карта сайта
                           

 

 

                                                      WWW.VENEVA.RU   
                                                                        
 

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

Главная
История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте

 

 

 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

 

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

07:32

Электронная библиотека

 

 

Дополнение к статье “Суеверный обычай в Веневском уезде”, помещенной в №18 “Тульских епархиальных ведомостей” за 1890 г.

Тульские епархиальные ведомости, 1890 г., №20, с.292-294
                       Села Прони, Епифанского уезда, священник Иоанн Покровский

   Пять лет я был священником в селе Мягком Веневского уезда, состоящем от Серебряных Прудов на расстоянии четырех верст, и пять лет я боролся с суеверным обычаем, укоренившимся в простом народе, прыгать через огонь вечером под праздник Преполовения, и ничего не сделал. “Что же вы нам не даете хода и запрещаете повеселиться и прыгать через огонь”, бывало, скажет кто-нибудь из народа, “когда в соседних селах не уничтожают этого”. С моей стороны были приняты всевозможные меры к искоренению этого обычая. И в церкви, и в домах, и в школе я внушал бросить этот обычай, объясняя вред, от него происходящий, но оказался бессильным в борьбе с этим упорным суеверием. Нельзя сказать, чтобы народ был недоверчив ко мне. В Мягком удалось мне уничтожить обычай наряжаться на свадьбе и разыгрывать из себя роль шута. Насколько этот обычай был нелеп, можно судить по тому, что женщин наряжались в мужские одежды, а мужчины в женские и, идя по селу, кувыркались и выделывали разные штуки, возбуждая в народе смех. Этот обычай в настоящее время еще держится в селах: Клемове, Беззубове, Косяеве и Калемине.

   Что же касается до обычая прыгать через огонь, то он существует в селах: Серебряных Прудах, Мягком, Дудине, в Красном, в Толстых, в Курепине и в деревнях, причисленных к этим селам, особенно в деревне Благодать, прихода села Дудина. Село Мягкое раскинуто на пригорке, с трех сторон окружено реками Осетром и Березиной, а с четвертой – лесами, принадлежащими крестьянам села Мягкого. Под праздник Преполовения вечером из окон моего дома всегда бывало видно огней пять или шесть в разных местах и заметно было, как они мелькали: будто на секунду скроются, потом опять засветятся … Это – момент, когда происходило прыгание. Спросишь любого человека в Мягком: “Для чего это жгут огни и прыгают через них?” Вам ответят: “Чтобы коровка получше принесла теленочка и чтобы прочая скотинка была сыта”.

   Живя в Мягком и удивляясь тому, что там существует такой грубый суеверный обычай, я спрашивал у народа, особенно у стариков: “Ужели в этом селе не было пастырей, которые бы вам разъяснили этот обычай и указали вред от него?” Мне отвечали: “Мало ли старались об этом священники, но не могли ничего сделать с нашим народом. О. Феодор больше всех старался уничтожить у нас прыгание через огонь. Он сам давал наставление, просил старосту разгонять народ с поля, но ничего не помогло…”

   Раз я под Преполовение вечером, когда в соседних селах на полях жгли огни и прыгали через них, обошел кругом всего села Мягкого, далеко смотрел вдаль и остался доволен, что на мягковском поле не было огня. За две недели до Преполовения я стал объяснять народу вред от суеверного обычая прыгать через огонь и думал, что народ бросил эту привычку. Утром мне передают, что в лесу под названием “Житовка”, принадлежащим мягковским крестьянам, происходило прыгание через огонь.

   Желательно, чтоб пастыри от поименованных мною сел высказали свое суждение о существующем там обычае прыгать через огонь…

 

 


Баннерная сеть "Историческое краеведение"