WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

20:19

Электронная библиотека

 

 

Николаевская церковь в г.Веневе

Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям,
начало - 15-го ноября 1878 года. №22,
продолжение - №23,
продолжение - №24
 

Описание храма

   Николаевская церковь, по грандиозности своей архитектуры, безспорно занимающая самое видное место не только между другими церквами города, но и, кажется, всей губернии, служащая как бы мерою боголюбиваго усердия жителей, основанием своим относится к самому началу текущего столетия. Дело по устройству описываемой церкви, вместо бывшей также Николаевской, как значится в архиве консистории, началось в 1800 году. Бывший в то время церковный староста веневский купец Яков Максимов Бородин, будучи уполномочен приговором прихожан, в прошении к преосвящ. Мефодию, от 26 октября 1800 г., между прочим писал так: «приходские люди, а так же доброхотные вкладчики, усмотрев, что в приходской церкви Николая Чудотворца с приделом Пророка Илии, как в стенах, так и в иконостасе начинают оказыватся некоторые ветхости, и оныя время от времени умножаяся, могут угрожать церкви опасностию и разрушением, почему с общего нашего согласия просим Ваше Преосвященство благоволите посреди красной площади, яко на месте удобном, построить новую каменную церковь в то же именование и с приделом так же Пророка Илии, с прибавлением втораго еще придела во имя Преподобнаго Феодосия Тотемскаго Чудотворца. По построении же новой церкви, старую сломав, материал употребить на построение колокольни, в знак чего и благоволите Ваше Преосвященство пожаловать храмозданную грамоту; имеющуюся же около старой церкви каменную ограду благоволите ныне же сломать и употребить на постройку новой церкви». Об отводе места на красной площади под постройку храма Бородин в тоже время ходатайствовал у бывшаго тульскаго губернатора действ. Стат. Советника и кавалера Николая Даниловича, коим и предписано было губернскому архитектору Сокольникову составить специальный план. А как из плана было видно, что на той площади были некоторыя строения, коих оказалось числом пять и числе которых, по сказанию старожилов, одно строение было занято харчевней, тот оныя все строения церковным старостою были куплены, почему губернское правление, не нашедши препятствия к постройке новаго храма, по утверждении плана, и дало о сем знать. Консистория, изложив по сему предмету свое мнение, между прочим, постановила: прежде нежели церковь в построении свое начало возметь, чтобы священно-церковно-служителям близ той церкви, для построения домов, была отведена усадебная земля и законным образом была утверждена. Мнение консистории было утверждено резолюциею Преосвящ. Мефодия, который «обложить церковь благословил консистористу Преображенскому протоиерею Георгию Васильеву», о чем и состоялся, от 25 января 1801 года, консисторский указ.

   Скоро и легко последовало разрешение постройки новой церкви, но далеко не так было быстро исполнение. Составленный план нового храма оказался совершенно не по силам прихожан и заставил прибегнуть к внешней благотворительности доброхотных дателей не только в г. Веневе, но в отдаленной Москве, куда неоднократно и отправлялись по сбору церк. староста Бородин и настоятель церкви протоиерей Феодор Полюбин. Незабвенную, в сем случае, услугу оказал бывший прихожанин оной церкви Коломенской слободы крестьянин Матфей Филатов Ярцев, сделавшийся в последствии, в Москве именитым купцом и капиталистом. При весьма значительном личном его пожертвовании, а также при его живом участии и усердном содействии, из Столицы постоянно лились крупными суммами пожертвования. Достойно ценя богатыя приношения помянутого  благотворителя Ярцева, а также его усердное содействие, прихожане пожелали увековечить его имя, почему, вместо предполагавшегося придела во имя Феодосия Тотемскаго Чудотворца, испросили соизволение устроить придел во имя св. ап. и евангелиста Матфея – Патрона благотворителя; предел же Феодосия предположено устроить на первом этаже колокольни, приспособив для сего и довольно удобное место, но излишнее предположение и осталось до сего дня одним только предположением.

  Описываемая Николаевская церковь, зданием своим занимает в длину 33 сажени; именно: колокольня с галереею до трапезы на 33 аршинах  и поддерживается 24 столбами; трапеза до настоящей церкви на 27 арш.; настоящая до алтаря на 16 аршин, а самый алтарь с солеею на 23 аршинах. Предание есть, что такое громадное здание основано на каменной плите, оказавшейся при рытии бута, благодаря чему, прочность церкви через три четверти века остается совершенно неизменною. Столь большое здание церкви, при том что в значительном числе украшенное огромными колоннами, фризами, суфридами, карнизами и фронтонами отличной работы, созидаемое одною лишь благотворительностью, понятно и не могло быстро подвигаться в постройке. Прежде всего были отстроены пределы, которые и были освящены 1817 г. января 27 28 чисел Симеоном епископом тульским; настоящая же церковь была освящена уже в 1843 году 19 августа епископом Домаскиным.

    Отстроенная и законченная колокольня при сильном западном ветре во время бывшаго в 1834 году в городе пожара, опусташившаго значительную часть города, сильно пострадала тем, что на ней выгорели почти все ея деревянные части, как – то лестница и шпиц. Оторванныя порывистым ветром со шпиля тесины вместе с огнем уносились в подгородния слободы, от коковой огненной лавы сгорело, так называемая, Стрелецкая слобода. Около 25 лет колокольня стояла без шпица и креста, изображая собою как бы вавилонскую башню, и только в 1860 г. церковный староста  М. П. Гладушев, вместе с другими благотворителями привел колокольню в настоящий великолепный вид, устроив при этом на колокольне еще 4 – ый этаж и шпиц весь железный, обитый белою жестью. Колокольня по своей архитектуре, а также своей вышине вполне гармонирует с величием храма. На ней повешено шесть колоколов, из них в большом колоколе весу 308 пудов и 24 фунт. * ( *На большом колоколе, вылитом в 1834 году, надпись такова: усердием и старанием Михаила Бородина, Григория Евдокимова и Ивана Костолындина веневских купцов), а во всех около 530 пудов. Мы сделали бы большой пробел в описании наружности храма, если бы не упомянули о величественной кругом церкви ограде. Она, отстоя от храма в некоторых местах до 12 арш., устроена из одного белаго камня и достигает с левой стороны храма, в вышину до 6 арш., на каковой стене поставлены  круглые белаго камня столбы для решетки. Концами своими ограда упирается в часовню, из коих одна служит приютом для караульщиков. Оба последния здания обставлены каждая по углам 12 колоннами из белого камня. Усердию храмоздателей и столь щедрой затрате белого камня способствовала благоприятная местность г. Венева, обилующая строительным материалом. Неподалеку от города раскинуты обширные каменоломни, дающия отличный белый камень, так называемый веневский цоколь, которым в изобилии удовлетворяются потребности даже отделенных городов, как - то: Ельца, Воронежа, Тамбова и друг. Посетители города Венева из тех отдаленных местностей, поражаясь столь щедрою затратою белаго камня, не даром говорят, что материала белаго камня оградой Николаевской церкви, проданнаго по цене в тех местностях существующей, почти достаточно бы было для построения скромнаго сельскаго храма.

    На сколько привлекательна своими грандиозными размерами и архитектурой наружность Николаевской церкви, на столько же поражает внимательнаго посетителя и приводит в умиление ея внутренность. Правда, внутренность не особенно богата драгоценными украшениями; она не блестит особенно ни золотом, ни серебром,  тем не менее благолепное расположение храма и искусное зодчество заставляют забыть отсутствие такого блеска. Внутри стены, как в настоящей, так и в приделах, а также и в алтарях по карниз, отполированы под мрамор, своды же украшены живописью. Так как в трапезной  справой – южной стороны предел посвящен имени пророка Ильи, то и в росписании свода этой части все изображения взяты св. истории в. завета; с левой же стороны все изображения напоминают историю новаго завета, так как придел посвящен св. ап. и ев. Матфея. Трапезная церковь с правой и левой сторон освящается 8 окнами, вышиною 5 аршин, кроме того так называемыми италианскими.

   Иконостас настоящей церкви, возвышающийся до самого купола, как с наружи,  так и изнутри алтаря, украшен живописными изображениями. Весь иконостас искусно отделн вполне безупречной резьбою, до селе еще не позлащенною. Настоящая обильно освящается множеством больших окон как в основных стенах, так и в осьмигранных. Вся церковь как бы залита светом и принимает всегда вид праздничный, не оставляя буквально не одного свящ. изображения в тени. Не даром даже столичные посетители храма, восторгаясь его величием, всегда выносили и выносят отсюда умиленное впечатление, причем с грустию выражали свое сожаление о том, что церковь находится не в Столице, где, в окончательном своем благоустройстве, она достигла бы редкого и [даже] там великолепия.

---

Св. Иконы

    Особо богатых икон в ризах в иконостасе настоящей церкви, за исключением местной храмовой иконы Св. и Чуд. Николая, как мы сказали выше, нет; так же нет в ризах икон и в других иконостасах, кроме местных икон Спасителя и Успения Богоматери в иконостасе Пророка Ильи, весу в обоих ризах около 20 фунтов.

    В проход, ведущем из трапезной церкви в настоящую, по обе стороны, так же сооружены хорошей столярной работы иконостасы.

    Как на особо дорогия, украшенныя серебряными ризами  иконы, можно указать на образ Сошествия Христа во ад, находящийся в настоящей церкви за правым клиросом вышиною в 1.5 арш. И шириною более 1 арш., весу в вызолоченной серебряной  ризе примерно около 10 фунтов, и образ Николая Чудотворца, стоящий за левым клиросом, мерою в квадрате 1.25 арш. И весу в ризе 10 фунт. 78 зол. В трапезной церкви икона Скорбящей Божьей Матери, серебряно-вызолоченной, мерою в квадрате 1 ¼ арш. и весу в ризе 6 фунт. 2 зол.; Успение Бож. Матери на гробнице в серебряно-вызолоченной ризе, весом 12 ф. 84 зол., и икона Св. Чуд. Николая, весу в ризе 9 ф. 22 зол. В церкви имеется также достаточно жертвованных разными благотворителями на помин души, домашния иконы малаго размера, из них некоторыя все в серебряных ризах, некоторыя с серебряным только венцом, а некоторыя обложены серебром только по полям. Как на особо чтимые иконы, можно указать на иконы, жертвованныя с Св. горы Афонской: образ Богоматери, именуемой в Скорби и печали утешение; образ Богоматери, именуемой Отрада или Утешение, и образ св. великомученика и целителя Пантелеимона.

Св. Евангелия, Сосуды и Кресты:

   Николаевская церковь, неособенно богатая драгоценностями на иконах, в значительном количестве снабжена серебром в других церковных принадлежностях. При церкви имеется 6 евангелий, включая в то число и 2 малых в 1/8 д. листа, которыя все более или менее обложены серебром. В более других ценном евангелии совсем с книгой весу 33 фунт.

   Священных сосудов со всеми к ним принадлежностями, серебряных и при том большею частею вызолоченных при церкви имеется 6; в них во всех весу около 31 фунта. А так как самая церковь основанием относится к началу текущаго столетия, то и церковные принадлежности и богатства принадлежат текущему столетию, за исключением одного сосуда, который с 1789 года.

   Ковчегов серебряных-вызолоченных 3, в них во всех весу 17 фунт. 41 золотник. Дароносиц серебряных тоже 3; из них одна большая, на ножках, наподобие ковчега, во всех весу 4 ф. 75 зол.

   Напрестольных крестов в церкви серебряных и притом вызолоченных(*) 5, весу в них около 7 фунт. (* На одном самом ценном кресте плоть И. Хр. Особо литая; кругом в один ряд он обнизан мелким жемчугом; на нем надпись: вкладу дал в церковь Николая Чудотворца г. Венева, села Мильшина священник о. Иоаким Матвеев. 1816 года.

   Кадил серебряных, из коих одно вызолоченное, 5; в них во всех весу более 7 фунтов. Сверх сего имеется достаточное количество серебряных лампадок для возжжения елея, трехсвечник, употребляемый на Св. Пасху и большая тарелка для подавания просфор, весу в ней 1 ф. 14 зол., а со всеми лампадками и трехсвечником около 3 фунтов.

Священныя одежды:

   Одеждами для престолов, воздухами для Св. Даров, священническими и диаконскими облачениями Николаевская церковь особо богата. Последних по описи значится да 35 пар. Правда, облачения не особенно раскошны и ценны;  но судя по приходской церкви, находящейся в одном из незначительных уездных городов губернии и в приходе, далеко не обилующем избытками средств, явление подобнаго усердия прихожан, составляет одно из фактических доказательств их ревности и любви к благолепию своего храма.

Библиотека церковная.

   Библиотека далеко не по церкви. Кроме обыкновенных двух кругов службы и других богослужебных книг, а также бесед Св. Василия Великаго и Иоанна Златоустаго и других некоторых книг, до 1860 года при церкви ничего другого почти не имелось. Только с начала шестидесятых годов и до настоящего времени библиотека церковная значительно пополняется разного рада переодическими изданиями духовнаго содержания. Теперь в библиотеке можно встретить за несколько годов и Хр. Чтение, и Труды Киевской Академии, и Руководство для сельских пастырей, и Православное Обозрение, и Домашнюю Беседу, и Современность и, наконец Церковный Вестник.

Настоятели церкви.

   До 1849 г., когда в кладбищенской церкви служба отправлялась по очереди причтами всех церквей города, при Николаевской церкви состояло 3 штата. Сведения о настоятелях церкви имеются с 1780 г. К сожалению в настоящем случае мы должны сделать только один почти перечень или ограничиться самыми скудными биографическими данными. Сведения о настоятелях нами извлечены частию из метрических книг, а частию из клировых ведомостей. В метрических книгах за 1780 год    по листам читаем подпись одного иерея Петра Ильина. За 1784 год читаем подпись двух священников, названного выше Ильина и иерея Иоанна Максимова. За 1787 год, кроме помянутых священников является подпись третьяго священника Михаила Яковлева, 2 диаконов: Герасима Феодорова и Ивана Иванова, и 6 – ти причетников. За 1796 год в подписи книг священно – церковнослужителями встречаем следующие имена:1 священник Филипп Прокопиев, 2 – Феодор Полюбин и 3 – Симеон Михайлов с 2 диаконами и 6 причетниками. В 1803 году священник Филипп Прокопиев, с званием протоиерея переведен в соборную того же города Воскресенскую церковь, где в том же году и скончался *. ( *Смотри Тул. Епарх, Вед. 1873 года, № 20). Вместо его является подпись священника Козьмы Николаева, а с 1814 года на место умершаго Козьмы Николаева, уже подписался священник Андрей Протопопов, сын  Филиппа Прокопиева, бывшаго в последствии соборнаго протоиерея.

    Из настоятелей незабвенную услугу в устроении  вновь Николаевской церкви оказал протоиерей Феодор Петрович Полюбин. Любимый особенно своею паствою  и вообще всеми горожанами, на которых имел весьма сильное влияние, он был и советникам благомыслящим, и руководителем просвященным, и сотрудником неутомимым для храмостроителя до самого конца построения храма, за что при освящении в 1817 году пределов возведен был в сан протоиерея. Протоиерей Полюбин занимал разныя почетныя должности, много лет был благочинным и в 1835 году в феврале месяце на 67 году от рождения своего умер, оставив по себе безсмертную память.

    Протоиерей Андрей Филиппович Протопопов, по окончании курса семинарии, преосвящ. Авросием в 1814 году рукоположен во священника; был духовником, а потом благочинным; в 1844 году был награжден скуфьею и в 1846 году на 55 году от рождения умер 24 декабря. Замечательно то, что число это было  как бы роковое для отца с сыном; протоиерей Филипп Прокопиев  так же умер 24 декабря *. (*смотри там же).

    Протоиерей Ал. Ив. Божанов служил при Николаевской церкви с 1843 по 1848 год. По увольнении из Тульского духовного училища, преосвящ. Авросием в 1818 году определен был веневскаго уезда в село Исаково в понаморя. В 1824 году по своему желанию поступил в военную службу в гренадерский генералиссимуса князя Суворова полк. В 1827 г. 15 марта епископом  Дамаскиным рукоположен во диакона в крепость  Динаминд т того же года 5 ноября архиепископом рязанским Филаретом рукоположен во священника в 4 морской полк. В 1833 году 9 сентября поступил в пехотный Принца Карла Прусского полка.  В 1834 г. 8 апреля переведен в Варшавскую Александровскую цитадель, откуда 1839 г. 7 сентября переведен в Гусарский Эрц – Герцога Фердинапда полк. В 1826 году 30 сентября во время коронования Его Величества получил в награду 100 руб. ассигн.; 1833  1 апреля, за усердную службу и труды, понесенные им в бывшую против польских неприятелей компанию , Всемилостивейше награжден скуфьею; 1839 г. 22 апреля за благонравное поведение и ревностное прохождение своей должности Всемилостивейше награжден камилавкой, а 1843 г. 234 июля за отлично усердную службу пожалован наперстным крестом. Сверх сего имел знак отличия польского ордена 4 степени за военныя достоинства и серебряную медаль  в воспоминание покорения города Варшавы 1831 г. 25 26 августа. В 1843 г. 23 октября епископом Дамаскиным определен был в г. Венев к Николаевской церкви, а от сюда в 1848 г. перемещен в г.Каширу, где через несколько лет и скончался. С перемещением в г. Каширу протоиерея Божанова, при Николаевской церкви закрылся навсегда и третий штат.

    Священник Ник. Феод. Полюбин, сын протоиерея Полюбина, по окончании курса в тул. Семинарии, 1830 г. 1 августа епископом Дамаскиным рукоположен во священника алексинскаго уезда в село Гатницы. В 1835 году 8 мая, за смертию родителя, свящ. Полюбин переведен в Венев к Николаевской церкви. Священник Полюбин проходил разныя должности, был наконец благочинным, имел скуфью и 1857 г. 2 марта на 50 году от рождения своего скончался, оставив по себе сиротствующее семейство *( *После смерти Полюбина остались 2 сына и 4 дочери), провидением Божьим ныне устроеное.

    Священник Филипп Андреевич Протопопов, сын протоиерея оной церкви, по окончании курса в семинарии, в 1848 году епископом Домаскиным рукоположен во священника на родительское место; проходил должности депутата и увещателя, ныне благочинный и цензор. В 1865 г. состоя земским гласным, был избран на трехлетие председателем училищного совета, и по званию гласнаго, обще с лицами других сословий, имел счастие представляться Государю для поднесения адреса по случаю спасения драгоценной жизни, в 1866 г. Всемилостивейше награжден камилавкой и за выслугу лет по должности благочинного награжден орденом 3 степени Анны.

    Священник Арсений Ив. Каменский, сын диакона  одоевского уезда села Скобочева. По окончании курса в семинарии, с аттестатом 1-го разряда, в 1858 г. 30 января епископом Алексием рукоположен во священника. С 1861 г. состоит законоучителем приходских мужских и женских училищ; с 1868 г. от М. Н. состоит членом училищнаго совета. В 1869 г. окружным съездом депутатов духовенства по делам веневского духовного училища, был избран членом правления духовного училища, в 1875 г. Всемилостивейше награжден камилавкой.

---

Церковные старосты и благотворители.

Из числа церковных старост своим усердием, заботливостью и любовью к храму особое внимание, по всей справедливости, обращает на себя, как сказано выше, веневский купец Яков Максимович Бородин, который исходатайствовал и самое разрешение построения описываемого храма и, положивши основание ему, неустанно с небольшими средствами созидал, украшал и совершенствовал почти около 40 лет своей ктиторской жизни. Будучи хорошим знатоком церковного устава и любителем пения, Яков Максимович, постоянно участвовал и в клиросном чтении и пении и, наконец в 1834 г. на всеночном бдении допевая последнюю церковную песнь « Взбранной Воеводе» скончался в церкви.

По смерти Яков Максимовича преемственно его место занял родной брат его Михаил Максимович Бородин, который той же церкви Божией в звании церковного старосты послужил 12 лет. Вообще дом купцов Бородиных заслуживает особой памяти в деле устроения храма, и потомство с благословением вспоминает о них. Говоря о церковных старостах дома Бородиных, мы сделали бы большое упущение, если бы прошли молчанием о третьем их родном брате Николае Максимовиче Бородине, который хотя по своему смирению и отказывался принять на себя звание церковного старосты, тем не менее, приметаясь в дому Божием около 60 лет, привнес в Него и значительную свою жертву и более чем полвека своей жизни. Будучи во всю свою жизнь девственником, и будучи всею своею душою предан церкви Божией, отрок Николай Максимович в построении храма принимал самое горячее участие. Не смотря на то, что дом Бородиных по тогдашнему времени, по своему состоянию, средствам и положению, занимал в городе самое видное место, Николай Максимович при построении храма не пренебрегал никаким делом; он вместе с рабочими носил кирпичи, песок и другие строительные материалы. Вменяя в ничто богатство тленное, он добровольно уступил свою богатую часть наследства на храм и всю почти свою жизнь, иногда даже целые дни, проводил в церкви, занимаясь благоустройством и храма и ризницы и прочей церковной утвари; только летом отлучался на богомолье по разным святым местам. Пребывая  почти неотлучно всю свою жизнь  в храме, старец Николай Максимович и по смерти не хотел отлучаться от храма, почему не задолго пред смертию  в приезд архипастыря Алексия, сам лично, как великую милость, испросил у него себе место  упокоения в ограде, где он и положен.

    Купец Егор Иванович Галкин, прослуживши церкви около 6 лет, своим зрелым умом и своею распорядительностью привнес храму так же значительную долю благоустройства, хотя многое им задуманное и начатое не успело при его жизни совершиться.

    Купец Максим Петрович Гладушев, в течении десятилетней своей службы церкви, оставил по себе вполне благодарную память потомства. Он по своему положению и средствам был как бы исполнителем и совершителем планов и предначертаний своего предшественника. Особенную и самую крупную заслугу церкви он оказал тем, как сказано нами было выше, что после пожара, уничтожившаго на колокольне шпиль, он Гладушев, с значительной затратой своей собственности, вновь устроил шпиль весь железный, предварительно надстроивши 4 – ый этаж колокольни, чем и привел наружность колокольни в привлекательный вид.

    Купец Василий Петрович Гладушев, родной брат М.П. Гладушева, преемственно за смертию брата, принял должность, которую проходил только одно трехлетие, и далеко не шел по стопам своего брата в приношениях на пользу церкви, хотя, по семейному положению, имел к тому и полную возможность, и богатые средства.

    Купец Н.В. Киреев, избранный в 1868 г. с честию и до ныне проходит должность церковного старосты. Десятилетнее служение его церкви далеко не осталось безследным. Правда Кирееву не предстояло надобности в новой какой либо постройке, но по исправлению ветхости церквей Николаевской и приписной к ней Покровской делались капитальныя ремонтировки. Он возобновил предельные иконостасы, перестлал во всей церкви полы, переменил значительное число ветхих, громадной величины оконных рам, и многое сделано другое.

Обезпечение причта

В пользу причта Николаевской церкви имеется составившийся в разное время из вкладов жертвователей на вечныя времена капитал, заключающийся в билетах непрерывнаго дохода из 4%, на сумму серебр. 3318 руб., и билет веневскаго городского общественнаго банка в пользу церкви и причта на капитал в 4000 руб., из 7 %, с каковаго капитала  0.5 % поступает в пользу причта. Других доходных статей для обеспечения причта не имеется. При Николаевской церкви с давних времен нет ни пашенной, ни луговой, ни даже усадебной земли, как о сем писал еще в 1799 году Соборной церкви протоиерей Ф. Прокопиев; хотя, в последствии, за церковью и числилось 11 усадебных мест, но в 1866 году по владению усадебной землею, никакими актами, вероятно, не укрепленною, возникло с городскою думаю спорное дело*. (*Смотр. Т. Еп. Вед. 1874 г. №12)

Консистория указом, от 8 октября того 1866 года, за № 8157, предписала каждому причту церквей города Венева отдельно просить об отводе усадебной земли, но дело это и до сего времени остается спорным и неоконченным.

                                                       Прихожане.

Как было велико число приходских дворов и душ Николаевской церкви, первое сведение об этом мы находим в деле консисторского архива за 1801 год. В указе тульской консистории за сей год, от 25  января читаем так: по учиненной при бывом в 1784 году священно-церковнослужительском распределении, в ведомости показано, что при Николаевской церкви приходских дворов имеется 319; а по духовной росписи за 1800 год показано мужского пола 1000 душ; каково количество душ с весьма незначительным приращением остается и до ныне, так как состав приходских душ за 1788 год имеется из 1139 душ мужского пола. Весьма незначительное приращение количества душ прихода, не смотря, благодарение Богу, на небытность особых случаев эпидемической смертности, ничем другим нельзя объяснить, как следствием того, что приход Николаевской церкви, заключая в себе около 2/3 душ горожан, которые, не имея возможности в месте родины зарабатывать себе пропитание, целыми, иногда, семействами идут в другия более благодатные места, где и остаются на жительстве.

    По количеству смертных случаев, особенно замечательны, так называемые , холерные годы 1848 и 1871. В эпоху эпидемии 1848 года умерло  обоего пола 134; в 1871 году смертных случаев эпидемии было гораздо менее, в сем году обоего пола умерло 101, включая в то число умерших и от других болезней.

    К приходу Николаевской церкви, кроме горожан с незапамятных времен принадлежат: Коломенская слобода казенных крестьян и временно обязанные крестьяне гг. Солнцевых деревень Залом и Курмышек, а так же крестьяне деревни Кузьминки, бывшие гг. Сумбулова, Барыкова и Маслова.

                                                    Церкви приписныя.

При Николаевской церкви стоят две приписные церкви: 1-я Покровская и 2-я Богоявленская с отдельным при ней теплым приделом во имя казанской Божьей Матери.

- Покровская церковь, именовавшаяся прежде Николаевской, с приделом в ней во имя Пророка Ильи, отстроена, как значится из надписи на камне, усердием дома веневских купцов Гладушевых, в 1737 году. Когда прихожане ходатайствовали о разрешении постройки новой церкви, то старая церковь, как в 1800 году писал церковный староста Бородин, за ветхостью, предполагалась к сломке, с целию материал употребить на вновь строющуюся колокольню. Сомнения нет, что строители руководствовались другими соображениями при постройке новой церкви, и всего менее ветхостию старой церкви, так как старая церковь, при весьма незначительном ремонте, стенами прочно устояла и доныне и служение в приделе одной церкви, в зимнее время, отправлялось и отправляется безостановочно. Настоящая же оной церкви, за неимением иконостаса, действительно, около 40 лет, находилась в запустении, пока не явилась мощная рука одного из потомков строителей этого храма. В 1862 году церковный староста купец М.П. Гладушев соорудил в настоящей этого храма иконостас, устроил потолок, приспособив все для зимнего служения; почему, по благословению высокопреосв. Архиепископа Никандра 23 декабря местным Соборной церкви протоиереем И. В. Глаголевым во имя Покрова Пресвятой Богородицы, настоящая старой церкви, бывшей Николаевской, и освящена. Ныне, просвещенною заботливостью и старанием старосты Н.В. Киреева, Покровская церковь приведена в окончательное благоустройство и для зимняго служения составляет одну из лучших теплых церквей города.

- Богоявленская церковь когда и кем построена, неизвестно. К Николаевской церкви, она приписана как к ближайшей, по упразднению бывшаго мужскаго монастыря, как пишется акт в клировой ведомости, других же актов никаких не сохранилось. В недавнее время были такие старожилы, которые запомнили около церкви совершенно ветхия стоящия небольшия здания, напоминающия собою монастырские келлия, а так же совершенно старый остов св. ворот для монастыря.

    Описываемая церковь, как и колокольня при ней, архитектуры древней, холодная, почему и богослужение в ней совершается только в летнее время в воскресение и в праздничные дни, а так же когда заблагоразсудят священники. Заметно очень, что монастырь был бедный, так как богатства в церкви весьма мало, хотя некоторые предметы церковной утвари, по древности, имеют за собою интерес. Есть в св. Евангелие ветхое 1685 года, «печатается при великих Государех  и Князех Иоанне Петре Алексеевичех и патриархе Кир Иоакиме», с подписью внизу старинным почерком: « во граде Веневе в Богаявленский монастырь вкладу дан серебряный Крест с св. мощами, надписанными на нем*. (*Святыя Мощи: Андрея Первозванного, Ап. Тита, Даниила Пророка, архидиакона Стефана, Георгия Страстотерптца, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Иоанна Златоустого, Иоанна Домаскина, Ефрема Сирина и риза Александра Свирскаго, Михаила Малеина, Анастасия Перскаго, Саввы Сторожевскаго, Феодора Стратилага, Евстафия, Плакиды, Пимена, Лукиана и муч. Меркурия). Крест заметно очень древний  с витой рукояткою также серебряною, при том вызолоченною, как и сам крест. Иконостас в четыре яруса с изображением пророков и апостолов и завершается распятием Господа 1. Христа. Особо дороихикон, за исключением местных икон Богоявления Господня и Скорбящей Божьей Матери, которые в серебрянных ризах, нет. Как на особо чтимую, не только жителями города, но и окрестными жителями, можно указать на древнюю  резную икону Спасителя, сидящего в темнице. Предание гласит, что икона сия прежде находилась в часовне, на так называемой Казанской улице; за упразднением же часовни в том месте, икона сия поставлена в Богоявленский монастырь, а самая часовня, по всей вероятности, перенесена на городскую, хлебную площадь, вследствие изменившагося плана города. Ныне, ветхая деревянная та часовня, в память избавления драгоценной жизни Государя от руки злодея, усердием одного знаменитаго веневскаго купца В.И. Маркова * (* В. И. Марков своею благотворительностью во многих случаях заявил себя заслуживающим особую память потомства. Смотр. Епарх. Тул. Вед. 1873 год, № 19), в более обширном и изящном виде в 1876 году заменене каменною. В Богоявленской церкви сохранилась ветхая книга, именуемая Триод постная без начала и конца, на ней внизу есть так же древняго почерка подпись: « Богоявленскаго Монастыря», при том нумерация по листам не в верху, а в низу, каковых листов 367. Другие предметы церковной утвари большею частию прошлого столетия. В 1875 году веневский купец Брежнев в пользу церкви оставил капитал в 500 рублей серебром навечныя времена из 7 %, хранящийся в веневском городском общественном банке.

Казанская церковь, своим объемом и архитектурой, похожая более на часовню, построена, как видно из надписи на плите, заделанной в стену, в 1775 году, по обещанию двух веневских купцов Боровкова и Бородина. Казанская церковь, составляет так сказать, теплый, только отдельный, предел  Богоявленской церкви для зимнего богослужения, почему церковная утварь, большею частью переносилась в нее из Богоявленской. Храмаздатели, созидая сию церковь, не принимали в соображение никаких других расчетов, кроме данных ими объектов; она, как излишняя, во время квартирования  в городе разных полков, постоянно занималась церковью полковою. Ныне внутренность Казанской церкви обветшало, почему и служба в ней давно прекращена, хотя внешность ее поддерживается в благопристойном виде.

    В заключение, мы не можем не сказать, что число храмов при Николаевском приходе, как и число храмов вообще в городе Веневе, далеко превышает как действительную потребность, так и средства в правильной ремонтировке. При всем живом усердии жителей, они далеко не в силах без сторонней, благотворительной помощи, поддерживать церкви в подобающем величии, приличествующем дому Божию; ибо в городе, заключающем в себе немного более 4000 жителей, живущих большею частию вне города, зарабатывая себе пропитание, со включением домовой больничной церкви, находятся 9 храмов. Правда, усердию храмоздателей много способствовало обилие строительного материала, так как в 8 верстах от города залегла обширная засека, а по преданию, в старину и весь город находился в засеке; в окрестностях же города находятся обширныя каменоломни, тем не менее, построение более чем  потребного количества храмов и заботливое поддержание их жителями замкнутого города, не имеющаго в себе ни фабрик, ни проездных транспортных дорог, ни других каких либо крупных торговых оборотов и выгод, невольно заставляют случайнаго посетителя остановить свое глубокое внимание и удивляться боголюбивому обществу жителей города, столь щедро уделяющих свои лепты на поддержание и украшение столь значительного числа храмов.

Св. Ар. Каменский