от казенной Картасеневской засеки, где, если не будет монастырь иметь своей постоянной дачи, так будет получать дешевое отопление; он находится в версте от большой реки Осетра, с отличной водой для разных общежительных потребностей; он находится в версте от большой почтовой дороги, которая, несомненно, даст монастырю многих посетителей, так как дает их даже и теперь. Вот удобства, которых нет в сельце Борщевой. Прибавим к этому, наконец, что в праздник Успения пр. Богородицы, всякий год близ храма Венева монастыря бывает довольно многолюдная ярмарка, которая дает значительный доход храму и причту (плата с торгующих за места торговли), чего нет да и быть не может в захолустном сельце Борщевой.

   Единственный серьезный вопрос в данном деле, это следующий: если Борщевская община, оставив место своего первоначального поселения под хутор, ферму и пр., переместится в Венев монастырь, займет усадьбу причта, то, что будет с приходом - будет ли он при монастыре или сделается самостоятельным? - Несомненно, Веневский приход должен быть совершенно преобразован в самостоятельный: и это вовсе не имеет для себя непреодолимых препятствий. Дело вот в чем. В составе Веневского прихода есть обширное селение Анишино, в расстоянии 5-6-ти верст от храма Венева монастыря. Оно расположено на той же трактовой дороге из Тулы в Венев и представляет собою длинную слободу с широко открытою площадью по средине. В нем находятся почтовая станция, волостное правление, школа, больница, постоялые дворы: ему, очевидно, не достает только храма Божия. О возможности построить здесь деревянный храм не может быть ни малейшего сомнения, - он будет готов в полгода, ибо под боком у Анишина казенная Картасеневская засека, а между обитателями его есть люди состоятельные и глубоко преданные вере отцов своих и храму Божию. Нет, в Анишине может быть построен прямо каменный храм: ибо как в Анишине, так и в других деревнях того же прихода, есть много хороших мастеров кирпичного дела и, судя по кирпичным избам крестьян, это хорошие мастера; а дров на обжигание кирпичей - сколько угодно в той же засеке: дрова из засеки дают крестьянам даром и, как здесь говорят, "не берет дров только тот, кто не хочет!" Следовательно, заготовить надлежащее количество кирпичу для храма жители Анишина смогут без особенных обременительных пожертвований, хотя и пожертвования с их стороны также могут быть и очень значительные, что доказывает прекрасная

   Александровская часовня в Анишине, выстроенная на средства одного местного благотворителя.

В виду изложенных соображений, мы основательно можем желать, чтобы к концу настоящего столетия история Тульской епархии обогатилась еще одним и отраднейшим событием - восстановлением древнейшей обители во всем Тульском крае - Венева монастыря.

Императорского Московского Археологического Общества Д. Член Николай Троицкий.

Материал любезно предоставлен сайтом "Храмы России".

 


Баннерная сеть "Историческое краеведение"