Самым популярным туристическим местом в ближайших окрестностях города Венёва
является источник "Двенадцать ключей". Он располагается вблизи села Свиридово, в устье
речки Сухой Осетрик при её впадении в реку Венёвку.
Сегодня урочище, где находится источник, благоустроенно. Есть купель с двумя
отделениями. Асфальтированная дорога и парковка. Обустроено место для пикников и
"Поляна невест" с качелями. Здесь ежегодно с 2006 года проводится
фольклорный фестиваль "Двенадцать ключей".
Впервые гуляния на ключах
упоминает в своей неопубликованной работе
"Реки Веневского уезда" (1852)
смотритель местного духовного училища Даниил
Герасимович Гедеонов:
"По приятности
местоположения, а может быть и другим причинам, здесь с незапамятных времен 24
июня бывает гулянье, на которое съезжаются из города и уезда люди, сочувствующие
красотам природы. С этими ключами суеверная молва соединяет воспоминание о
каких-то двенадцать братьях-богатырях, имевших притон в ближних окопах."7
В 1854 году Гедеонов
опубликовал в Тульских губернских ведомостях статью "Веневские
древности" (1854), где называет эту легенду "Миф о двенадцати
богатырях". Подробности мифа в статье автор не привел, но сообщил, что
ежегодно 24 июня (7 июля по новому стилю) в рождество Иоанна Предтечи
окрестное население стекается к двенадцати родникам у Свиридовой горы.
Здесь же у источника находится часовня с особо почитаемой иконой Иоанна
Предтечи. А на вершине этой горы существовали курганы, в которых, по
мнению местных старожилов того времени, были захоронены двенадцать
богатырей. Гедеонов так же
связывал название расположенного неподалеку сельца
Предтечево с этим урочищем1, 6.
Рядом с источником сохранились валы,
остатки фортификационных укреплений Засечной черты XVI-XVII
веков. Гедеонов в своей работе "Венев-монастырь и Княжьи
Ворота" (1861) предполагал, что здесь в устье Сухого Осетрика
располагались "Княжьи ворота", через которые проходила тульско-рязанская дорога
и дорога в верховья реки Дон6.
Снимок из семейного альбома венёвских мещан Гавриловых, начало XX века
Всеволод Николаевич
Оводов (р.1929) в 1999 записал воспоминание о дореволюционной жизни
веневских купцов Оводовых и о поездках на источник. Автор приводит факты
со слов своей тети Александры Михайловной Оводовой (1898-1979): "На
Троицу выезжали в Свиридовский лес с самоваром. Там каждый год на Троицу
устраивались гулянья (съезжался весь город). С северной стороны, где
кончался лес был крутой спуск, а у основания этой возвышенности бьют
двенадцать ключей (вода хрустально чистая, холодная и бежит шумящим
потоком)."2
Жители города вспоминали,
что там же на гуляньях можно было отведать горячего меду, после
употребления которого, ни в коем случае нельзя пробовать холодную
родниковую воду. Традиция отмечать праздники на источнике сохранялась и в
советское время. Выезжали, хотя уже и не массово, на праздник Троицы,
который отмечается по времени раньше Рождества Иоанна Предтечи.
Легенда о богатырях вновь
появляется на страницах печатного издания в 1964 году, в статье про художника
Валентина Ильича Молодчикова внештатного
корреспондента газеты "Красное знамя" (Венев) Василия Крючкова: "А
вот рядом стоит разлапистая липа, из-под корней которой выбегают 12 ключей. Этот
этюд - начало тоже для большого полотна «Прощеное». В ней художник мечтает
передать древнюю легенду о 12 братьях-богатырях, погибших на веневской земле в
годы татарского нашествия."8
В 1970 году
заместитель главного редактора венёвской газеты и краевед
Михаил Георгиевич Бороздинский
опубликовал статью к 590-летию Куликовской битвы, где пересказал легенду о
Двенадцати братьях в художественной обработке: "…Из года в год, из поколения в поколение передается об
этой битве из уст в уста легенда о двенадцати братьях и двенадцати
ключах и в нашем Веневском районе"9.
Со временем эта версия
фактически получила статус официальной.
Хотя правильнее было бы её называть версией Бороздинского.
Сам Михаил
Георгиевич в качестве источника легенды указывал уроженца деревни Звойка -
Михаила Ильича Молодчикова5.
В 1974 легенда попала
на страницы книги "Венев", авторами которого стали веневский краевед
Михаил Георгиевич Бороздинский и тульский
архитектор Владимир Николаевич Уклеин. В ней былопубликован краткий пересказ легенды: "...
некий старик Свирид послал в 1380 г. с Дмитрием Донским 12 своих сыновей и они
все погибли. Похоронили их на берегу р. Веневки у Свиридовского леса, а через
некоторое время здесь пробилось 12 ключей, которые и сейчас ещё существуют."3
1. «Войска князя
Московского Дмитрия Ивановича проходили через эти места, когда шли на
Куликовскую битву. Здесь на горе жил старик Свирид, и было у него
двенадцать сыновей, и все двенадцать пошли с князем на битву. А через
несколько дней под горой стали бить один за другим двенадцать родников.
Когда забил двенадцатый родник, понял Свирид. что все его сыновья пали
на поле брани. С тех пор стали называть родник «Двенадцать ключей», а
деревню — Свиридово».
2. «Дмитрий Донской с
войском шел на Куликово поле, чтобы встретиться в битве с
татарами. Когда они подошли к этому месту и встали лагерем, то
нужно было напоить войско, а воды родника, бьющего из-под камня, не
хватало. Легенда этого камня гласила, что если сдвинуть этот камень, то
забьет еще одиннадцать родников. Сколько людей ни пыталось поднять его —
никому этого не удалось. Тогда сам князь Дмитрий Иванович спрыгнул с
коня и подошел к камню. Едва он коснулся его, камень отвалился, и забили
еще одиннадцать родников, да так, что можно было напоить все
многотысячное войско».
3. «Когда войско
Дмитрия Ивановича возвращалось с Куликовской битвы, то в этом месте
остановилось отдохнуть. И тогда на них неожиданно напали рязанские
дружины. В короткой битве погибло двенадцать витязей. Там, где каждый
пал и забил родник. А другие добавляют, что похоронили их на горе в
курганах».4
Последняя версия с нападением рязанцев представлялась Клянину наиболее
интересной и правдоподобной.
Фольклорный фестиваль "Двенадцать ключей",
фото Татьяны Савиной, 01.07.2017
Вид на излучину реки Венёвки
со Свиридовой горы в 1915 и 2004 годах
Интересные факты
Крест
из белого камня на противоположном высоком берегу Сухого Осетрика
вырезал камнерез В.Тальков, брат певца Игоря Талькова.
До 2007 года крест находился рядом с
источником, но был заменен, на крест из черного мрамора.
На горе, у подножья которого бьёт источник, в
1991 году проводились археологические раскопки и были обнаружены
четырнадцать погребений. Датировали захоронения
XII-XIV веками.