WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                  
                                                           

Главная

История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте
 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

09:41

Главная > Находки > То, что валяется под ногами

То, что валяется под ногами

   На многочисленные черепки под ногами, как правило, никто не обращает внимания. Редкий турист поднимет с земли и сунет в карман бесформенный осколок глиняной посуды. Между тем, основной способ датировки археологических находок на местности - датировка по сопутствующей керамике. Так что кусок обожженной глины может вполне оказаться находкой с возрастом в 500 лет.

   Все черепки находимые в окрестностях Венева можно условно разделить на несколько групп:

Лепная керамика неолита

  Самые древние, из известных науке, керамические изделия. Найти подобные образцы случайно практически не реально. На фотографии черепки из Венёвского историко-краеведческого музея. Это, так называемая, "ямочно-гребенчатая" керамика. Найдена на территории города. Возраст 2 тысячи лет до н.э., период Неолита (Ново-каменный век). Одно из важнейших открытий неолита - обжиг глины. Подобные находки археологи относят к Тульской группе Белёвской культуры.

Грубая красная керамика

   По данным культурного слоя Москвы появляется в употреблении в XIV в., массовое производство наблюдается в XVI-XVII вв. Различается по качеству теста и выделке грубая и типичная красная керамика. Красная грубая выходит из употребления к концу XVI в. Черепок в изломе красный или буро-красноватый, шероховатый, звонкий, орнамент линейный или зубчатый. Красную керамику получали путем окислительного горнового обжига (со свободным доступом воздуха в горн).

   Как правило, подобная керамика использовалась в качестве кухонной. Для её изготовления пригодна местная буро-красноватая глина. Осколок найденный мной (на фото слева) тянет на конец XVI века. Однако, я еще на 100% не уверен.

Чернолощеная керамика

   Является разновидностью мореной. В Москве бытует с 1540-х гг. (присоединение Смоленска), максимально распространяется в XVII в., после чего почти исчезает. В изломе черепок серый или серо-коричневатый, звонкий, гладкий, обжиг горновой восстановительный. Миски имели полностью лощеную поверхность, кувшины, кубышки и крины – поверхность с сетчатым, волнистым лощением, лощением параллельными линиями, но это более характерно для второй половины XVII в. Иногда на кринах и кубышках лощение сочетается с линейным нарезным орнаментом.

   Лощенная посуда была в столовом и комнатном обиходе среднего класса. По данным московских археологов, на чернолощеную керамику приходится всего 1,5% находок в культурном слое второй половины XVII века. Предметами роскоши тогда считалась металлическая посуда, а чернолощенная очень похожа на неё. Этот эффект позволяло достичь сочетание лощения и морение сосудов. Лощение - шлифовка до или после обжига глины более твердым предметом (речной галькой, костяным лощилом и т.п.), в результате поверхность приобретает матовый блеск. Морение - обжиг глины без доступа кислорода, в следствии чего, углерод в виде графита оседает на посуду, придавая ей черный цвет. Существует версия, что крупным центром по производству чернолощенной керамики в XVII веке являлся город Зарайск. Так, что вполне может быть и наш черепок родом из Зарайска. Мною собрано несколько различных фрагментов, в том числе ручки сосудов. Шикарно смотрятся целые чернолощенные сосуды. В запасниках Веневском музея храниться один такой, может быть со временем и он будет выставлен для всеобщего обозрения.

Серая керамика

  Черепок в изломе светлосерый, звук глуховатый. Поверхность обычно сильно закопченная, шероховатая. Глиняное тесто со значительной примесью песка. Единственная известная пока форма этих сосудов — горшки со слабо отогнутым профилем, имеющим характерный выступ на внутренней стороне. Венчик горшка обычно покрыт линейным орнаментом, отличающимся большой частотой линий, очевидно нанесенных гребеночкой с частыми зубьями. Сосуды сформованы на ручном круге. Толщина не более 5 мм. Мною найдено четыре подобных венчика от разных сосудов. Внешняя сторона сильно закопчена.

"Датировать можно XVI веком по характеру линий" - археолог Клянин Р.В. Для керамики XV-XVI вв. характерна профилировка верхней части сосуда в виде выраженного валика на внутренней поверхности, образованного с помощью загиба внутрь края формовочной массы.

  Еще один пример более поздней серой керамики. Данный венчик имеет V-образный профиль, характерный для XVII-XVIII века.

Белоглиняная керамика
 

  В Московской Руси встречается с XIV в., к XVIII в. ее производство падает. Черепок тонкий, шероховатый, в изломе белый. Тесто – белая глина с примесью песка. Изготавливалась белоглиняная посуда на ручном круге. Из белой глины делали горшки, миски, чашки, кувшины, крышки.

Поливная керамика

Полива – тонкое стекловидное покрытие на керамике, обычно имевшее зеленый цвет (ее называли на Руси «муравой», а изделия с такой поливой – «муравлеными»). До начала XVIII в. она на Руси не встречается, хотя «ценинные» или «муравленые» печные изразцы уже есть. Черепок в изломе красный, тонкий, звонкий. Полива светло-зеленая, реже – желтая, очень редко – коричневая. Таким способом изготавливались кринки, кувшины, миски, небольшие горшки. Под поливой прослеживается нанесенный штампом орнамент, на стенках кувшинов, мисок имеются фигурные налепы.

   Наиболее распространенная керамика находимая в Веневе. Активно использовалась с XVIII до XX века. После своего появления вытеснила всю остальную. Производство её было широко распространено, только в самом Веневе в XIX веке существовало шесть "горшочных производств". Располагались они вблизи склонов оврагов, в которых устраивались горны. Известно, что гончары жили в конце улицы Полевой (Бундурина) и на улице Малой мещанской (Лермонтовская). В уезде были известны два гончарных центра - село Хавки и деревня Бяково. На ярмарку так же привозили посуду из соседних регионов, особо славилась продукция гончаров г.Скопин Рязанской губернии.

Фаянс

 Эти изделия стали популярны благодаря массовому производству с середины XIX века. Хотя и отличаются от современных некоторой грубоватостью. Они довольно широко распространены и разнообразны. За городом встречаются в местах бывших барских усадьб. На донцах многих из них можно прочитать клеймо изготовителя. Фаянсовая посуда подавалась в первую очередь для торжественных случаев.

  Если очень повезет, можно найти импортный фаянс. До XVIII Россия импортировала фаянсовою посуду сначала из Золотой Орды (полуфаянсы с подглазурной полихромной росписью, с рельефной моделировкой поверхности и без нее, покрытые бесцветной или бирюзовой прозрачными глазурями), позже из Турции. По данным археологических раскопок золотоордынская керамика составляет 85 % физического объема импорта поливной восточной керамики на Русь за всю эпоху средневековья (X-XVIII вв.). В XVIII веке импортировали в основном европейскую фаянсовую посуду.

    Даже в Веневе располагалось производство фаянсовой посуды. По воспоминаниям современников продукция Веневской фаянсовой мануфактуры Завьялова не пользовалось большой популярностью из-за низкого качества и простоты оформления.

   Известно, что первая фаянсовая фабрика в России появилась в Гжели, где-то в 1830 году, а в Веневе в 1840-х годах. Так, что надо признать оперативность местных купцов в диверсификации уездного бизнеса.

Что дальше?

   Особенно удачливые искатели могут, при необходимом количестве черепков, склеить клеем ПВА некое подобие горшка или посуды. В Веневском Историко-краеведческом музее имеется полностью склеенные сосуды XII века с раскопок города Корнике.